В целях развития и закрепления навыков управления скрепером при выполнении земляных работ предусматриваются комплексные работы, при выполнении которых изучаются высокопроизводительные способы и приемы разработки грунта, а также рациональные схемы работы и движения скреперных агрегатов в зависимости от характера сооружения, рельефа местности и условий работы.
При выполнении земляных работ скреперами применяют следующие схемы движения:
— эллиптическую (кольцевую);
— в виде «восьмерки»;
— спиральную зигзагообразную;
— поперечно-челночную и продольно-челночную.
Выбор схемы движения скреперов зависит от характера возводимого сооружения, разработки и отсыпки грунта, а также от местных условий.
При выполнении практического упражнения учащимися предусмотрена кольцевая схема движения скреперов при сооружении невысокой насыпи (1—1,5 м) из боковых резервов на коротком фронте работ (50—100 м), при разработке выемки в близлежащие насыпи и при планировочных работах.
Рекомендуется изменять периодически направление поворотов трактора со скрепером при работе по кольцевой схеме для исключения неравномерного износа ходовой части машины. Схемы движения скреперов по «восьмерке» применяются при отсыпке насыпей из боковых резервов, при разработке выемок в кавальеры (отвалы), при планировочных работах, когда длина фронта работы более 100 м. Работа по этой схеме уменьшает количество поворотов на каждую операцию скрепера, а переменные повороты трактора исключают неравномерный износ ходовой части.
Зигзагообразная схема движения скреперов применяется при отсыпке дорожных насыпей протяженностью более 300 м из грунта боковых резервов и является развитием схемы по «восьмерке», дающей большую экономию времени на поворотах.
При выполнении земляных работ скреперами грунт разрабатывают по поперечной или продольной схеме движения.
Схему движения скрепера выбирают исходя из следующих требований: фронт работ должен быть достаточным для полного наполнения ковша скрепера, а забой такой длины, чтобы ковш скрепера имел полное заполнение; путь движения груженого скрепера при этом должен быть кратчайшим и без крутых поворотов.
При сооружении земляного полотна дороги наиболее широкое распространение получили три основные схемы движения скреперов: эллиптическая (кольцевая), в виде «восьмерки» и зигзагообразная.
При планировочных работах или при сооружении небольших выемок с транспортированием грунта на близкие расстояния целесообразно выбрать эллиптическую схему движения.
При возведении насыпей из боковых резервов и при разработке выемок с транспортированием грунта в отвалы (кавальеры),
При транспортировании грунта на расстояние от 200 до 400 я применяют схему движения скреперов в виде растянутой «восьмерки», которую еще называют «двусторонней петлей». По этой схеме движения скреперы в забое и в насыпи делают замкнутые петли, соединенные между собой прямыми участками.
Когда резервы расположены с одной стороны или с обеих сторон строящейся автомобильной дороги, скрепер движется «зигзагами».
По этой схеме скреперы совершают движение по зигзагообразной линии вдоль отсыпаемой насыпи, попеременно заходя в резерв для набора грунта и выезжая на возводимую насыпь для разгрузки, а в конце участка делают поворот на 180° и возвращаются в обратном направлении, повторяя цикл работ.
Кроме указанных схем движения скреперов, применяют челночно-поперечную и челночно-продольную схемы движения.
При поперечно-челночной схеме движения скрепера набор грунта производится перпендикулярно к оси земляного сооружения как в одну, так и в другую стороны. Эта схема позволяет сократить количество поворотов и применяется при двусторонних Резервах и кавальерах; при этом ширина резерва или выемки Должна быть не менее длины пути набора ковша. Эту схему движения рекомендуется применять при снятии растительного слоя.
Рис. 1. Схема движения скреперов по кольцу при возведении насыпи:
а — с поперечной разработкой грунта; б — с продольной разработкой грунта; 1 — разгрузка грунта; 2 — набор грунта
Рис. 2. Схема движения скреперов «восьмеркой»
При продольно-челночной схеме движения скрепера ось земляного сооружения является границей между двумя ее частями, и прилегающими резервами или отвалами. Эта схема движения имеет те же преимущества, что и поперечно-челночная. Применение продольных схем разработки грунта находится в прямой зависимости от дальности транспортирования грунта скреперами. Эта схема рекомендуется при разработке выемки и возведении рядом с ней насыпи.
Рис. 3. Схема движения скреперов зигзагами:
а — при расположении резерва с одной стороны насыпи; б — при расположении резервов по обе стороны насыпи; 1 — ось насыпи; 2— разгрузка грунта; 3 — набор грунта; 4 — резерв
Рис. 4. Челночная схема движения скреперов: а — челночно-поперечная; б — челночно-продоль-ная;
1 — резерв; 2—набор грунта; 3 — разгрузка грунта
При транспортировании грунта скрепером на расстояние от 200 до 500 м применяют некоторые разновидности схемы движения по мерке. По этой схеме скреперы в забое и в на— делают замкнутые петли, соединенные между собой прямыми участками движения.
Рис. 5. Движение скреперов по схеме «двусторонняя петля»:
1 — груженый ход; 2 — порожний ход
Несмотря на разнообразие применяемых схем движения, во всех случаях необходимо выполнять следующие основные правила работ: путь движения при наборе (забой) и разгрузке (отвал) грунта должен быть прямым; длина забоя не должна быть меньше пути, необходимого для наполнения ковша; длина разгрузочного фронта должна быть достаточной для разгрузки ковша; крутизна въездов и съездов должна быть безопасной для движения и соответствовать тяговым усилиям трактора; набор грунта и движение груженого скрепера следует вести по возможности под небольшой уклон; на холмистой местности выемку следует разрабатывать наклонными слоями; схему движения скрепера следует выбирать такой, чтобы на один цикл затрачивать как можно меньше времени.
Наибольшее тяговое усилие трактора при наполнении ковша скрепера требуется в конце заполнения. Чем плотнее грунт и больше глубина резания, тем большее усилие требуется применять.
На производительность скреперов большое влияние оказывает степень заполнения ковша. Для повышения заполнения ковша разработку грунтов всех групп нужно вести на возможно большей глубине резания, для чего грунт часто рыхлят.
Для увеличения объема заполнения ковша в песчаных грунтах применяют метод многократного заполнения «клевками», заключающийся в том, что в период загрузки ковша скрепер на ходу несколько раз (от трех до пяти) наклоняют и получаются как бы «клевки». Режущая кромка ковша имеет движение по кривой, показанной на рис. 6 линией со стрелками. При этом, благодаря движению ковша вверх, грунт несколько раз сдвигается к задней стенке и заполнение ковша Увеличивается не менее чем на 10—15%.
Рис. 6. Заполнение ковша скрепера «клевками»
Для высокопроизводительного использования скреперов необходимо выполнять следующие условия: выбирать наиболее рациональные схемы работы для конкретных условий, чтобы цикл работы выполнялся с наименьшей затратой времени; наиболее полно-использовать мощность трактора-тягача на различных операциях и в зависимости от требуемых условий устанавливать наибольшие-возможные скорости движения трактора и скрепера; своевременно производить техническое обслуживание; соблюдать правила эксплуатации, смазки, содержания и хранения машин, а также-правила и требования техники безопасности.
На производительность скреперов значительное влияние оказывает применение толкачей, которыми могут быть гусеничные тракторы, оборудованные специальными устройствами, или бульдозеры на гусеничных тракторах. Предпочтение следует отдать тракторам с толкающим оборудованием. При работе скреперов толкачи применяются в двух основных случаях: при заполнении ковша грунтом и при транспортировании грунта по труднопроходимым участкам.
Наиболее эффективно применение толкача при одновременной работе нескольких скреперов (не менее трех), когда один толкач, находящийся на месте разработки грунта, поочередно обслуживает скреперы.
Грунт, доставляемый скреперами к месту укладки, разгружают полосами вдоль или поперек насыпи таким образом, чтобы в дальнейшем не разравнивать и не планировать его. Разгрузка грунта из скрепера производится на малых скоростях движения, а транспортирование его и перемещение порожнего скрепера — на больших скоростях.
При работе набор грунта производят на I передаче, в отдельных случаях — на II, для набора песчаных, супесчаных грунтов транспортирование груженых скреперов — на III, а холостой ход — на IV или V передачах.
Производительность скрепера за 1 ч непрерывной работы зависит от емкости ковша, степени его заполнения, состояния грунта, условий работы и продолжительности полного рабочего цикла.
Управление рабочими операциями скрепера сводится к следующему.
У скреперов с лебедкой Д-148В при наборе грунта ковш должен опускаться вниз, для чего следует предварительно растормозить правый барабан лебедки. Под действием собственного веса ковш опускается и начинается резание и наполнение ковша грунтом. По мере наполнения ковша нагрузка на трактор возрастает и, чтобы избежать перегрузки двигателя трактора, глубину резания необходимо уменьшить.
Указания инструктору. Комплексные работы на скрепере являются заключительным упражнением и проводятся для закрепления полученных знаний и приемов работы. При этом выполняется полный рабочий цикл с соблюдением правил безопасности, рационального способа разработки и отсыпки грунта и схем движения скрепера в зависимости от условий работы, категории грунта и характера сооружения. Закрепляются знания и навыки выполнения работ по ежесменному техническому обслуживанию скрепера.
В процессе обучения инструктор показывает приемы и рациональные способы выполнения комплекса рабочего цикла скрепера; применяет наиболее Целесообразную схему движения; указывает, что в каждом отдельном случае схема движения скреперов выбирается в зависимости от характера работы, расположения забоя и длины фронта работ.
При выполнении упражнения учащиеся закрепляют полученные знания и навыки путем повторного выполнения всего рабочего цикла скрепера. Инструктор проверяет правильность выполнения приемов управления скрепером и результат проверки заносит в журнал учета.
Степень усвоения упражнения оценивается умением учащегося быстро и правильно подготавливать скрепер к работе; правильно управлять скрепером при выполнении земляных работ (зарезании грунта, загрузки ковша, прохода скрепера в груженом состоянии, разгрузки грунта и прохода скрепера в порожнем состоянии (в забой); обеспечивать безопасность выполнения всех технологических процессов; выбирать наиболее рациональные способы разработки грунта и схемы движения; производить техническое обслуживание скрепера и соблюдать правила техники безопасности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Комплексные работы скрепером"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы