Для монтажа систем вентиляции и кондиционирования воздуха изготовляют большое количество воздуховодов и фасонных частей из различных материалов.
По форме воздуховоды и фасонные части бывают круглого и прямоугольного сечений.
По материалам, из которых они изготовляются, воздуховоды подразделяются на металлические и неметаллические.
По конструкции воздуховоды бывают прямошовные, спирально-замковые, спирально-сварные, индустриальные, с угловым заще-лочным фальцем и изготовляемые из транспортабельных панелей.
Индустриализация заготовительных работ требует, чтобы воздуховоды и фасонные части к ним изготовляли определенных размеров, установленных нормалями.
В 1966 г. для стран, входящих в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), была введена нормаль серии A3-187, которая решением Госстроя СССР обязательна для применения в нашей стране.
Разметку фасонных частей воздуховодов при индустриальном методе изготовления выполняют с помощью унифицированных шаблонов. В тех случаях, когда размеры воздуховодов не совпадают с размерами, указанными в нормали, при разметке приходится производить сложные построения, которые снижают производительность труда рабочего.
Все типовые детали вентиляционных систем — воздухораспределители, насадки, дефлекторы и др.— имеют стандартные фланцы для присоединения их к воздуховодам. Если размеры воздуховодов отличаются от нормализованных размеров, то Для присоединения этих деталей необходимо изготовлять специальные переходы, у которых один фланец стандартный, другой — нестандартный.
Воздуховоды должны быть герметичны. Чтобы потери на трение в воздуховодах были минимальными, они должны иметь гладкую внутреннюю поверхность, а фасонные части иметь плавные переходы.
Фасонные части воздуховодов предназначены для изменения направления воздуха в вентиляционной сети (тройник, крестовина, отвод) или для соединения участков вентиляционной сети различных диаметров или сечений (переход, диффузор, конфузор). В системах вентиляции используют и другие фасонные части: полуотводы, утки.
Прямые участки воздуховодов, как правило, изготовляют дли, ной 2—2,5 м, что объясняется условиями их транспортирования ц раскроем выпускаемых промышленностью стальных лисуов.
Металлические воздуховоды
Круглые воздуховоды. В соответствии с нормалью A3-187 круглые воздуховоды должны иметь следующие диаметры (в мм): 100 110, 125, 140*, 160, 180, 200, 225, 250,280,315, 355*, 400, 450, 500’ 560*, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600.
Круглые воздуховоды по расходу металла и трудовым затратам при равных аэродинамических показателях являются более экономичными в сравнении с прямоугольными.
Из всех конструкций круглых воздуховодов наиболее распространены прямошовные. Прямошовными воздуховоды называются потому, что при их изготовлении, вдоль продольной оси воздуховода проходит фальцевый или сварной шов, соединяющий между собой две стороны металлического листа. Фальцевые и сварные соединения бывают различных конструкций.
Воздуховоды круглого сечения со спирально-замковым и спирально-сварными швами изготовляют на специальных станах диаметром до 2000 мм неограниченной длины.
Воздуховоды спирально-замковые изготовляют из стальной холоднокатаной, оцинкованной или черной ленты шириь ной 125, 130 и 135 мм, толщиной 0,8—1,0 мм. При прохождении через формующую головку стана на заготовке образуется фальц, который затем уплотняется. После этого готовый воздуховод поступает к отрезному устройству.
Чтобы в швах не возникала коррозия металла, ленту до поступления в формующую головку грунтуют. Производительность станов достигает до 400 м2 воздуховодов в смену.
Преимуществами воздуховодов этой конструкции являются: повышенная жесткость в сравнении с прямошовными воздуховодами; неограниченная длина воздуховодов, что очень важно при строи-: тельстве крупных объектов; высокая плотность шва и хороший внешний вид. Недостаток таких воздуховодов — около 12—15% металла расходуется на образование шва. Спирально-замковые воз-’ духоводы широко использовали при монтаже систем вентиляции на Волжском автомобильном заводе в г. Тольятти и Камском ав-томобильном заводе в г. Набережные Челны.
Спирально-сварные воздуховоды изготовляют из стальной горячекатаной ленты шириной 400—750 мм, толщиной до 2 мм. После того как на стане будет сформирован круглый воздуховод, производят сварку стыка внахлестку сварочным полуавтоматом АГ-547. Величина нахлестки не должна превышать 10 мм.
Достоинством таких воздуховодов является то, что их изготовляют из недефицитной стальной ленты, и то, что на образование сварного шва расходуют меньше металла по сравнению с прямо-шовными и спирально-замковыми воздуховодами. Недостатком является невозможность изготовлять воздуховоды из металла тоньше 1 мм.
В целях сокращения количества фасонных частей в системах вентиляции, изготовление которых связано с большими трудозатратами, проектный институт «Проектпромвентиляция» совместно со Всесоюзным научно-исследовательским институтом санитарной техники и специальных гидротехнических сооружений (ВНИИГС) разработал новые конструкции воздуховодов круглого сечения, позволяющие унифицировать отдельные детали и ограничить количество типоразмеров фасонных частей.
Действующие нормали A3-187 на воздуховоды предусматривают одно или два ответвления от основного участка (ствола).
При разработке новых конструкций воздуховодов за основу была принята конструкция, названная узлом ответвления, которая состоит из прямого участка, одного или двух ответвлений (патрубков) и перехода с большего на меньший диаметр. Такие конструкции воздуховодов получили название — индустриальные конструкции воздуховодов круглого сечения.
Узел ответвления выполняют в виде цилиндрического патрубка с полуотводом, примыкающим к основному магистральному участку сети под углом 45°. Такие ответвления называют базовыми. Переход от большего диаметра воздуховода к меньшему на магистрали осуществляется в виде ступенчатого перехода с помощью шайбы с двумя рядами отверстий. Номенклатура воздуховодов индустриальных конструкций включает типоразмера переходных шайб и типоразмеров базовых ответвлений.
Для комплектации любой вентиляционной системы на станах или поточных линиях изготовляют прямые участки воздуховодов и укомплектовывают их переходными шайбами, базовыми ответвлениями и отводами. Базовые ответвления в каждом конкретном случае требуют небольшой доработки— врезки и отбортовки кромок Для присоединения к прямому цилиндрическому участку воздуховода.
Применение воздуховодов индустриальных конструкций имеет следующие преимущества: возможность серийного изготовления унифицированных деталей; возможность изготовления методом штамповки базовых ответвлений и переходных шайб; возможность использования рабочих более низкой квалификации;значительный экономический эффект.
Рис. 1. Узел ответвления:
1 — цилиндрический патрубок, 2 — переходная шайба, 3 — полуотвод
Прямоугольные воздуховоды. Прямоугольные воздуховоды изготовляют в соответствии с действующими нормалями и они должны иметь следующие размеры сторон (в мм); 100X160, 100X200 160X160, 160X200, 200X200, 200×250, 200X400, 250X250, 250Х500, 400X400, 400X500, 400X800, 500×500, 500X800, 500XIQ0Q 800X800, 800X1000, 1000X1000, 1000X1600, 1000X2000, 1600 х’ :Х 1600, 1600X2000.
В исключительных случаях, когда необходимо отступить от нормали по конструктивным и архитектурным требованиям, допустимо изготовление воздуховодов с размерами сторон, кратными 100 мм.
Рис. 2. Заготовки для воздуховодов с угловым защелочным фальцем:
а — Г-образные, б — плоские панели
Прямоугольные воздуховоды до недавнего времени изготовляли только прямошовными. Такие воздуховоды имеют недостаток; их очень неудобно транспортировать, так как они занимают много места. Этот недостаток отсутствует у прямоугольных воздуховодов с угловым защелочным фальцем..
Прямоугольные воздуховоды с угловым защелочньщ фальцем поставляют на объекты монтажа в виде Г-обрззных или плоских заготовок-картин. Такие заготовки получают, раскраивая на механизме для резки металлические листы на прямоугольные полосы, На специальных станках на одной стороне заготовки образуют фальц сложной конфигурации, на другой— отгиб’с просечкой, Прямые участки воздуховодов небольших сечений можно собирать из двух Г-образных заготовок, а больших сечений — из четырех плоских заготовок.
Фасонные части — отводы, тройники — можно изготовлять с соединениями такого же типа.
Испытания на плотность воздуховодов с угловым защелочным фальцем показали, что утечка воздуха незначительна и практически равноценна утечке в обычных фальцевых воздуховодах. Если необходимо, чтобы воздуховоды имели повышенную плотность, их швы перед сборкой заполняют мастикой.
Рис. 3. Воздухсшдд (а), изготовленный из унифицированных пзнелей (б)
Воздуховоды прямоугольного сечения больших размеров изготовляют из унифицированных транспортабельных угловых и пря-ых панелей восьми типоразмеров, из которых четыре являются базовыми. На рис. 3. а показан воздуховод, собранный из унифицированных панелей. На рис. 3, б изображены четыре плоские панели, из которых изготовляют также угловые панели. Например, из плоской панели шириной 600 мм изготовляют угловую размером 300X300 мм и т. д. По краям панели имеют отгибы, которые соединяют между собой точечной сваркой или сплошным сварным швом по кромкам ребер. Заготовленные унифицированные панели перевозят с завода-изготовителя к объекту строительства, где из них собирают воздуховоды. Ниже приведены размеры воздуховодов (АХВ, мм), изготовляемых из унифицированных панелей’.
Неметаллические воздуховоды и каналы
Неметаллические воздуховоды изготовляют из синтетических материалов (полиэтилен, стеклоткань, стеклопластик и т. п.), а каналы — из бетона, шлакоалебастра, шлакобетона и др.
Неметаллические воздуховоды. Гибкие воздуховоды из стеклоткани на металлическом каркасе применяют при присоединении воздуховодов к центробежным вентиляторам (на всасывающей стороне), воздухораспределителей — к магистралям, особенно в стесненных условиях, при подсоединении к местным отсосам и укрытиям над технологическим оборудованием,
На обоих концах гибкого воздуховода имеются обычные металлические фланцы, Такие воздуховоды изготовляют из пропитанной специальным клеем стеклоткани, которая навивается на проволочный спиральный каркас. Затем их сушат в специальной камере, Гибкие воздуховоды изготовляют диаметром от 250 до 800 мм, длиной 1—2 м. Основным достоинством гибких воздуховодов является возможность их изгибания под любым углом в любой плоскости, кроме того, они не токсичны и слабо возгорйемы. Гибкие воздуховоды можно применять только в виде отдельных участков-вставок, так как в них потери давления в два-три раза -больше, чем в металлических. Утечка воздуха в воздуховодах из стеклоткани не превышает 0,4%, т. е. не более чем утечка в металлических воздуховодах. Трудоемкость работ при монтаже гибких воздуховодов по сравнению с обычными металлическими значительно меньше.
Воздухов’оды из полиэтиленовой пленки применяют в сельскохозяйственных зданиях. Такие воздуховоды изготовляют путем сварки по краям двух полос полиэтиленовой пленки.
В воздуховодах сделаны отверстия диаметром 40 мм с шагом – 500 мм для подачи воздуха в помещения. Заготовленные плоские рукава закладывают в кольца из стальной оцинкованной прово. локи, которые подвешены к натянутому вдоль помещения канату При включении вентилятора рукав заполняется воздухом и внутри колец образуется приточный воздуховод. При остановке вентилятора воздух выходит из воздуховода и он опять становится плоским рукавом.
Каналы. При сооружении крупных промышленных цехов воздуховоды делают из бетона и железобетона. Как правило, их используют в качестве приточных каналов, которые располагаются в земле, на чердаках или технических этажах зданий. Основное требование к таким воздуховодам и каналам, чтобы они не были пористыми и имели гладкую, не шероховатую поверхность.
Рис. 4. Схемы устройства вентиляционных приставных каналов:
а — одинарных, б — двойных
В жилых, общественных и бытовых помещениях промышленных зданий применяют вентиляционные каналы, которые могут располагаться внутри ограждающих конструкций или быть приставными или подвесными.
Размещать вентиляционные каналы в наружных стенах запрещается. У наружных стен в некоторых случаях допускается располагать приставные каналы с устройством воздушной прослойки толщиной 50 мм между внутренней поверхностью стены и стенкой канала.
Размеры кирпичных каналов бывают различными: от 140X140 до 650×790 мм. Внутренние поверхности кирпичных каналов должны быть гладкими.
Вентиляционные приставные каналы выполняют из плит шла-когипсовых и шлакобетонных, шлакобетонных пустотелых и др, Схемы устройства вентиляционных приставных каналов могут быть различными в зависимости от вида строительных конструкций здания. Каналы одинарные из шлакогипсовых и шлакобетонных. плит устраивают только в отапливаемых помещениях. Каналы двойные из шлакогипсовых или шлакобетонных плит с воздушной прослойкой применяют для прокладки в неотапливаемых помещениях и на чердаках.
Каналы из гипсоволокнистых плит толщиной 45 мм используют отапливаемых помещениях с нормальной влажностью воздуха.
Каналы, перемещающие влажный воздух, выполняют из закладываемых во внутренних стенах асбестоцементных или керамических труб. Эти каналы выводят выше кровли без устройства сбор-ных каналов. При устройстве вытяжных каналов, перемещающих воздух нормальной влажности в холодных помещениях, их выполняют из двойных шлакобетонных плит или других влагостойких материалов.
В некоторых случаях при естественной вентиляции, а также при механическом побуждении движения воздуха устраивают сборные вытяжные шахты, которые могут быть заводского изготовления и сооружаться по ходу монтажа.
При наличии чердаков допускается применение утепленных шахт из досок толщиной 20 мм в два слоя, причем стенки шахт внутри на всю высоту и снаружи выше кровли обивают листовым металлом по войлоку, смоченному в глине. В пределах чердака шахты снаружи оштукатуривают по войлоку и драни.
Над шахтами устанавливают стальные зонты. Как правило, в вытяжных шахтах регулировочные клапаны не делают.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструкции воздуховодов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы