Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобиль КамАЗ

Публикация:
   Колесный движитель КамАЗ

Читать далее:




Колесный движитель КамАЗ

Колесный движитель предназначен для обеспечения движения автомобиля и управления им и состоит из ведущих и ведомых колес. Конструкция колесного движителя всех модификаций автомобилей КамАЗ типа 6X4 аналогична и состоит из двух одинарных передних управляемых колес и четырех сдвоенных задних ведущих колес (колесная формула 6X4).

Передние колеса автомобилей КамАЗ — бездисковые со спицевыми ступицами, с разъемными ободами, снабженными коническими полками и пневматическими шинами, имеющими протектор дорожного типа. Устройство переднего колеса представлено на рис. 1. Колесо состоит из ступицы, обода и шины.

Ступица переднего колеса отлита из стали 35Л или ковкого чугуна КЧ37-12, сппцевая. В центре ступицы имеется полость, в которой расположены гнезда для установки подшипников и сальника ступицы. На ступице имеются пять спиц, равномерно расположенных по окружности. Концы спиц заканчиваются коническими опорами, предназначенными для посадки конической поверхности обода. Угол конуса 28° обеспечивает при затяжке гайки 6 моментом 21—26 кгс-м силу трения, необходимую для надежного соединения обода со ступицей и предохранения обода от проворота при торможении. Шпильки крепления ободов к ступицам колес имеют правую резьбу. В теле ступицы между спицами имеется пять отверстий, предназначенных для болтов крепления тормозного барабана. Гайки болтов самоконтрящиеся.

Для уменьшения износа шин и улучшения устойчивости и управляемости автомобиля ступица в сборе с тормозным барабаном балансируется. Допустимый дисбаланс 700 гс-см. Для устранения дисбаланса в производстве определяют наиболее тяжелое место ступицы с барабаном в сборе с противоположной стороны, к наружной поверхности тормозного барабана приваривают груз. Вес груза определяется величиной устраняемого дисбаланса.

Обод колеса с конической посадочной полкой разборный. Он состоит непосредственно из обода, замочного кольца и бортового кольца 10. Обод имеет размер 7,0—20. Полка обода с одной стороны заканчивается бортом, с другой стороны — фасонным сечением, предназначенным для посадки на конические поверхности спиц и для размещения бортового и замочного колец. Замочное кольцо разрезное. Оно изготовлено из специального стального профиля. Бортовое кольцо также стальное.

Шина пневматическая, камерная, с радиальным кордом и рисунком протектора дорожного типа. Маркировка шины 260— 508Р, что означает: 260 ширина профиля надутой шины в мм, 508 — наружный диаметр обода, Р — шина ( радиальным кордом. Макси мальное внутреннее давле-ние шины 7,0 кгс/см2, максимальная нагрузка на ши ну—2250 кгс, статистический радиус 477 мм. По геометри ческим параметрам (но не по допускаемой нагрузке) шина автомобиля КамАЭ-5320 типа 6X4 аналогична шине автомобиля ЗИЛ-130.

В зависимости от нагрузки на переднюю ось давление в шинах передних колес автомобилей семейства КамАЗ типа 6X4 различное и соответствует: для автомобиля КамАЭ-5320 — 7,0 кгс/см2, КамАЭ-53202 — 7,3 кгс/см2, КамАЗ-5410 — 7,3 кгс/см2 и КамАЗ-5510—6,8 кгс/см2. Давление в запасном колесе и в задних колесах одинаковое и равно 4,3 кгс/см2.

Шина с ободом в сборе балансируется относительно конической поверхности и торца обода. Допустимый дисбаланс 3 кгс-см. Дисбаланс устраняется установкой балансировочных грузиков. Количество грузиков в зависимости от устраняемого дисбаланса может быть разное, но не должно превышать пяти и соответствует: при дисбалансе от 3,0 до 7,5 кгс-см— одному, от 7,5 до 12,0 кгс-см — двум, от 12,0 до 16,5 кгс-см — трем, от 16 до 21,0 кгс-см —четырем и от 21,0 до 25 кгс-см — пяти. При установке грузов должны быть исключены удары по грузу и пружине. Груз должен быть плотно прижат к замочному кольцу, выступание одного груза относительно соседних не должно превышать 3 мм.

Рис. 1. Переднее колесо с тормозным барабаном в сборе:
1 — ступица; 2 — болт; 3— тормозной барабан; 4 — прижим переднего колеса; 5 — шпилька; 6 — гайка; 7 — обод; 8 — замочное кольцо; 9 — грузик; 10 — бортовое кольцо; 11 — шина

Ступицы заднего колеса отлиты из стали 35JI или ковкого чугуна КЧ37—12, спицевые. В центре ступицы имеется полость, в которой расположены гнезда для установки подшипников 1 и 12. В остальном конструкция ступиц задних колес не отличается от конструкции передних колес.

Рис. 2. Протектор шины 260-508Р

Внутреннее колесо центрируется на ступице конической поверхностью своего обода. Наружное кольцо центрируется конической поверхностью прижима. Угол конуса прижима 28°. Для надежного соединения ободов со ступицей и предотвращения их от проворачивания при реализации крутящего момента двигателя и при торможении обода прижаты друг к другу и к коническим поверхностям ступицы и прижимов пятью гайками, затянутыми моментом 25—30 кгс-см.

Шпильки крепления ободов колес имеют правую резьбу. Передние и задние колеса с шинами в сборе полностью взаимозаменяемы. При установке или замене колес в сборе следует лишь обращать внимание на давление в шинах.

На всех автомобилях КамАЗ предусмотрена установка запасного колеса в сборе с шиной.

На автомобилях КамАЗ-5320 и 53202 запасное колесо устанавливается на кронштейне, закрепленном на правом лонжероне рамы. Подъем колеса осуществляется с помощью простейшей лебедки.

На автомобилях КамАЗ-5510 и 5410 запасное колесо устанавливается за кабиной в специальном держателе с механическим подъемом и опусканием.

Рис. 3. Заднее колесо с тормозным барабаном в сборе:
1 — наружное кольцо наружного подшипника; 2 — ступица; 3— прижим заднего колеса; 4— обод; 5 — шина наружная; 6 — камера; 7— проставочное кольцо; 8 — бортовое кольцо; 9 — замочное кольцо; 10— тормозной барабан; 11 — маслоуло-вительное кольцо; 12 — наружное кольцо внутреннего подшипника

Для поднятия запасного колеса с земли его следует установить в откидной кронштейн и вращать ворот при помощи рукоятки из комплекта водительского инструмента. Вместе с воротом вращается храповик, который удерживается собачкой от проворачивания в обратном направлении. На ворот наматывается трос и откидной кронштейн поднимается вместе с колесом. В поднятом состоянии колесо крепится при помощи тяг с гайками. Для опускания колеса необходимо усилием руки (примерно 15—20 кгс) нажать на колесо вниз. При этом храповик, зажатый конусом с помощью тарельчатых пружин, начинает проскальзывать, в результате чего колесо опускается.

Если опускание колеса происходит слишком быстро или колесо самопроизвольно падает вместе с откидным кронштейном, то необходимо увеличить трение конической поверхности вала о корпус храповика. Для этого необходимо завернуть гайку, регулирующую усилие набора тарельчатых пружин.

Техническое обслуживание колесного движителя

При ЕО необходимо проверять затяжку гаек крепления ободов колес к ступицам и осматривать крепление опоры запасного колеса. Затяжка гаек должна производиться равномерно через одну гайку в два-три приема. Момент затяжки для передних колес 21 — 26 кгс-м, для задних колес 25—30 кгс-м.

При обслуживании в пути и после окончания работы следует осмотреть покрышки и обода. Застрявшие предметы в покрышках удалить, погнутые обода заменить при первой возможности. Длительная эксплуатация автомобиля с погнутыми бортовыми кольцами и бортами ободов сокращает срок службы покрышек.

Периодически, но не реже чем при ТО-1, надо проверять манометром давление воздуха в шинах колес, и в случае отклонения доводить давление до требуемой величины. Надо предохранять шины от попадания на них бензина, керосина и масла. При попадании указанных жидкостей на шины их следует протереть досуха. Во избежание повышенного износа покрышек не следует резко тормозить автомобиль, допускать его перегрузку, а также рывки и пробуксовку колес при трогании с места и переходе с низших передач на высшие. Нельзя снижать давление в шинах, если оно повышается вследствие нагрева, особенно в жаркую погоду. Запрещается стоянка автомобилей на спущенных шинах, а также эксплуатация автомобилей, у которых внутреннее давление в шинах не соответствует установленной норме, так как при этом шины быстро выходят из строя.

При ТО-1 осмотреть и при необходимости подтянуть гайку крепления опоры запасного колеса к кронштейну держателя. Момент затяжки гайки 16—19 кгс-м.

Основные неисправности колес и способы их устранения

В процессе эксплуатации могут нарушиться регулировка подшипников ступиц, разрегулироваться углы схождения и поворота передних колес, деформироваться закраины ободов и бортовых колец, разрушиться покрышки или камеры и нарушиться установленная балансировка колес.

Неисправности следует устранять в следующем порядке: проверить давление воздуха в шинах и при необходимости подкачать До нормы, убедиться, нет ли увеличенного люфта в ступицах колес. Осевой люфт подшипников устранить регулировкой.

Если при движении по прямой дороге автомобиль «уводит» в сторону, причиной может быть разное давление в шинах колес. Возможно, произошел прокол одной из камер или неисправен золотник. Неисправную камеру нужно отремонтировать, золотник заменить. Если давление в шинах колес в пределах нормы, но автомобиль «уводит», проверить схождение и углы поворота передних колес и при необходимости отрегулировать. Причиной сильной вибрации автомобиля при достижении определенной скорости может быть нарушение балансировки, главным образом передних колес.

Регулировка подшипников ступиц колес, углов схождения и поворота описаны в разделах «Ведущие мосты» и «Передний мост».

Для замены бортового кольца камеры, покрышки, шины или обода необходимо шину с ободом в сборе снять со ступицы.

Демонтаж шины с ободом осуществляется при надежно заторможенном автомобиле в следующем порядке:
а) для переднего моста: поднять колесо домкратом; отвернуть пять гаек крепления обода к ступице; снять прижимы колеса; снять шину с ободом в сборе;
б) для задних мостов: поднять колесо домкратом; отвернуть пять гаек крепления ободов к ступице; снять прижимы колеса; снять наружную шину с ободом в сборе; снять проставочное кольцо; снять внутреннюю шину с ободом в сборе.

Установка осуществляется в обратной последовательности.

Для замены камеры или покрышки необходимо разобрать шину с ободом.

Разборка производится в следующем порядке:
— отвернуть колпачок вентиля и выпустить полностью воздух из камеры;
— положить шину с ободом замочным кольцом вверх;
— прямую лопатку с плоским концом вставить между бортовым кольцом и покрышкой и отжать покрышку вниз (положение 1);
— в образовавшийся зазор между бортовым кольцом и плоской лопаткой сверху вставить лопатку с кривым захватом (положение 2);
— пользуясь двумя лопатками как рычагом, отжать борт покрышки вниз (положение HI) и, последовательно передвигая лопатки по окружности, снять борт покрышки с конической полки замочного кольца;
— плоскую лопатку вставить в прорезь в замочном кольце и отжать его из замочной канавки обода (положение IV);
— лопаткой с кривым захватом, опираясь на бортовое кольцо, приподнять замочное кольцо вверх (положение V);
— продолжая удерживать замочное кольцо в приподнятом положении, завести конец прямой лопатки под нижний торец замочного кольца (положение VI);
— поддерживая замочное кольцо рукой, плоской лопаткой постепенно выжать кольцо (положение VII);
— снять бортовое кольцо;
— перевернуть шину и, пользуясь двумя лопатками, снять борт покрышки с конической полки обода, применяя при этом приемы положений 1, 2 и 3 (положение VIII);
— вынуть обод из шины.

Рис. 3. Приемы разборки колеса:
1 — монтажная лопатка с плоским концом; 2 — монтажная лопатка с кривым захватом

Сборку необходимо производить на чистом полу или брезенте.

Сборку обода с шиной необходимо производить в следующей последовательности:
— припудрить тальком внутреннюю поверхность покрышки и камеру. Вложить камеру в покрышку и вставить ободную ленту;
— положить шину на обод с некоторым перекосом и вставить вентиль;
— приподнять шину со стороны вентиля и надеть ее противоположной стороной на обод;
— вставить бортовое кольцо;
— вставить замочное кольцо частью, противоположной разрезу, в замочную канавку обода;
— вдавить замочное кольцо ногами до полной посадки его в замочную канавку;
— поставить шину в сборе с ободом замочным кольцом к стене, накачать до 0,6 кгс/см2, что обеспечит посадку борта покрышки на кромку замочного кольца;
— убедиться, что покрышка по всей окружности зашла на кромку замочного кольца, соблюдая меры предосторожности, довести давление до нормального.

При сборке и установке покрышки необходимо обращать внимание на то, чтобы бортовое кольцо, замочное кольцо и обод не были погьуты, были чистыми и свободными от ржавчины, а соприкасающиеся поверхности покрышки были припудрены тальком. Замочное кольцо при потере прежней конфигурации (или деформации) может выскочить при накачивании шины, поэтому шину следует накачивать, повернув ее замочным кольцом в сторону от водителя и окружающих лиц (к стене).

После смены шины, а также в случае ее неравномерного износа или повышенной вибрации передней части автомобиля необходимо отбалансировать колесо.

Устраняется дисбаланс установкой балансировочных грузиков, прикрепляемых к бортовому кольцу пластинчатой пружиной. Грузики закрепляются после накачки шин воздухом.

Балансировку переднего колеса следует производить следующим образом:
— поднять колесо домкратом, предварительно надежно затормозив автомобиль;
— отвернуть гайки крепления крышки ступицы и снять крышку;
— отвернуть контргайку, снять замочные шайбы и отвернуть гайку подшипника;
— снять колесо в сборе с цапфы;
— удалить полностью из подшипников и ступицы смазку;
— выпрессовать сальник ступицы, предохранив его от повреждения;
— установить колесо на цапфу, отрегулировать зазор в подшипниках так, чтобы кольцо вращалось свободно, без заеданий;
— проверить сбалансированность колеса, вращая его;
— определить самую легкую часть колеса (она постоянно занимает верхнее положение после нескольких поворотов при остановке колеса), отметить ее мелом и установить на ней грузик;
— провернуть колесо. Если колесо встанет опять грузиком вверх, то следует прикрепить другой и так до тех пор, пока часть колеса с грузиками будет останавливаться в безразличном положении. При этом следует иметь в виду, что число грузиков не должно превышать пяти.

Если балансировку указанным приемом не удается достичь, следует заменить колесо.

Отбалансированное колесо следует снять с цапфы, запрессовать сальник, смазать подшипники, заполнив смазкой промежутки между кольцами и роликами, установить колесо на цапфу, отрегулировать подшипники, закрыть полость ступицы крышкой и опустить домкрат.

Рис. 5. Схема перестановки шин

Для обеспечения надежной работы шин и повышения их долговечности необходимо в процессе эксплуатации производить перестановку шин, схема которой представлена на рис. 5.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобиль КамАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Колесный движитель КамАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства