Колесный движитель предназначен для обеспечения движения автомобиля и управления им и состоит из ведущих и ведомых колес. Конструкция колесного движителя всех модификаций автомобилей КамАЗ типа 6X4 аналогична и состоит из двух одинарных передних управляемых колес и четырех сдвоенных задних ведущих колес (колесная формула 6X4).
Передние колеса автомобилей КамАЗ — бездисковые со спицевыми ступицами, с разъемными ободами, снабженными коническими полками и пневматическими шинами, имеющими протектор дорожного типа. Устройство переднего колеса представлено на рис. 1. Колесо состоит из ступицы, обода и шины.
Ступица переднего колеса отлита из стали 35Л или ковкого чугуна КЧ37-12, сппцевая. В центре ступицы имеется полость, в которой расположены гнезда для установки подшипников и сальника ступицы. На ступице имеются пять спиц, равномерно расположенных по окружности. Концы спиц заканчиваются коническими опорами, предназначенными для посадки конической поверхности обода. Угол конуса 28° обеспечивает при затяжке гайки 6 моментом 21—26 кгс-м силу трения, необходимую для надежного соединения обода со ступицей и предохранения обода от проворота при торможении. Шпильки крепления ободов к ступицам колес имеют правую резьбу. В теле ступицы между спицами имеется пять отверстий, предназначенных для болтов крепления тормозного барабана. Гайки болтов самоконтрящиеся.
Для уменьшения износа шин и улучшения устойчивости и управляемости автомобиля ступица в сборе с тормозным барабаном балансируется. Допустимый дисбаланс 700 гс-см. Для устранения дисбаланса в производстве определяют наиболее тяжелое место ступицы с барабаном в сборе с противоположной стороны, к наружной поверхности тормозного барабана приваривают груз. Вес груза определяется величиной устраняемого дисбаланса.
Обод колеса с конической посадочной полкой разборный. Он состоит непосредственно из обода, замочного кольца и бортового кольца 10. Обод имеет размер 7,0—20. Полка обода с одной стороны заканчивается бортом, с другой стороны — фасонным сечением, предназначенным для посадки на конические поверхности спиц и для размещения бортового и замочного колец. Замочное кольцо разрезное. Оно изготовлено из специального стального профиля. Бортовое кольцо также стальное.
Шина пневматическая, камерная, с радиальным кордом и рисунком протектора дорожного типа. Маркировка шины 260— 508Р, что означает: 260 ширина профиля надутой шины в мм, 508 — наружный диаметр обода, Р — шина ( радиальным кордом. Макси мальное внутреннее давле-ние шины 7,0 кгс/см2, максимальная нагрузка на ши ну—2250 кгс, статистический радиус 477 мм. По геометри ческим параметрам (но не по допускаемой нагрузке) шина автомобиля КамАЭ-5320 типа 6X4 аналогична шине автомобиля ЗИЛ-130.
В зависимости от нагрузки на переднюю ось давление в шинах передних колес автомобилей семейства КамАЗ типа 6X4 различное и соответствует: для автомобиля КамАЭ-5320 — 7,0 кгс/см2, КамАЭ-53202 — 7,3 кгс/см2, КамАЗ-5410 — 7,3 кгс/см2 и КамАЗ-5510—6,8 кгс/см2. Давление в запасном колесе и в задних колесах одинаковое и равно 4,3 кгс/см2.
Шина с ободом в сборе балансируется относительно конической поверхности и торца обода. Допустимый дисбаланс 3 кгс-см. Дисбаланс устраняется установкой балансировочных грузиков. Количество грузиков в зависимости от устраняемого дисбаланса может быть разное, но не должно превышать пяти и соответствует: при дисбалансе от 3,0 до 7,5 кгс-см— одному, от 7,5 до 12,0 кгс-см — двум, от 12,0 до 16,5 кгс-см — трем, от 16 до 21,0 кгс-см —четырем и от 21,0 до 25 кгс-см — пяти. При установке грузов должны быть исключены удары по грузу и пружине. Груз должен быть плотно прижат к замочному кольцу, выступание одного груза относительно соседних не должно превышать 3 мм.
Рис. 1. Переднее колесо с тормозным барабаном в сборе:
1 — ступица; 2 — болт; 3— тормозной барабан; 4 — прижим переднего колеса; 5 — шпилька; 6 — гайка; 7 — обод; 8 — замочное кольцо; 9 — грузик; 10 — бортовое кольцо; 11 — шина
Ступицы заднего колеса отлиты из стали 35JI или ковкого чугуна КЧ37—12, спицевые. В центре ступицы имеется полость, в которой расположены гнезда для установки подшипников 1 и 12. В остальном конструкция ступиц задних колес не отличается от конструкции передних колес.
Рис. 2. Протектор шины 260-508Р
Внутреннее колесо центрируется на ступице конической поверхностью своего обода. Наружное кольцо центрируется конической поверхностью прижима. Угол конуса прижима 28°. Для надежного соединения ободов со ступицей и предотвращения их от проворачивания при реализации крутящего момента двигателя и при торможении обода прижаты друг к другу и к коническим поверхностям ступицы и прижимов пятью гайками, затянутыми моментом 25—30 кгс-см.
Шпильки крепления ободов колес имеют правую резьбу. Передние и задние колеса с шинами в сборе полностью взаимозаменяемы. При установке или замене колес в сборе следует лишь обращать внимание на давление в шинах.
На всех автомобилях КамАЗ предусмотрена установка запасного колеса в сборе с шиной.
На автомобилях КамАЗ-5320 и 53202 запасное колесо устанавливается на кронштейне, закрепленном на правом лонжероне рамы. Подъем колеса осуществляется с помощью простейшей лебедки.
На автомобилях КамАЗ-5510 и 5410 запасное колесо устанавливается за кабиной в специальном держателе с механическим подъемом и опусканием.
Рис. 3. Заднее колесо с тормозным барабаном в сборе:
1 — наружное кольцо наружного подшипника; 2 — ступица; 3— прижим заднего колеса; 4— обод; 5 — шина наружная; 6 — камера; 7— проставочное кольцо; 8 — бортовое кольцо; 9 — замочное кольцо; 10— тормозной барабан; 11 — маслоуло-вительное кольцо; 12 — наружное кольцо внутреннего подшипника
Для поднятия запасного колеса с земли его следует установить в откидной кронштейн и вращать ворот при помощи рукоятки из комплекта водительского инструмента. Вместе с воротом вращается храповик, который удерживается собачкой от проворачивания в обратном направлении. На ворот наматывается трос и откидной кронштейн поднимается вместе с колесом. В поднятом состоянии колесо крепится при помощи тяг с гайками. Для опускания колеса необходимо усилием руки (примерно 15—20 кгс) нажать на колесо вниз. При этом храповик, зажатый конусом с помощью тарельчатых пружин, начинает проскальзывать, в результате чего колесо опускается.
Если опускание колеса происходит слишком быстро или колесо самопроизвольно падает вместе с откидным кронштейном, то необходимо увеличить трение конической поверхности вала о корпус храповика. Для этого необходимо завернуть гайку, регулирующую усилие набора тарельчатых пружин.
Техническое обслуживание колесного движителя
При ЕО необходимо проверять затяжку гаек крепления ободов колес к ступицам и осматривать крепление опоры запасного колеса. Затяжка гаек должна производиться равномерно через одну гайку в два-три приема. Момент затяжки для передних колес 21 — 26 кгс-м, для задних колес 25—30 кгс-м.
При обслуживании в пути и после окончания работы следует осмотреть покрышки и обода. Застрявшие предметы в покрышках удалить, погнутые обода заменить при первой возможности. Длительная эксплуатация автомобиля с погнутыми бортовыми кольцами и бортами ободов сокращает срок службы покрышек.
Периодически, но не реже чем при ТО-1, надо проверять манометром давление воздуха в шинах колес, и в случае отклонения доводить давление до требуемой величины. Надо предохранять шины от попадания на них бензина, керосина и масла. При попадании указанных жидкостей на шины их следует протереть досуха. Во избежание повышенного износа покрышек не следует резко тормозить автомобиль, допускать его перегрузку, а также рывки и пробуксовку колес при трогании с места и переходе с низших передач на высшие. Нельзя снижать давление в шинах, если оно повышается вследствие нагрева, особенно в жаркую погоду. Запрещается стоянка автомобилей на спущенных шинах, а также эксплуатация автомобилей, у которых внутреннее давление в шинах не соответствует установленной норме, так как при этом шины быстро выходят из строя.
При ТО-1 осмотреть и при необходимости подтянуть гайку крепления опоры запасного колеса к кронштейну держателя. Момент затяжки гайки 16—19 кгс-м.
Основные неисправности колес и способы их устранения
В процессе эксплуатации могут нарушиться регулировка подшипников ступиц, разрегулироваться углы схождения и поворота передних колес, деформироваться закраины ободов и бортовых колец, разрушиться покрышки или камеры и нарушиться установленная балансировка колес.
Неисправности следует устранять в следующем порядке: проверить давление воздуха в шинах и при необходимости подкачать До нормы, убедиться, нет ли увеличенного люфта в ступицах колес. Осевой люфт подшипников устранить регулировкой.
Если при движении по прямой дороге автомобиль «уводит» в сторону, причиной может быть разное давление в шинах колес. Возможно, произошел прокол одной из камер или неисправен золотник. Неисправную камеру нужно отремонтировать, золотник заменить. Если давление в шинах колес в пределах нормы, но автомобиль «уводит», проверить схождение и углы поворота передних колес и при необходимости отрегулировать. Причиной сильной вибрации автомобиля при достижении определенной скорости может быть нарушение балансировки, главным образом передних колес.
Регулировка подшипников ступиц колес, углов схождения и поворота описаны в разделах «Ведущие мосты» и «Передний мост».
Для замены бортового кольца камеры, покрышки, шины или обода необходимо шину с ободом в сборе снять со ступицы.
Демонтаж шины с ободом осуществляется при надежно заторможенном автомобиле в следующем порядке:
а) для переднего моста: поднять колесо домкратом; отвернуть пять гаек крепления обода к ступице; снять прижимы колеса; снять шину с ободом в сборе;
б) для задних мостов: поднять колесо домкратом; отвернуть пять гаек крепления ободов к ступице; снять прижимы колеса; снять наружную шину с ободом в сборе; снять проставочное кольцо; снять внутреннюю шину с ободом в сборе.
Установка осуществляется в обратной последовательности.
Для замены камеры или покрышки необходимо разобрать шину с ободом.
Разборка производится в следующем порядке:
— отвернуть колпачок вентиля и выпустить полностью воздух из камеры;
— положить шину с ободом замочным кольцом вверх;
— прямую лопатку с плоским концом вставить между бортовым кольцом и покрышкой и отжать покрышку вниз (положение 1);
— в образовавшийся зазор между бортовым кольцом и плоской лопаткой сверху вставить лопатку с кривым захватом (положение 2);
— пользуясь двумя лопатками как рычагом, отжать борт покрышки вниз (положение HI) и, последовательно передвигая лопатки по окружности, снять борт покрышки с конической полки замочного кольца;
— плоскую лопатку вставить в прорезь в замочном кольце и отжать его из замочной канавки обода (положение IV);
— лопаткой с кривым захватом, опираясь на бортовое кольцо, приподнять замочное кольцо вверх (положение V);
— продолжая удерживать замочное кольцо в приподнятом положении, завести конец прямой лопатки под нижний торец замочного кольца (положение VI);
— поддерживая замочное кольцо рукой, плоской лопаткой постепенно выжать кольцо (положение VII);
— снять бортовое кольцо;
— перевернуть шину и, пользуясь двумя лопатками, снять борт покрышки с конической полки обода, применяя при этом приемы положений 1, 2 и 3 (положение VIII);
— вынуть обод из шины.
Рис. 3. Приемы разборки колеса:
1 — монтажная лопатка с плоским концом; 2 — монтажная лопатка с кривым захватом
Сборку необходимо производить на чистом полу или брезенте.
Сборку обода с шиной необходимо производить в следующей последовательности:
— припудрить тальком внутреннюю поверхность покрышки и камеру. Вложить камеру в покрышку и вставить ободную ленту;
— положить шину на обод с некоторым перекосом и вставить вентиль;
— приподнять шину со стороны вентиля и надеть ее противоположной стороной на обод;
— вставить бортовое кольцо;
— вставить замочное кольцо частью, противоположной разрезу, в замочную канавку обода;
— вдавить замочное кольцо ногами до полной посадки его в замочную канавку;
— поставить шину в сборе с ободом замочным кольцом к стене, накачать до 0,6 кгс/см2, что обеспечит посадку борта покрышки на кромку замочного кольца;
— убедиться, что покрышка по всей окружности зашла на кромку замочного кольца, соблюдая меры предосторожности, довести давление до нормального.
При сборке и установке покрышки необходимо обращать внимание на то, чтобы бортовое кольцо, замочное кольцо и обод не были погьуты, были чистыми и свободными от ржавчины, а соприкасающиеся поверхности покрышки были припудрены тальком. Замочное кольцо при потере прежней конфигурации (или деформации) может выскочить при накачивании шины, поэтому шину следует накачивать, повернув ее замочным кольцом в сторону от водителя и окружающих лиц (к стене).
После смены шины, а также в случае ее неравномерного износа или повышенной вибрации передней части автомобиля необходимо отбалансировать колесо.
Устраняется дисбаланс установкой балансировочных грузиков, прикрепляемых к бортовому кольцу пластинчатой пружиной. Грузики закрепляются после накачки шин воздухом.
Балансировку переднего колеса следует производить следующим образом:
— поднять колесо домкратом, предварительно надежно затормозив автомобиль;
— отвернуть гайки крепления крышки ступицы и снять крышку;
— отвернуть контргайку, снять замочные шайбы и отвернуть гайку подшипника;
— снять колесо в сборе с цапфы;
— удалить полностью из подшипников и ступицы смазку;
— выпрессовать сальник ступицы, предохранив его от повреждения;
— установить колесо на цапфу, отрегулировать зазор в подшипниках так, чтобы кольцо вращалось свободно, без заеданий;
— проверить сбалансированность колеса, вращая его;
— определить самую легкую часть колеса (она постоянно занимает верхнее положение после нескольких поворотов при остановке колеса), отметить ее мелом и установить на ней грузик;
— провернуть колесо. Если колесо встанет опять грузиком вверх, то следует прикрепить другой и так до тех пор, пока часть колеса с грузиками будет останавливаться в безразличном положении. При этом следует иметь в виду, что число грузиков не должно превышать пяти.
Если балансировку указанным приемом не удается достичь, следует заменить колесо.
Отбалансированное колесо следует снять с цапфы, запрессовать сальник, смазать подшипники, заполнив смазкой промежутки между кольцами и роликами, установить колесо на цапфу, отрегулировать подшипники, закрыть полость ступицы крышкой и опустить домкрат.
Рис. 5. Схема перестановки шин
Для обеспечения надежной работы шин и повышения их долговечности необходимо в процессе эксплуатации производить перестановку шин, схема которой представлена на рис. 5.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Колесный движитель КамАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы