Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили и трактора

Публикация:
   Коммутационная и защитная аппаратура

Читать далее:




Коммутационная и защитная аппаратура

К коммутационной аппаратуре относятся: выключатели стоп-сигналов, центральный и ножной переключатели света и другие выключатели различных потребителей .

Стоп-сигнал предупреждает о торможении автомобиля или трактора. Выключатель стоп-сигнала может быть с механическим, гидравлическим или пневматическим приводом и действует независимо от положения центрального переключателя.

Стоп-сигнал автомобиля состоит из двух фонарей, чаще всего совмещенных с задними габаритными фонарями и фонарями указателей поворота. Такие фонари называются комбинированными. Фонари стоп-сигнала имеют рифленые рассеиватели красного цвета. Свет стоп-сигнала должен быть достаточно сильным, чтобы привлекать внимание в любое время суток, на расстоянии не менее 25 м от автомобиля.

Выключатель стоп-сигнала устанавливается на тормозном кране.

Рис. 188. Схемы выключателей

Рис. 189. Схема центрального переключателя света

Выключатель топ-сигнала с гидравлическим приводом состоит из стального корпуса (рис. 188, а), в котором установлена резиновая диафрагма с контактной латунной пластиной, отжимающейся от зажимов пружиной. Зажимы закреплены в пластмассовом основании. При торможении автомобиля тормозная жидкость из главного тормозного цилиндра входит через канал в корпус выключателя и прогибает диафрагму при этом контактная пластина замкнет зажимы и включит цепь лампы стоп-сигнала.

Выключатель стоп-сигнала с пневматическим приводом имеет полость в корпусе (рис. 188, б) над диафрагмой, которая соединена с магистралью, подводящей воздух к тормозным камерам колес. При торможении автомобиля воздух прогибает диафрагму, которая, преодолевая упругость-пружины, перемещает подвижный серебряный контакт и замыкает между собой зажимы, находящиеся в крышке, что обеспечит включение лампы стоп-сигнала.

Центральный переключатель света служит для включения и выключения приборов наружного освещения и шкал контрольных приборов. Управление переключателем ручное.

В стальном штампованном корпусе (рис. 189) переключателя помещена пластмассовая колодка с двумя латунными контактными мостиками. Кнопкой перемещаются шток и связанная с ним колодка, контактные мостики которой могут занимать три положения — д. В этих положениях они удерживаются при помощи пружинного шарикового фиксатора. К корпусу переключателя прикреплен реостат, состоящий из нихромовой спирали, помещенной в керамическом изоляторе, и латунного ползунка, прижимаемого к спирали и неподвижному контакту пружиной. Ползунок реостата прикреплен к штоку на пластмассовой втулке. Остальные детали реостата смонтированы на штампованном основании.

В положении 0 (все выключено), мостики касаются контактов и, соединенных с источником тока. Цепи всех потребителей, подключенных к переключателю, разомкнуты.

В положении I мостик соединяет с токопроводящим контактом зажим БАТ ножного переключателя света, задние фонари и реостат освещения приборов, а мостик соединяет зажим ножного переключателя с зажимом, к которому присоединены подфарники. Поскольку к зажиму ножного переключателя постоянно подключены нити ближнего света, то по желанию водителя могут быть включены либо подфарники, либо ближний свет в фарах.

В положении II контактный мостик по-прежнему соединяет с источником тока ножной переключатель света, задние фонари и реостат. Контактный мостик соединяет с ножным переключателем нити дальнего света фар и сигнальную лампу дальнего света. При этом с помощью ножного переключателя в фарах можно поочередно включать дальний или ближний свет.

При повороте кнопки переключателя по часовой стрелке до отказа ползунок касается контакта, реостат выведен и лампы освещения приборов горят полным накалом. При повороте кнопки в обратном направлении ползунок скользит по спирали реостата, вводя в цепь этих ламп все увеличивающееся сопротивление. Накал ламп слабеет. Когда кнопка будет повернута против часовой стрелки до отказа, ползунок сойдет со спирали реостата, цепь разорвется и лампы погаснут.

В цепь центрального переключателя света часто включается термобиметаллический предохранитель.

Ножной переключатель света обеспечивает удобное и быстрое переключение с ближнего света фар на дальний или со света подфарников на свет фар. Он состоит из корпуса (рис. 190, а), пластмассовой крышки с неподвижными контактами, и зажимами для присоединения проводов, штока с кнопкой и возвратной пружиной, храпового колеса и подвижного контакта, установленных на оси. Подвижный контакт укреплен на текстолитовом диске, связанном с храповым колесом, и пружиной прижат к неподвижным контактам.

Рис. 190. Ножной переключатель света

При каждом нажатии кнопки шток выступом а поворачивает храповое колесо на угол 60°. При этом подвижный контакт попеременно замыкает или контакты и (рис. 190, б), или контакты я (рис. 190, в) и тем самым включает ближний или дальний свет фар. Когда включен дальний свет, на щитке приборов загорается контрольная лампа. Ножной переключатель для удобства управления расположен около педали сцепления.

Переключатели света разных автомобилей имеют аналогичное устройство.

Предохранители служат для ограничения максимального, тока в электрической цепи при коротком замыкании проводов, что предотвращает быстрый разряд аккумуляторной батареи, порчу амперметра, а также тепловое разрушение изоляции проводов и выключателей. Предохранители бывают плавкие и тепловые; последние могут быть многократного и однократного действия.

Плавкие предохранители собираются в общем блоке на текстолитовом основании, закрытом крышкой. Вставки плавких предохранителей рассчитывают на определенную силу тока и изготовляют из сплава олова и свинца или из меди. При силе тока больше расчетной вставка плавится и прерывает цепь. Плавкие предохранители включают в цепь контрольно-измерительных приборов, заднего фонаря, звукового сигнала и других потребителей.

Термобиметаллический предохранитель многократного действия устанавливают на корпусе центрального переключателя света и включают в цепь фар и подфарников, а также в цепи стеклоочистителя и других потребителей тока.

Контактные пластины и (рис. 191, а), снабженные винтовыми зажимами, изолированы одна от другой. На пластину наложена изоляционная накладка 2. Серебряные контакты замкнуты усилием упругой биметаллической пластины, приваренной к контактной пластине 5. Ход биметаллической пластины ограничивается грибком, на стержне которого с обеих сторон пластины установлены текстолитовые шайбы.

При превышении тока выше допустимого значения биметаллическая пластина, нагреваясь, деформируется и размыкает контакты. После остывания пластина примет прежнюю форму и контакты замкнутся вновь.

Термобиметаллический п редохрани-тель однократного действия устанавливают в цепях приборов освещения, звукового сигнала и в других цепях.

Когда сила тока в цепи предохранителя меньше предельного значения, контакты изогнутой биметаллической пластины (рис. 191, б) соединены с контактами, укрепленными в корпусе. При прохождении через предохранитель тока, превышающего допустимый, биметаллическая пластина со щелчком разомкнет контакты и и останется в положении, показанном пунктиром. После устранения повреждения в проводке для замыкания цепи нужно вернуть пластину в первоначальное положение, нажав на кнопку предохранителя.

Рис. 191. Схемы термобиметаллических предохранителей:
а — многократного действия; б — однократного действия

Рис. 192. Схема электрооборудования трактора МТЗ:
1 — звуковой сигнал; 2 — генератор; 3 — свеча накаливания; 4 — реле-регулятор; 5 — амперметр; 6 — сигнализатор поворота; 7 — переключатель сигнала поворота; 8 — фонарь освещения номерного знака; 9 — штепсельная розетка; 10 — выключатель стоп-сигнала; 11 — выключатель массы; 12 — аккумуляторные батареи; 13 — стартер; 14 — коробка предохранителей

Регулировка предохранителя на требуемую силу тока производится изменением натяжения биметаллической пластины регулировочным винтом после ослабления контргайки.

На тракторе МТ 380 схема электрооборудования имеет генератор (рис. 192) и аккумуляторные батареи соединены параллельно. При движении трактора напряжение генератора независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя поддерживается постоянным с помощью реле-регулятора. На остановке, или при малой частоте вращения, когда генератор не работает или развиваемое им напряжение ниже заданного, реле отключает генератор и потребители питаются от аккумуляторной батареи.

Все основные потребители, включаемые длительно (освещение, отопление, контрольно-измерительные приборы и т. п.) или включаемые кратковременно (звуковой сигнал, указатели поворота, сигнал торможения), питаются от общей сети.

Для защиты проводки и приборов от коротких замыканий служат предохранители, помещенные в специальной коробке.

Пуск двигателя осуществляется стартером. Для этой цели устанавливаются две аккумуляторные батареи. соединенные последовательно между собой с целью увеличения емкости.

Работу приборов электрооборудования и пути тока к ним при неработающем двигателе или при работе на малой частоте вращения следует рассматривать от аккумуляторной батареи, а при работе двигателя на средней и большой частоте вращения — от генератора.

Для облегчения монтажа и предотвращения неправильного соединения приборов электрооборудования соединительные провода имеют разную расцветку.

Приборы соединяют по однопроводной схеме, т. е. к потребителям подходит один провод от положительного полюса источника тока, а отрицательный полюс у потребителей и источников тока соединен с массой.

Коммутационная аппаратура. К коммутационной аппаратуре относятся выключатели стоп-сигнала, центральный, комбинированный и ножной переключатели света, предохранители и другие выключатели различных потребителей.

Стоп-сигнал предупреждает о торможении автомобиля или автобуса. Выключатель стоп-сигнала может быть с механическим, гидравлическим и пневматическим приводами и действует независимо от положения центрального переключателя.

Стоп-сигнал автомобиля состоит из двух фонарей, чаще всего совмещенных с задними габаритными фонарями и фонарями указателей поворота. Такие фонари называются комбинированными. Фонари стоп-сигнала имеют рифленые рассеиватели красного цвета. Свет стоп-сигнала должен быть достаточно сильным, чтобы привлекать внимание в любое время суток на расстоянии не менее 25 м от автомобиля. Поэтому в фонари стоп-сигнала устанавливают лампы с силой света 21 кд.

Выключатель стоп-сигнала с механическим приводом устанавливается на кронштейне над педалью тормоза и включается при нажатии на педаль ножного тормоза.

Выключатели стоп-сигнала с пневматическим приводом устанавливаются на тормозном кране, а с гидравлическим приводом — на главном тормозном цилиндре.

Выключатель стоп-сигнала с гидравлическим приводом (рис. 13.8, а) состоит из стального корпуса, в котором установлена резиновая диафрагма с контактной латунной пластиной, отжимающейся от зажимов пружиной. Зажимы закреплены в пластмассовом основании.

При торможении тормозная жидкость из главного тормозного цилиндра входит через канал в корпус выключателя и прогибает диафрагму. При этом контактная пластина замыкает зажимы и включает цеаь ламп стоп-сигнала. Выключатель стоп-сигнала с пневматическим приводом имеет полость в корпусе над диафрагмой, которая соединена с магистралью, подводящей воздух к тормозным камерам колес. При нажатии на тормозную педаль воздух, поступающий из тормозного крана, прогибает диафрагму, которая, преодолевая упругость пружины, перемещает подвижной серебряный контакт и замыкает между собой зажимы, находящиеся в крышке, что обеспечивает включение ламп стоп-сигнала.

При отпущенной тормозной педали, давление воздуха на диафрагму прекращается, и она под действием пружины II возвращается в первоначальное положение. Контакт с зажимом размыкается, что обеспечивает выключение ламп стоп-сигнала.

Чтобы повысить безопасность движения, на некоторых автомобилях и автобусах устанавливают сигнализацию исправности тормозной системы. Если давление в воздушных баллонах ниже 0,4 МПа, то загорается контрольная лампа аварийного давления воздуха и дополнительно может быть подан звуковой сигнал. Движение возможно только при него-рящей контрольной лампе.

Рис. 13.8. Выключатели стоп-сигнала:
а — с гидравлическим приводом; б — с пневматическим приводом

Центральный переключатель света (рис. 13.9) служит для включения и выключения приборов наружного освещения и шкал контрольных приборов. Управление переключателем ручное. Переключатель установлен на щитке приборов.

В стальном штампованном корпусе переключателя помещена пластмассовая колодка с двумя латунными контактными мостиками. Кнопка перемещает шток и связанную с ним колодку, контактные мостики которой могут занимать три положения — О, I и II. В этих положениях они удерживаются пружинным шариковым фиксатором.

К корпусу переключателя прикреплен реостат, состоящий из нихромо-вой спирали, помещенный в керамическом изоляторе, и латунного ползунка, прижимаемого к спирали и неподвижному контакту пружиной. Ползунок реостата крепится к штоку через пластмассовую втулку. Остальные детали реостата смонтированы на штампованном основании.

Рис. 13.9. Центральный переключатель света

В положении (все выключено) мостики касаются контактов, соединенных с источником тока. Цепи всех потребителей, подключенных к переключателю, разомкнуты.

В положении мостик соединяет с токопроводящим контактом зажим Б AT ножного переключателя света, задние фонари и реостат освещения приборов, а мостик соединяет зажим ножного переключателя с зажимом, к которому присоединены подфарники. Поскольку к зажиму ножного переключателя постоянно подключены нити ближнего света фар, то по желанию водителя могут быть включены либо подфарники, либо ближний свет в фарах.

В положении II контактный мостик по-прежнему соединяет с источником тока ножной переключатель света, задние фонари и реостат. Контактный мостик соединяет с ножным переключателем нити дальнего света фар и сигнальную лампу дальнего света. При этом при помощи ножного переключателя в фарах можно поочередно включать дальний или ближний свет.

При повороте кнопки переключателя по часовой стрелке до отказа ползунок касается контакта, спираль реостата выведена и лампы освещения приборов горят полным накалом. При повороте кнопки в обратном направлении ползунок скользит по спирали реостата, вводя в цепь этих ламп все увеличивающееся сопротивление. Накал ламп слабеет. Когда кнопка будет повернута против часовой стрелки до отказа, ползунок сойдет со спирали реостата, цепь разорвется и лампы погаснут.

В цепь центрального переключателя света часто включают термобиметаллический предохранитель или электромагнитное реле, устройство которого аналогично реле сигналов или реле включения стартера.

На автомобилях ГАЗ-302 «Волга», семейства ВАЗ, АЗЛК и др. устанавливают комбинированные переключатели, предназначенные для включения фар, указателей поворота, сигнализации дальним светом, звукового сигнала, стеклоочистителя и омывателя фар. Комбинированный переключатель устанавливают на рулевой колонке под рулевым колесом.

Комбинированный переключатель П145, устанавливаемый на автомобиле КамАЗ-5320 и его модификациях, обеспечивает включение и переключение света фар, подфарников, задних габаритных фонарей в различных комбинациях.

Переключатель света (рис. 13.10) установлен на рулевой колонке и подключен к бортовой электросети автомобиля при помощи штепсельных разъемов. В его корпусе смонтированы кнопочный включатель звукового пневматического сигнала, переключатель света фар, подфарников и задних габаритных фонарей, рукоятка переключения указателей поворотов и электрического звукового сигнала.

Переключатель при перемещении рукоятки вниз обеспечивает:
– сигнализацию дальним светом фар — нефиксируемое положение;
– включение габаритных фонарей, подфарников и задних фонарей — первое фиксированное положение;
– включение габаритных фонарей в сочетании с ближним светом фар — второе фиксированное положение;
– включение габаритных фонарей в сочетании с дальним светом фар — третье фиксированное положение.

На корпусе комбинированного переключателя изображены соответствующие символы, указывающие, какие потребители включены при данном положении рукоятки.

Перемещение рукоятки в продольной плоскости от среднего положения обеспечивает включение ламп указателей поворотов в подфарниках и задних фонарях. Возвращение рукоятки в исходное положение обеспечивается механизмом автоматического включения.

Для включения электрического звукового сигнала рукоятку перемещают вверх — нефиксированное положение.

Рис. 13.10. Комбинированный переключатель света

Ножной переключатель света (рис. 13.11) обеспечивает удобное и быстрое переключение с ближнего света фар на дальний или со света подфарников на свет фар. Он состоит из корпуса (рис. 13.11, а), пластмассовой крышки 6 с неподвижными контактами и зажимами для присоединения проводов, штока с кнопкой и возвратной пружиной, храпового колеса и подвижного контакта, установленных на оси. Подвижной контакт укреплен на текстолитовом диске, связанным с храповым колесом и пружиной прижат к неподвижным контактам.

Рис. 13.11. Ножной переключатель света

При каждом нажатии кнопки шток выступом а поворачивает храповое колесо на угол 60°. При этом подвижной контакт попеременно замыкает или контакты (рис. 13.11), или контакты (рис. 13.11, в) и тем самым включает ближний или дальний свет фар. Когда включен дальний свет, на щитке приборов загорается контрольная лампа. Ножной переключатель для удобства управления расположен около педали сцепления.

Переключатели света такого типа для разных автомобилей имеют аналогичное устройство.

Защитная аппаратура. Предохранители служат для ограничения максимального тока в электрической цепи при коротком замыкании проводов, что предотвращает быстрый разряд аккумуляторной батареи, повреждения амперметра, а также тепловое разрушение изоляции проводов и выключателей. Предохранители бывают плавкие и тепловые; последние могут быть много- и однократного действия.

Плавкие предохраните-л и собирают в общем блоке на текстолитовом основании, закрытом крышкой. Вставки плавких предохранителей рассчитывают на определенную силу тока и изготовляются из сплава олова и свинца или меди. При силе тока больше расчетной вставка плавится и прерывает цепь. Плавкие предохранители включают в цепь контрольно-измерительных приборов, заднего фонаря, звукового сигнала и других потребителей.

Термобиметаллический предохранитель многократного действия (рис. 13.12) устанавливают на корпусе центрального переключателя света и включают в цепь фар и подфарников, а также в цепи стеклоочистителя и других потребителей.

Контактные пластины (рис. 13.12, а), снабженные винтовыми зажимами, изолированы одна от другой. На пластину наложена изоляционная накладка. Серебряные контакты замкнуты усилием упругой биметаллической пластины, приваренной к контактной пластине. Ход биметаллической пластины ограничивается грибком, на стержне которого с обеих сторон пластины установлены текстолитовые шайбы.

При превышении тока выше допустимого значения биметаллическая пластина, нагреваясь, деформируется и размыкает контакты. После остывания пластина принимает прежнюю форму и контакты замыкаются вновь.

Термобиметаллический предохранитель однократного действия устанавливают в цепях приборов освещения, звукового сигнала и в других цепях.

Когда сила тока в цепи предохранителя меньше предельного значения, контакты изогнутой биметаллической пластины (рис. 13.12, б) соединены с контактами, укрепленными в корпусе. При прохождении через предохранитель тока, превышающего допустимый, биметаллическая пластина 8 со щелчком размыкает контакты и остается в положении, показанном штрихпунктиром. После устранения повреждения в проводах для замыкания цепи следует вернуть пластину в первоначальное положение, нажав на кнопку предохранителя.

На требуемую силу тока предохранитель регулируют, изменяя натяжение биметаллической пластины, регулировочным винтом после ослабления контргайки.

Любой предохранитель можно включать в цепь только после устранения неисправностей.

Схема электрооборудования. Для транспортных средств предусмотрены принципиальная и соединительная схемы электрооборудования. Связывающим звеном между потребителями и источниками энергии, установленными на автомобиле, служит электрическая цепь, которая включает в себя соединительные провода, коммутационную аппаратуру и соединительные устройства, которые обеспечивают передачу электрической энергии от источников тока к потребителям.

Рис. 13.12. Термобиметаллические предохранители:
а — многократного действия; б — однократного действия

Рис. 13.13. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-53А:
1— передний габаритный фонарь; 2— фара; 3— соединительная панель; 4— боковой повторитель указателя поворотов; 5— аккумуляторная батарея; 6— транзисторный коммутатор; 7— подавительный резистор; 8—свеча зажигания; 9—распределитель; 10—реле включения стартера; 11—дополнительные резисторы; 12—датчик сигнализатора перегрева двигателя; 13—датчик указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя; 14— стартер; 15— переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 16—электродвигатель стеклоочистителя; 17—электродвигатель отопителя; 18—выключатель зажигания; 19— задний габаритный фонарь; 20— переключатель электродвигателя отопителя; 21— лампы освещения контрольно-измерительных приборов; 22, 33— термобиметаллические предохранители; 23— указатель давления масла; 24— контрольная лампа указателя поворота; 25— подкапотная лампа; 26— амперметр; 27—спидометр; 28— контрольная лампа включения дальнего света фар; 29—лампа сигнализатора аварийного давления; 30—лампа сигнализатора аварийной температуры; 31—указатель температуры охлаждающей жидкости; 32— штепсельная розетка для переносной лампы; 34— датчик уровня топлива; 35— плафон; 36— штепсельная розетка прицепа; 37— выключатель плафона; 38— центральный переключатель света; 39— ножной переключатель света; 40— переключатель указателей поворота; 41— выключатель стоп-сигнала; 42— указатель уровня топлива; 43— прерыватель указателей поворота; 44— катушка зажигания; 45— реле-регулятор; 46— кнопка сигнала; 47— звуковой сигнал; 48— генератор; 49— датчик лампы сигнализатора аварийного давления масла; 50— датчик указателя давления масла

Автомобильная электрическая сеть выполняется в большинстве случаев по однопроводной схеме, при которой вторым проводом является «масса» автомобиля. Однопровод-ная система уменьшает число проводов и значительно упрощает всю систему проводки. Однако при нарушении изоляции провода могут касаться металлических частей автомобиля, что вызывает короткое замыкание, а при неисправности предохранителей — и пожар.

В схемах электрооборудования автомобилей применяют многожильные провода марки ПГВА (провод гибкий в полихлорвиниловой или поливинилхлоридной изоляции,автомобильный) с различной расцветкой. Такая изоляция эластичная, не разрушается нефтепродуктами, хорошо противостоит температуре, истиранию и надежна в работе.

Для удобства монтажа и защиты проводов от повреждений их соединяют в пучки с оплеткой. Концы проводов имеют наконечники под винтовые зажимы или соединяются с колддками штекерных (разъемных) соединений. Провода имеют различный цвет для обнаружения их в пучке при монтаже и при выявлении их неисправностей.

Провода высокого напряжения подразделяют на обычные ПВВ с многожильным проводом и помехопо-давительные провода ПВВО (провод высоковольтный с высокоомным распределенным сопротивлением) и ПВВП (провод высоковольтный из поливинилхлоридного ферропластика). При использовании проводов ПВВ необходимо устанавливать наконечники с подавительными резисторами у каждой свечи.

Соединительная схема электрооборудования определяет фактическое соединение приборов, входящих в схему, и предназначена для облегчения монтажа и ремонта электрооборудования автомобиля в процессе его эксплуатации. Расположение приборов на схеме должно определяться их фактическим расположением на автомобиле. На схеме должны быть изображены реальные пучки проводов с указанием мест выходов из пучка каждого провода.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Коммутационная и защитная аппаратура"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства