Работа каждой машины связана с преодолением сил трений, возникающих при относительном движении ее деталей. Как бы малы эти силы не были, они вызывают изнашивание, в результате чего изменяются размеры и конфигурация деталей.
Различают два вида изнашивания: механическое и химическое.
Механическое изнашивание подразделяют на естественное и аварийное.
Естественное изнашивание является неизбежным поверхностным разрушением, интенсивность которого определяется назначением и конструкцией сочленения; с течением времени естественное изнашивание медленно нарастает.
Аварийное изнашивание появляется при неправильной эксплуатации машины и приводит к преждевременному выходу детали из строя. Аварийное изнашивание развивается весьма интенсивно и может вызывать р деталях напряжения, превышающие расчетные.
Начальный участок соответствует периоду приработки трущейся пары, когда происходит взаимная притирка и подгонка деталей и износ поэтому несколько повышен.
Участок соответствует периоду нормальной работы сопряжения, когда приработка закончилась и изнашивание протекает с установившейся скоростью.
При нормальном естественном изнашивании машина работает бесперебойно, пока не наступает момент, когда образовавшийся в сочленении зазор превышает величину, допустимую для его нормальной работы. В этом случае наблюдается весьма интенсивное аварийное изнашивание.
Нормальный срок службы деталей характеризуется отрезком времени, равным величине участков.
Химическое изнашивание деталей — результат воздействия на них различных кислот, щелочей, газов и высокой температуры.
При эксплуатации экскаваторов химическое изнашивание сравнительно невелико и распространяется главным образом на металлоконструкции стрел и кузовов и детали гусеничного хода, на которые атмосферные осадки действуют непосредственно.
Механическое изнашивание зависит от степени смазки поверхности трущихся деталей.
Различают следующие виды трения: жидкостное, при котором трущиеся поверхности полностью разделены слоем смазки; сухое, когда между трущимися поверхностями смазка полностью отсутствует; граничное, при котором трущиеся поверхности разделены очень тонким слоем смазки.
Для деталей экскаватора характерна работа в условиях граничного трения (например, подшипники скольжения гусеничного хода.
Некоторые детали (например, рабочие поверхности фрикционных муфт и тормозов) работают при сухом трении. Изнашивание при сухом трении протекает весьма интенсивно и зависит главным образом от материала трущихся деталей и скорости скольжения. Общее изнашивание при сухом трении слагается из двух не зависящих друг от друга процессов: истирания и смятия.
В некоторых соединениях при сухом трении преобладает один из этих процессов. Так, например, изнашивание поверхностей тормозных и фрикционных дисков происходит главным образом* за счет отрыва мелких частиц металла диска и колодки, то есть за счет истирания; изнашивание проушин звеньев гусениц наблюдается в основном из-за смятия металла.
Для подшипников качения и зубьев шестерен закрытых передач характерно изнашивание от усталостного выкрашивания рабочих поверхностей. Это же относится и к поверхностям гусеничных звеньев и опорных катков. Выкрашивание чаще всего приобретает характер прогрессивно нарастающего процесса, так как поверхности трения покрываются «оспинами», в которые легко выдавливается смазка. Рабочие поверхности начинают работать в режиме сухого трения, вызывая еще большее изнашивание.
Правильное определение технического состояния машины дает возможность составить реальный план подготовки машины к ремонту. Машинист экскаватора при работе машины или проведении технического обслуживания может легко контролировать состояние различных деталей: их размеры, появление течи*стуков, вибраций и т. п.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Контроль за состоянием деталей экскаватора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы