Это и понятно, так как большинство из этих кранов разрабатывалось индивидуально и применительно к конкретным проектам пролетных строений. Наиболее полно указанные требования были учтены при проектировании ЦПКБ Мостотреста специального крана типа СПК-65, который в области навесного монтажа железобетонных мостов может рассматриваться в качестве универсального.
Кран типа СПК-65 (автор проекта инж. С. И. Зальцман) относится к числу кранов с поворотной консолью. Принципиальная схема его (рис. 1) разработана применительно к различным условиям монтажа пролетных строений со сборкой по одному из трех вариантов.
К основным элементам крана относятся грузовая тележка с подъемными полиспастами, двухконсольная стрела, поворотный круг, противовес, ходовые тележки и рабочие подмости с гидродомкратами для натяжения арматуры пролетного строения.
Возможность монтажа сборных элементов различной длины обеспечивается путем изменения места начальной установки грузовой тележки вдоль стрелы; при этом вылет грузовых полиспастов от оси ближней ходовой тележки может меняться в пределах от 1,9 до 3,5 м. Соответствующим образом меняется и положение рабочих подмостей. Для приведения элементов в проектное положение грузовая тележка оборудована гидравлическим приводом перемещения, позволяющим перемещать нагруженную тележку от места ее начальной установки на 0,6 м в продольном и 0,2 м в поперечном направлениях.
Стрела крана опирается на поворотный круг (первая сборка), либо на две поперечные балки (третья сборка), либо на поворотный круг и одну поперечную балку (вторая сборка). В первом случае стрела может посредством гидропривода поворачиваться в плане на 180°, чем обеспечивается монтаж элементов с обеих сторон крана. Компонуемый по схемам второй и третьей сборок кран является неповоротным. На стреле крана размещены грузовые лебедки, кабина управления и противовес.
Ширина колеи крана может изменяться в пределах от 3,8 до 5,2 л с шагом 0,2 м благодаря закреплению ходовых тележек в различных местах поперечных балок или поворотного круга. База крана, также переменная: 3,6 м — при первой и 8,1 м — при второй и третьей сборках. Ходовые тележки снабжены винтовыми устройствами для разгрузки колес при подъеме элементов и анкерными устройствами для закрепления крана. Работа крана на длинной базе в сочетании с установкой тяжелого противовеса исключает необходимость заанкеривания крана за пролетное строение и существенно улучшает тем самым условия монтажа сборных элементов. При короткой базе заанкеривание крана является обязательным. Для поперечного перемещения крана при переходе его на смежную ветвь консоли ходовые тележки выполнены поворотными.
Следует отметить, что выбранная минимальная ширина колеи — 3,6 м — для универсального крана несколько преувеличена, так как расстояния между ребрами пролетных строений зачастую составляют 2,5-3 м.
Рабочие подмости крана выполнены подъемными, и уровень их установки каждый раз выбирается в соответствии с высотой монтируемого элемента. Подмости оборудованы тельфером для подачи гидродомкратов к местам размещения анкеров напрягаемой арматуры.
Технологические схемы работы крана имеют некоторые особенности, зависящие от типа пролетного строения и схемы организации монтажных работ.
В начальный момент уравновешенного монтажа пролетных строений рамно-консольной или рамно-подвесной системы кран устанавливают на оголовке опоры; конструкции крана компонуются при этом по схеме первой сборки.
Дальнейший порядок монтажа ветви пролетного строения зависит от числа подлежащих применению кранов (одного или двух). В первом случае кран поочередно устанавливает элементы по обе стороны от опоры моста, совершая при этом челночные перемещения вдоль обеих консолей. Во втором случае первым из кранов также устанавливают элементы по обе стороны от опоры до тех пор, пока не образуется площадка, достаточная по длине для монтажа второго крана, компонуемого по схеме третьей сборки. Затем монтаж пролетного строения ведут двумя кранами в обе стороны от опоры. Так как повороты стрелы первого крана больше не требуются, его целесообразно переоборудовать по схеме второй сборки (установить на базе 8,1 м), что позволит вести монтаж элементов без заанкеривания крана.
При односторонней сборке балочно-консольных и неразрезных пролетных строений кран компонуют по схеме третьей сборки и, перемещая кран в одном направлении, осуществляют монтаж всей консоли.
Приведенные конструкции, параметры и технологические схемы работы крана в достаточной мере характеризуют его универсальность.
Одноконсольные краны в случае применения для уравновешенной сборки устраивают спаренными и в начальный момент монтажа пролетного строения соединяют между собой, обеспечивая, таким образом, устойчивость кранов, установленных на малой базе. Наиболее простую конструкцию одноконсольные краны имеют в тех случаях, когда отпадает необходимость в перемещении элементов пролетного строения в поперечном направлении.
Пример конструкции одноконсольного крана грузоподъемностью 15 т, примененного на строительстве моста через р. Оять, показан на рис. 2 (автор проекта инж. А. В. Собакин). В начальном положении на опоре моста установили два соединенных между собой на накладках крана при длине общей базы всего лишь 2,3 м.
Конструктивно кран состоит из двух консолей, выполненных из прокатных двутавров, траверсы с грузовыми полиспастами, опоры с ходовыми частями в виде салазок и подвесных подмостей. В связи с тем, что элементы пролетного строения имели различную длину, траверса была сделана передвижной и ее начальное положение на консоли крана устанавливалось каждый раз по длине элемента путем перемещения ненагруженной траверсы ручной лебедкой. Небольшие продольные перемещения нагруженной траверсы в процессе выверки элементов производили при помощи реечных домкратов.
После установки примыкающих к опоре блоков пролетного строения и образования таким образом площадки достаточной длины под консоли кранов подводили передние опоры, асами краны, установленные теперь на базе Зм каждый, разъединяли. В дальнейшем краны перемещали в разные стороны и каждый из них собирал свою консоль. Устойчивость кранов при передвижке обеспечивали устройством противовесов, а при подъеме блока — путем заанкеривания хвостовой части крана за собираемое пролетное строение.
Другой интересный пример одноконсольного крана, предназначенного для односторонней сборки консоли неразрезного пролетного строения, показан на рис. 3 (автор проекта инж. В. М. Эпштейн).
В данном случае длина площадки для начальной установки крана не была ограничена, что позволило применить кран с длинной базой и весьма целесообразно использовать для его устройства ригель, грузовую тележку, ходовые части и грузоподъемное оборудование имевшегося на строительстве козлового крана типа К-451.
Благодаря использованию грузовой тележки одноконсольным краном можно было перемещать монтируемые элементы в продольном направлении. Небольшие перемещения элементов в поперечном направлении при выверке их положения осуществляли путем поперечного перемещения всего крана по его опорным частям, соответственно приспособленным для этого.
Двухконсольные краны применяют для уравновешенной сборки рам рамно-консольных и рамно-подвесных пролетных строений. Монтаж каждой рамы ведут одним краном, совершающим челночные перемещения при поочередной установке элементов правой и левой консолей. В связи с тем, что действующий на опору момент от веса крана, находящегося на одной из консолей, не уравновешивается, двухконсольные краны целесообразно применять при достаточно больших пролетах, когда усилия в опорах моста от временной нагрузки превышают момент от веса крана. В противном случае конструкции опор следует усилить с учетом монтажных нагрузок.
В качестве примера на рис. 4 изображена конструкция одного из примененных двухконсольных кранов. Кран установлен на путях, уложенных на двух ветвях консолей. Особенностью его является наличие грузовой тележки, обеспечивающей перемещение сборных элементов в поперечном направлении. Для перевода грузовой тележки с одной консоли крана на другую служит транспортная тележка, пути которой уложены по консолям крана.
В начальном положении кран устанавливают на опоре с базой 3 м. В дальнейшем базу крана увеличивают путем заанкеривания свободной его консоли перед подъемом очередного элемента. Для разгрузки ходовых колес раму крана подклинивают на подкрановых путях.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструкции и особенности эксплуатации кранов для навесного монтажа"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы