Кран типа ГЭК-50 является первым из серии консольных кранов, спроектированных Ленгипротрансмостом (гл. инженер проекта В. С. Дулеев). Опытный экземпляр крана был изготовлен в 1954 г. и в 1955 г. проект был принят для серийного изготовления. Этот кран относится к категории двусторонних габаритных консольных кранов. Устанавливаемое пролетное строение может подниматься с любой из двух консолей крана, причем одновременно с противоположной консоли поднимается противовес.
Главная балка крана опирается на подъемные башни, установленные на двух специальных четырехосных платформах. Расстояние между центрами этих платформ 15,3 м. Полная длина балки 51,90 м.
В транспортном положении консоли могут разъединяться со средней частью; при некоторых габаритных ограничениях балку можно перевозить целиком. Балка сварная коробчатого сечения. Высота балки 1590 мм, расстояние между стенками 920 мм.
В монтажных стыках консолей с междуопорной частью верхние горизонтальные листы перекрыты двойными накладками на точеных болтах диаметром 49 мм. Нижний пояс балок стыкуется в торец через упорные плиты, которые стягиваются болтами, одновременно воспринимающими поперечную силу. В каждый стык консоли ставятся 33 болта диаметром 49 мм.
В зависимости от высоты устанавливаемого пролетного строения кран имеет четыре рабочих положения. С этой целью балка может подниматься при помощи полиспастов, подвешенных к подъемным башням. Каждая подъемная башня состоит из двух рам, установленных на опорных платформах параллельно продольной оси крана. Стойки рам имеют направляющие, между которыми может подниматься и опускаться подъемная поперечная балка, на которую через сферический подпятник опирается главная двухконсольная балка крана. Верхние ролики подъемных полиспастов вмонтированы в ригели рам, а нижние — в подъемную балку. Тяговые нитки этих полиспастов идут к барабанам 5-т электролебедок. При работе крана в соответствии с тремя рабочими положениями подъемную балку закрепляют на нужной высоте посредством закладных балочек, проходящих сквозь балку и ноги рам башни.
Подъемку пролетного строения осуществляют двумя полиспастами. Грузоподъемность переднего (главного) полиспаста 57 т, заднего (вспомогательного) — 30 т. Противовес, поднимаемый с платформы главным полиспастом задней консоли, состоит из семи секций, представляющих собой заполненные рудобетоном металлические каркасы. Верхняя секция, к которой непосредственно присоединяется гак полиспаста, весит 24 т. К этой секции симметрично относительно гака подвешены две секции по 6 т, две по 4 т и две по 3 т. Полный вес противовеса составляет 50 т. Все секции попарно подвешены на серьгах разной длины, в результате чего по мере работы полиспаста вес противовеса автоматически постепенно увеличивается.
Поэтому в кране предусмотрена синхронность подъема пролетного строения и противовеса. Для обеспечения синхронности полиспасты, служащие для подъема пролетного строения и противовеса, запакованы по способу «сквозного уравновешивания». При таком способе последние нити главных полис пестов, служащих для подъема пролетного строения и противовеса, огибают ролики, оси которых закреплены в планках, скользящих вдоль направляющих. Эти планки соединены тросами со скользящей по направляющим регулирующей рамкой.
В процессе одновременного подъема пролетного строения и противовеса последний как более легкий начнет подниматься первым, но так как в этот момент полиспасты, служащие для подъема пролетного строения, будут также нагружены усилием, примерно равным весу противовеса, передняя и задняя опорные платформы окажутся нагруженными примерно одинаково. После этого регулировочную рамку закрепляют и поднимают пролетное строение.
К основной консоли крана может присоединяться дополнительная длиной 15,11 м. На конце этой консоли имеется полиспаст грузоподъемностью 21 т. Кроме того, в пяти пунктах по длине дополнительной консоли может быть подвешен 10-т переносный полиспаст.
Все полиспасты крана работают от 11 однотипных 5-т лебедок с крановыми электродвигателями мощностью 5 кет. Лебедки снабжены электромагнитными тормозами и конечными выключателями. Управление лебедками сосредоточивается в двух пультах-шкафах. Работать можно с любого пульта в зависимости от удобства наблюдения за производством работ.
Для питания силовых и осветительных нагрузок в составе крана следует вагон-электростанция с двумя агрегатами типов ЖЭС-65 и ЖЭС-4.
Кран типа ГЭК-80, запроектированный Лентрансмостпроектом, выпускается серийно с 1955 г. Принципиальная схема крана аналогична схеме крана типа ГЭК-50. Различаются они лишь грузоподъемностью и генеральными размерами.
Полная длина главной балки крана 66,624 м. В транспортном положении балка состоит из трех секций. В отличие от крана типа ГЭК-50 подъемные башни крана типа ГЭК-80 установлены на шести-осных опорных платформах.
Противовес крана секционный и поэтому его вес может составлять соответственно 45, 55, 60, 65,75 и 80 т. При работе главными полиспастами противовес необходимого веса набирается автоматически.
Кран типа ГЭК-120 является первым габаритным электрифицированным консольным краном двустороннего действия. Кран был запроектирован в 1951 г. в проектно-конструкторском бюро Мостотреста (автор инж. В. С. Толстой).
Главная балка крана состоит из средней части длиной 47,2 м и присоединяемых к ней двух консолей длиной по 20 м. Для стыкования каждой консоли требуется поставить 52 болта диаметром 65 мм. Балка опирается на две башни, центры которых располагаются на расстоянии 34,5 м. Каждая башня установлена на две укороченные платформы, опирающиеся на две двухосные вагонные тележки типа Даймонда. На каждой башне главная балка при помощи подпятника центрально опирается на снабженную роликами и скользунами поперечную балку, которая может подниматься и опускаться между стойками башни. Подъемка и опускание поперечных балок производятся четырьмя десятикратными полиспастами, попарно подвешенными к башням. На каждой опорной платформе установлено по две 5,5-т электролебедки, служащие для подъема и опускания главной балки.
Под балкой при подъеме выкладывают из стальных балочек клетки, служащие опорами в рабочем положении крана.
Противовес крана состоит из двух железобетонных блоков весом 60 и 20 т. Главный 100-т полиспаст образован двумя полиспастами (передний двадцатикратный и задний десятикратный).
Нижние ролики этих полиспастов вмонтированы в общую грузовую траверсу на таком расстоянии от центра подвески груза, чтобы последний распределялся на полиспасты пропорционально их кратности. Передний полиспаст работает от двух, а задний — от одной 5,5-т электролебедки.
Вспомогательный 35-т девятикратный полиспаст работает от 5,5-т электролебедки.
К консоли крана может присоединяться аванбек, снабженный дополнительным 25-т полиспастом, расположенным на полезном вылете 37,25 м.
При окончательной установке пролетных строений кран может двигаться собственным ходом при помощи полиспаста, расположенного под платформой и закрепляемого за рельсы. Полиспаст работает от свободной лебедки, находящейся со стороны противовеса.
Всего на платформах крана установлено двенадцать 5,5-т электролебедок. Для питания электродвигателей в вагоне электростанции установлены два агрегата ЖЭС-65. Управление лебедками производится с двух пультов, размещенных на башнях крана.
Двусторонний габаритный консольный кран типа ДГК-130 запроектирован Центральным проектно-конструкторским бюро Главмостостроя. Опытный экземпляр крана изготовлен в 1954 г.
Главная двухступенчатая балка крана состоит из трех секций. Средняя секция опирается на две восьмиосные платформы, расположенные на расстоянии 18,7 ж между центрами. Сверху на свешивающиеся концы этой балки опираются консоли длиной 32,2 м, соединенные с балкой опорными и анкерными шарнирами. Обе консоли имеют монтажные стыки, дающие возможность работать с укороченными консолями. Стыки крепятся точеными болтами.
Консоль имеет три полиспаста. На противовесной консоли за-пасован один полиспаст. Все полиспасты работают от восьми 5-т ручных лебедок. Телескопический железобетонный противовес, состоящий из двух блоков, весит 42 т (17 + 25).
При необходимости увеличения подкранового пространства консоль может переводиться в наклонное положение.
В транспортном положении средняя секция и четыре секции консолей перевозят отдельно.
Монтаж консолей производят устанавливаемыми на платформах подъемниками, напоминающими домкраты Беккера. Каждый подъемник состоит из пары снабженных винтами стоек, между которыми располагается подъемная балка. Стойки раскрепляют подкосами.
Железнодорожный поворотно-выдвижной консольный кран типа ПВК-70 проектировки Центрального конструкторского бюро Главмостостроя (автор проекта инж. Ю. Я. Аврух) относится к категории двусторонних консольных кранов с подъемной главной балкой. Особенностью крана является возможность поступательного перемещения главной балки по опорным башням и разворота ее в плане на угол около 3°, что позволяет, уменьшая вылет, устанавливать более тяжелые пролетные строения (например, железобетонные), а увеличивая вылет — более легкие (например, стальные).
Главная балка состоит из центральной секции длиной 40 м, опирающейся на подъемные башни, расположенные на двух специальных четырехосных платформах, и двух консолей длиной по 12,8 м.
Консоли перевозятся отдельно и могут присоединяться к центральной секции с любой стороны. Главная балка коробчатого сечения. По верхнему поясу балки передвигается откатной противовес, устанавливаемый с противоположной стороны от грузовой консоли и состоящий из двух чугунных секций по 28,5 т. В транспортном положении противовес закрепляется на главной балке у опорной башни. В рабочем положении секции объединяются и перемещаются на противовесную сторону крана, где они могут устанавливаться с шагом 0,5 м. Кроме передвижного противовеса, на кране имеется подъемный 26-т противовес.
Каждая подъемная башня состоит из четырех стоек, объединенных сверху попарно ригелями, к которым подвешены неподвижные блоки полиспастов для подъема главной балки. Нижние блоки этих полиспастов крепят к подъемной балке, передвигающейся между стойками башен. На эту балку опирается посредством сферического подпятника опорная балка, к которой крепится главная балка крана. Высотное положение главной балки на башнях фиксируется выдвижными опорами.
Главная балка при помощи электрической лебедки может перемещаться в продольном направлении вперед или назад с интервалами 1 м. Для этого подъемную и опорную балки опускают до тех пор, пока нижние пояса главной балки не обопрутся на катки, укрепленные на башенных платформах.
Поперечное перемещение главной балки при развороте ее в плане производится двумя винтовыми механизмами, вмонтированными в опорные балки подъемных башен. К этим механизмам на время поворота главной балки присоединяют переносные съемные электроприводы. Винтовые механизмы могут также приводиться в действие вручную съемной трещоткой.
Во время окончательной установки пролетного строения кран может передвигаться собственным ходом. Передвижение осуществляется электролебедкой с тросом, конец которого при помощи отводных роликов проходит под платформу и крепится к рельсовому захвату.
Кран может быть собран в различных рабочих положениях. При работе в габарите главную балку устанавливают в горизонтальное положение. При необходимости увеличения подстрелового пространства (например, при разгрузке пролетного строения с платформ) балку переводят в наклонное положение.
Для питания двигателей и освещения в состав крана включен вагон-электростанция.
Кран типа ГЭПК-130-17,5 относится к категории двусторонних консольных кранов. Кран имеет возможность поворачиваться в плане и выносить пролетные строения в сторону от оси пути на 5,3 м. Поворот крана выполняется без аутригеров с обеспечением устойчивости автоматической системой блокировок равновесия.
При транспортировке крана задняя консоль, траверса и подвесной противовес перевозятся на двух включенных в подвижной состав крана четырехосных платформах, а для перевозки передней консоли и траверсы две такие же платформы прицепляют к передней опорной платформе крана. Полная длина подвижного состава крана в транспортном положении 103,03 м.
Главная балка крана сварная коробчатого сечения, состоит из центральной базовой части и двух консолей, которые в рабочих положениях присоединяют к базовой части на болтах.
Главная балка опирается на две специальные восьмиосные платформы. На каждой из них установлены пятистоечные рамы для подъема главной балки из транспортного в рабочее положение. Стойки рам входят внутрь направляющих коробок главной балки. Эти коробки образованы вверенными в балку поперечными и продольными диафрагмами. Расположение коробок — одна по центру и четыре симметрично по сторонам — соответствует расположению стоек рамы.
К верху центральной стойки приварена верхняя обойма полиспаста подъема главной балки. Нижняя обойма приварена к нижней части главной балки. Подъем главной балки производят электролебедками. Максимальная высота подъема по сравнению с транспортным положением 1600 мм. В соответствии с тремя рабочими положениями крана в четырех стойках рамы имеются три яруса закладных балочек, на которые опирается главная балка крана.
Пятистоечные рамы установлены на опорные части, центрально и неподвижно закрепленные на опорных платформах. По обеим сторонам опорных частей рам положены боковые упругие опоры, обеспечивающие поперечное равновесие крана.
Опорная восьмиосная платформа имеет основную верхнюю раму, лежащую на двух балансирных рамах, каждая из которых установлена на две нормальные тележки ЦНИИ.
Продольные коробчатые хребтовые балки расставлены на расстоянии 2800 мм между осями и одновременно являются бортовыми балками основной рамы. Вес крана передается на хребтовые балки через поперечную балку коробчатого сечения, на которой расположена сферическая опора пятистоечной рамы. С хребтовых балок нагрузка передается через шкворневые балки коробчатого сечения, соединяющие концы хребтовых балок, на балансирные рамы.
Балансирные рамы имеют среднюю хребтовую балку коробчатого сечения и кронштейны для опирания верхних скользунов основной рамы и нижних скользунов ходовых тележек.
Кран снабжен подвесным и ответным противовесами. Подвесной 46-т противовес представляет собой металлический каркас, заполненный рудобетоном. В транспортном положении подвесной противовес перевозят на подконсольной платформе № 1, а в рабочем положении подвешивают к продольной строповочной балке.
Откатной 64-т противовес состоит из четырех чугунных секций, перемещающихся на катках по рельсам, уложенным на главной балке.
Кран оснащен следующими категориями полиспастов: а) грузоподъемными полиспастами по два на каждой консоли, причем каждый полиспаст состоит из двух половин — левой и правой, работающих от двух самостоятельных лебедок. Поперечное расстояние между прикрепленными к главной балке верхними обоймами полиспастов составляет 2400 мм, а между нижними, прикрепленными к продольной строповочной балке, — 1200 мм.
Разделение полиспаста на две половины и разница в поперечном расстоянии между верхними и нижними обоймами полиспастов предусмотрены для возможности поперечного смещения груза на 600 мм в любую сторону от оси консоли, что необходимо для разворота пролетного строения вдоль оси пути после поворота балки крана. Грузоподъемность каждой половины полиспаста 74 т.
Разворот пролетного строения производят одновременно обоими полиспастами консоли — один полиспаст выносит груз вправо, а другой влево;
б) двумя 14-кратными полиспастами для подъема главной балки крана. Каждый полиспаст работает от 5,5-т электролебедки.
Балка поднимается попеременно на задней и передней башнях, причем для облегчения работы полиспастов откатной противовес сдвигается на противоположный конец балки;
в) полиспастом с электролебедкой на каждой из двух платформ для передвижения крана собственным ходом. Конец троса полиспастов крепится за рельс.
Поворот главной балки и вынос устанавливаемого пролетного строения в сторону от оси пути осуществляются путем поперечного сдвига пятистоечных рам по верхним балансирам неподвижных опорных частей.
На каждой опорной платформе этот сдвиг производят горизонтальными полиспастами, неподвижные обоймы которых прикреплены к центральной опорной части, а подвижные — к пятистоечной раме.
Правый и левый полиспасты состоят каждый из двух половин и их тяговые нити идут к общему барабану лебедки таким образом, что при навивании каната правого полиспаста канат левого сбегает с барабана. Таким образом, один канат работает как тяговый, а другой тормозной. Сила тяги каждого полиспаста 50 т.
Лебедки поворота смонтированы на опорных платформах. Всего на кране установлено 15 электролебедок. Основной привод лебедок электрический, запасной ручной. Тяговое усилие каната 5,5 т, диаметр 22 мм. Скорость на первом слое при электроприводе 4,5 м/мин. Мощность электродвигателя 4,5 кет.
Для снабжения приводов крана электроэнергией в его составе следует электростанция (два агрегата типов ЖЭС-60 и ЖЭС-4).
Система блокировок поперечного равновесия крана обеспечивает возможность поворота главной балки крана без аутригеров при незначительной перегрузке колес ходовых тележек. При этом главная балка жестко опирается только на две точки — шаровые опоры, установленные на восьмиосных платформах.
Рядом с этими опорами на платформах размещены боковые упругие опоры. Упругость этих опор обеспечивается тарельчатыми пружинами, заложенными в стакане опоры.
Для того чтобы при любых положениях в процессе поворота главной балки не возникало односторонних перегрузок колес железнодорожных платформ, рядом с упругими опорами размещены конечные выключатели перегрузки колес. При срабатывании этих выключателей во избежание нарушения поперечного равновесия крана прекращается работа привода лебедки, вращающей кран в сторону перегруженных колес.
Учитывая ответственность блокировок поперечного равновесия крана, на нем установлены три системы блокировочных устройств:
а) рабочие выключатели, срабатывающие при осадке упругой опоры на 18-20 мм;
б) аварийные выключатели, срабатывающие при осадке упругой опоры на 23-25 мм;
в) независимая тревожная сигнализация, срабатывающая при осадке упругой опоры на 23-25 мм с отдельной аппаратурой, проводкой и источником питания.
Кроме того, кран снабжен рядом других конечных выключателей, ограничивающих другие операции крана (подъем груза, передвижение противовеса, передвижение собственным ходом и др.).
Установка блока пролетного строения краном типа ГЭПК-130-17,5 изображена на рис. 11.
Все краны описанных типов относятся к категории габаритных. Выше уже указывалось, что необходимость пропуска груженого кранз сквозь закрытое пролетное строение с ездой понизу возникает очень редко. Между тем, вес негабаритных кранов примерно на 75% больше, чем габаритных, откуда вытекает, что стоимость габаритного крана будет примерно на 75% больше, чем стоимость негабаритного крана равной грузоподъемности. Поэтому представляется целесообразным наряду с габаритными кранами иметь и более дешевые негабаритные краны (например, консольно-стреловые).
Рациональность конструкции крана лучше всего характеризует М
Сравнивая конструкцию кранов с непрерывной балкой жесткости с кранами, в которых консоли располагаются сверху между опорной части, следует отдать предпочтение первым, так как приведение их из транспортного положения в рабочее значительно проще. Для кранов первого типа на эту операцию затрачивается около 3 ч, а для кранов второго типа — примерно 36 ч. Расположение полиспастов в большинстве описанных кранов не приспособлено для установки блоков железобетонных пролетных строений, преимущественно применяемых для пролетов до 34 м.
Наиболее целесообразным представляется устройство одного главного полиспаста (в случае необходимости спаренного в поперечном направлении) и универсальной строповочной балки для установки блоков различной длины.
Следует отдать предпочтение кранам, в которых противовес может быть поднят до поломки пролетного строения, так как эксплуатация и конструкция таких кранов проще.
По сравнению с неповоротными поворотные краны более совершенны и значительно облегчают установку пролетных строений.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструктивные особенности и характеристика консольных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы