Конечной целью процесса производства картофеля и других овощей считается доведение их до потребителя в полном объеме, в заданные сроки и с сохранением товарных качеств при минимальных суммарных приведенных затратах и трудоемкости уборочных, транспортных и заготовительных работ. Разработка рациональной системы транспортирования включает совершенствование технических средств для доставки и хранения овощей.
Для улучшения использования автомобильного транспорта на уборке урожая необходимо повышать уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ, широко применять контейнеры, создавать специальные погрузочно-разгрузочные отряды и бригады, оснащенные транспортерами-загрузчиками и другими грузоподъемными механизмами.
В связи с этим контейнеризация — один из наиболее эффективных методов решения транспортной проблемы, что позволяет усовершенствовать весь процесс доставки и рационализировать систему организации грузопотоков. Помимо основного назначения, контейнеры служат в качестве транспортабельного хранилища.
Различают следующие конструкции: деревянные и металлические, сборно-разборные и складные. Наибольшее распространение получили деревянно-металлические контейнеры, боковые стенки которых складываются посредством специальной шарнирной системы. Это позволяет более рационально использовать как помещение для их хранения, так и транспортные средства.
Координация работ по разработке и созданию контейнеров для сельскохозяйственных грузов возложена на многие научно-исследовательские институты. Так, например, в Латвийской ССР спроектирован саморазгружающийся контейнер (1270X1350 мм) с дверкой в нижней части, при открытии которой клубни картофеля или овощи высыпаются за счет собственной массы по дну (угол наклона 15°). При разработке специальных конструкций для легкоповреждаемых грузов особ®е внимание уделяют элементам, обеспечивающим безударную загрузку и выгрузку плодов.
Картофель и другие овощи транспортируют различными способами, которые зависят от принятой технологии уборки и послеуборочной обработки.
По мере заполнения контейнеры грузят в автомобили с помощью кранов, тракторных погрузчиков-экскаваторов ПЭ-0,8 и вилочных погрузчиков. Для выполнения этих работ используют также тракторы типа МТЗ с вилочным захватом от электропогрузчика ЭП-103. Картофель перевозят от комбайна до сортировального пункта навалом в автомобилях-самосвалах или самосвальных прицепах, где затем заполняют контейнеры и подают механическими погрузчиками в транспортные средства.
Различают следующие этапы работы автомобильного парка по доставке картофеля потребителям:
— поле колхоза (совхоза) — бурт, сортировальный пункт, картофелехранилище;
— сортировальный пункт — картофелехранилище;
— сортировальный пункт, картофелехранилище — городские плодоовощные базы, перерабатывающие предприятия, сеть торговли и общественного питания и Другие.
На первом и втором этапах используют преимущественно транспортные средства колхозов и совхозов при перевозке на небольшие расстояния (до 5 км). В остальных случаях картофель доставляют в контейнерах подвижным составом баз снабжения. Эффективно использовать транспорт не позволяют конструкция и габариты контейнеров.
При механизированной уборке картофеля применяют автомобили-самосвалы, колесные тракторы с самосвальными тележками или самоходные шасси.
За счет использования оборудования и приемного накопительного бункера сортировального пункта контейнеры загружают заблаговременно, что позволяет ритмично доставлять картофель и резко сокращать простои транспортных средств. В периоды наиболее интенсивных перевозок контейнеры заполняют из бункеров (без снятия с подвижного состава), оборудованных дозаторами.
Для погрузочных работ и транспортирования контейнеров с картофелем служат автомобили-самопогрузчики с гидравлическими стреловыми или портальными кранами, погрузчики типа ПГ-08 (с грузовым крюком) и автомобильные краны (КС-2561-Е и АК-75). При
Рис. 21. Рекомендуемые схемы для перевозки картофеля в период массовой уборки и заготовки:
1 и 2 — картофелехранилище; 3 — плодоовощная база; 4 — контейнерная площадка; 5 — железнодорожная станция; 6 пристань; 7 — промышленные центры; 3 — животноводческая ферма; 9 — перерабатывающее предприятие.
разгрузке территорий овощехранилищ, железнодорожной станции, пристани, порта применяют автомобильные краны, автопогрузчики с безблочной стрелой, элек-тротали, вилочные авто- и электропогрузчики.
Погрузочно-разгрузочные пункты должны обеспечивать минимальное время простоя автомобилей. Один из важнейших показателей работы пункта — это его пропускная способность.
Доставлять картофель в контейнерах следует централизованными автоотрядами (бригадами) по часовым графикам, согласованным с хозяйствами-поставщиками и получателями под единым руководством центров управления перевозками. Такие центры разрабатывают часовые графики и маршруты движения для каждого отряда (бригады) и организуют контейнерные перевозки в районе.
Часовые графики относятся к документам, связывающим в единый технологический процесс операции по погрузке картофеля в контейнеры, их перевозке, приемке и выгрузке. В связи с этим графики служат одновременно рабочими планами отгрузки картофеля колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями и планами его приемки государственными заготовительными организациями.
Рис. 1. Рекомендуемые схемы перевозки овощей в период массовой уборки и заготовки:
1 — накопительный пункт контейнеров; 2 — приемосортировочный пункт; 3 — консервный комбинат; 4 — торговая сеть; 5 — овощехранилище; 6 — железнодорожная станция; 7 — порт; 8 — промышленные центры.
1. Основные технические данные контейнеров для перевозки овощей и бахчевых культур
Автомобили подают на площадку хозяйства согласно установленному графику. После погрузки представитель хозяйства или получатель выписывает товарнотранспортную накладную. Водитель принимает автомобильные контейнеры и сдает их потом приемщику на заготовительном пункте.
Между транспортным предприятием, хозяйствами и заготовительными организациями заключается трехсторонний договор.
Применение контейнеров для перевозки овощей позволяет сохранить качество продукции и сократить погрузочно-разгрузочные операции и сроки доставки.
К основным особенностям транспортирования овощей относятся: ярко выраженная сезонность производства и заготовок; обширная номенклатура по видам, сортам и потребительской степени зрелости; применение различных транспортно-технологических схем перевозки в зависимости от назначения продукции и расположения получателей; почти полное отсутствие механизации уборки урожая; низкий уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Централизация преследует следующие цели:
— разработку единой технологии доставки, в том числе и в автомобильных контейнерах;
— внедрение контейнерных перевозок и комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ;
— организацию органов централизованного управления.
Рекомендуемыми схемами перевозок предусматривается: загрузка овощей в ящичную тару и навалом на накопительных площадках полей и плантаций в автомобильные контейнеры, механизированная их погрузка в транспортные средства и доставка в ящичной таре, собранной в пакеты или контейнеры, к местам хранения или в торговую сеть.
Для рационального использования автомобильных контейнеров на основе проведенных обследований отправителей и получателей, паспортизации пунктов погрузки и разгрузки разрабатывают технологические карты перевозок. При этом важную роль играет организация приемно-сортировочных пунктов (ПСП), куда транспортируют продукцию. На таких пунктах сортируют, затаривают, загружают в контейнеры (при необходимости) и отправляют по назначению овощи и другие культуры.
На ПСП размещают необходимые средства для механизации погрузочно-разгрузочных работ, взвешивания, сортировки, затаривания и сдачи продукции приемщикам получателей. На территории выделяют площадки для хранения продукции, тары, контейнеров, выполнения производственных операций, а также помещения для обслуживания персонала и зоны работы погрузочно-разгрузочной техники.
В работу пунктов входят отправка высококачественной продукции, использование нестандартной продукции и отходов, возврат в колхозы и совхозы переадресованного груза, что сокращает непроизводительные простои и прогоны автомобилей, а также обеспечивает механизацию погрузочно-разгрузочных работ.
Специализированный контейнер для перевозки плодов и овощей представляет собой сварную конструкцию с габаритами 3000X1950X1150 мм. Различают две его модификации: у одной боковые стенки изготовлены из стального листа толщиной 1,2 мм, а у другой — из металлических сеток. Контейнер состоит из двух симметрично расположенных частей 3, каждая из которых включает пять отсеков. Все отсеки разделены по высоте четырьмя наклонными полками 2, распределяющими нагрузку овощей. Дно 1 контейнера выполнено из плотного листа и расположено под углом 30° к горизонту.
Рис. 2. Крупнотоннажный контейнер (3 т) для перевозки плодов и других овощей:
1 — дно; 2 — наклонные полки; 3 — симметричные части.
Рис. 3. Контейнер для сбора и транспортирования томатов:
1 — металлический каркас; 2 — наклонные перегородки; 3 и 5 — дверцы со стороны загрузки и выгрузки; 4 — петли для строп грузоподъемного механизма; б — боковые стенки из металлической проволоки; 7 — бруски.
Контейнер устанавливают и крепят непосредственно на платформе автомобиля или прицепа. Его загружают ящиками или ведрами через верхний край в течение 20…30 мин, а выгружают на сырьевой площадке завода в гндрожелоб через специальные дверцы за 8…10 мин.
Контейнер для транспортирования и хранения томатов представляет собой металлический каркас (800X900X1200 мм), разделенный наклонными перегородками 2 на пять секций. Расстояние между полками 230 мм. Каждая секция снабжена дверцами 3 и 5, расположенными на противоположных стенках. В открытом состоянии они служат направляющими, обеспечивающими удобную загрузку овощей в контейнер и выгрузку из него. Боковые стенки 6 выполнены из металлической проволоки диаметром 4…5 мм, расстояние между которыми 15…20 мм. Их прикрепляют к верхнему и нижнему поясам каркаса и наклонным полкам. С нижним поясом соединяют бруски 7 для более удобного захвата вилами автопогрузчика. На верхнем поясе расположены петли 4 для строп грузоподъемного механизма.
Для загрузки томатов используют ящики или ведра.
Плоды разгружают в гидрожелоб или в бункер моечной машины. Высота их падения 1200 мм. Масса томатов в контейнере 380…400 кг.
При организации перевозки контейнеры заранее вывозят и устанавливают вильчатым погрузчиком. В начале года их размещают на подхваты, навешенные на механизмы навески сцепки СН-35 (два контейнера) и механизм задней навески трактора (один контейнер).
При движении уборочного агрегата сборщики отрывают плоды от кустов и укладывают их в контейнеры.
В конце года заполненные контейнеры опускают на землю, подают в автомашины или тракторные прицепы вильчатым погрузчиком.
В этом случае производительность труда повышается до 50%.
Применение контейнеров значительно удешевляет перевозку овощей и дает значительный экономический эффект за счет сокращения отходов и лучшего сохранения сельскохозяйственных продуктов по сравнению с их перевозкой в стандартных ящиках.
Для облегчения механизации при погрузке и разгрузке рекомендуют использовать вместо небольших’ тарных ящиков, вмещающих 15…25 кг, контейнеры для 200…300 кг плодов. Такой контейнер представляет собой деревянный ящик с поддоном габаритами 1200Х X 1000×600 мм.
Перед началом уборки контейнеры вывозят в сад и равномерно устанавливают их в междурядьях в удобных местах. Автомобили или тракторные прицепы загружают с помощью погрузчиков АВН-5, а также ПЭ-0,8 и ПГ-0,5. При разгрузке и закладке контейнеров в хранилище используют электропогрузчики, обеспечивая производительность 15…25 контейнеров в 1 ч.
Для оперативного управления уборочно-транспортным процессом в транспортных предприятиях (автохозяйствах) создаются центры управления перевозками (ЦУП), которые на время уборки и заготовки сельскохозяйственной продукции подчиняются районному оперативному штабу. Груз перевозят по часовым графикам, согласованным с отправителями и заготовительными организациями.
Водители централизованных отрядов (бригад) вместе с товарно-транспортными накладными принимают опломбированные контейнеры и сдают их представителям заготовительных организаций.
Потребность в контейнерах рассчитывается с учетом результатов тщательного анализа условий работы грузоотправителей, грузополучателей и автомобильного транспорта.
Передовой опыт массовых контейнерных перевозок картофеля и овощей накоплен в Ленинградской области.
Расчеты показали, что экономический эффект, например, от перевозки и хранения 1 т картофеля в контейнерах составил 4,07 руб.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Контейнеры для перевозки картофеля и овощей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы