В ковшовых конвейерах сыпучие материалы перемещаются в ковшах, укрепленных на тяговом органе — бесконечной прорезиненной ленте или цепях.
Ковшовые конвейеры подразделяют на конвейеры, перемещающие материал в вертикальном или близком к нему наклонном направлении, и конвейеры, перемещающие материал по пространственной или кольцевой трассе.
В строительстве -нашли применение только ковшовые элеваторы, используемые на бетонных заводах для перемещения главным образом порошкообразных материалов (цемента, извести, гипса), а в некоторых случаях — крупных и мелких заполнителей. Их производительность достигает 400 м5/ч, высота подъема — 40 м.
Ковшовые элеваторы делят по следующим признакам:
а) по роду тягового органа — на ленточные и цепные;
б) по скорости движения ковшей — на быстроходные с центробежной разгрузкой и тихоходные с самотечной разгрузкой;
в) по расположению ковшей —на элеваторы с расставленными ковшами и с сомкнутыми (чешуйчатыми) ковшами.
В ковшовых элеваторах с ленточным тяговым органом лента огибает приводной и натяжной барабаны, а у моделей с цепным тяговым органом огибает звездочки. Цепной тяговый орган применим при любых действующих усилиях и в зависимости от них выполняется с одной или двумя параллельными замкнутыми ветвями.
Скорость движения ковшей у тихоходных элеваторов составляет 0,3—1 м/сек, у быстроходных 1,2—2 м/сек.
Быстроходные элеваторы применяют главным образом для перемещения порошкообразных и мелкокусковых материалов, тихоходные — для крупнокусковых материалов.
Ковшовый элеватор (рис. 54) состоит из приводного и натяжного барабанов (звездочек), тягового органа (цепи или ленты) и ковшей. Верхняя часть с приводным устройством называется головкой, нижняя часть с натяжным устройством — башмаком.
Рис. 54. Схемы ковшовых элеваторов: а — ленточные; б — д — цепные
Перемещаемый материал, засыпаемый в загрузочный башмак, частично попадает (Непосредственно в ковши, а частично на закругленное днище башмака, откуда зачерпывается ковшами.
При переходе ковшей через верхние звездочки или барабаны материал высыпается из ковшей и передается через разгрузочный лоток в бункера или на транспортные устройства.
Основными узлами элеваторов являются ковши, тяговые органы, приводная головка и башмак.
Ковши выбирают в зависимости от заданной производительности элеватора и характера перемещаемого материала. Размеры ковша должны быть подобраны так, чтобы куски материала свободно поступали в него при загрузке и также свободно высыпались при разгрузке. Форма ковшей зависит от характера их разгрузки (центробежной или самотечной), а также от степени подвижности материала. Ковши изготовляют сварными или штампованными из листовой стали; передние кромки их усиливают козырьком из полосовой стали, а иногда направляют твердым сплавом.
Для стационарных вертикальных ковшовых элеваторов общего назначения стандартом установлены ковши трех типов: глубокие, мелкие с цилиндрическим днищем и остроугольные с бортовыми направляющими. Глубокие ковши применяют для сухих легкосыпучих материалов (песка, цемента, мелкого угля). Мелкие ковши, имеющие крутой обрез верхней кромки, используют при транспортировании влажных и слеживающихся материалов. Емкость ковшей с цилиндрическим днищем колеблется в пределах 0,65—15,0 л при ширине ковшей 135— 450 мм; расстояние между ковшами (шаг ковшей) 300, 400, 500 и 600 мм. Остроугольные ковши с сомкнутым их расположением используют для транспортирования тяжелых кусковых грузов. Ширина таких ковшей 160—900 мм, емкость 1,5—130 л.
В качестве тяговых органов в элеваторах применяют прорезиненные ремни или ленты, а также цепи — пластинчатые, втулочные и втулочно-роликовые. К лентам ковши прикрепляют болтами, причем в местах установки последних в ковшах делаются углубления, в которых устанавливаются головки болтов, благодаря чему лента, обращенная в сторону барабанов, имеет гладкую поверхность. Пластинчатые цепи крепят к задним или к боковым стенкам ковшей также при помощи болтов.
Головка элеватора состоит из барабана (звездочки), привода (обычно от электродвигателя) и кожуха. В качестве передаточного механизма привода, наряду с редукторами, применяют также зубчатые, ременные и цепные передачи.
Приводная головка обычно снабжается храповым остановам, который предупреждает возможность обратного движения тягового органа под действием веса груза при остановке элеватора.
Башмак (нижняя головка) служит для загрузки элеватора и для размещения натяжного устройства. В большинстве элеваторов натяжное устройство винтового типа. Днище башмака для более удобного зачерпывания материала ковшами делают полукруглым. В нижней части башмака имеется люк для очистки днища.
Приемная воронка (питающее устройство) располагается со стороны восходящей ветви транспортера, несколько выше осевой линии барабана, с таким расчетом, чтобы затружаемый материал из воронки попадал непосредственно в ковши, движущиеся навстречу.
К этой группе машин относятся вертикальные и крутонаклонные ковшовые конвейеры. Они представляют собой машины непрерывного действия, к гибкому тяговому органу которых в виде бесконечной ленты или цепи прикреплены ковши. Эти конвейеры предназначены для перемещения насыпных (цемент, песок, земля), кусковых (гравий, щебень, шлак) грузов в вертикальном или крутонадслонном (свыше 60° к горизонтали) направлении на высоту до 50 м.
По роду тягового органа конвейеры подразделяются на одно-, двухцетшые и ленточные; по траектории движения материала — на вертикальные и наклонные; по способу установки — на стационарные и передвижные.
Ковшовые конвейеры используют как самостоятельные транспортирующие устройства, а также в составе растворных, бетонных и асфальтобетонных узлов, установок для бестраншейной прокладки трубопроводов, дробильно-сортировочных установок и т. д.
Рис. 4.3. Схемы вертикальных ковшовых конвейеров: 2 — ленточного; б — цепного
Вертикальный ковшовый конвейер (рис. 4.3) состоит из верхней приводной головки с разгрузочным лотком, нижнего загрузочного башмака с натяжным устройством, бесконечного тягового органа (ленты или цепи), на котором с определенным шагом жестко закреплены ковши, и промежуточных звеньев (секций) металлического кожуха, составляющего раму конвейера. В корпусе приводной.головки размещен приводной барабан или звездочки цепи, получающие вращение от электродвигателя через редуктор. Привод конвейера оборудуют храповым или роликовым остановом, удерживающим тяговый орган с ковшом от обратного движения груженой ветви при отключении электродвигателя и в случаях аварии. Нижний башмак конвейера состоит из корпуса, в котором установлены натяжной барабан или звездочки и винтовое устройство 3 для натяжения ленты или цепи.
Верхний приводной и нижний натяжной барабаны огибают тяговый орган с ковшом.
В качестве тягового органа ленточного ковшового конвейера применяется тканевая прорезиненная лента (как у ленточных конвейеров) шириной 300—1200 мм, ширина укрепляемых на ней ковшей составляет 135—900 мм. Тяговым органом цепного конвейера служат пластинчатые втулочные или втулочно-роликовые цепи с шагом 100—630 мм, а также сварные калиброванные цепи с диаметром стержней 16—25 мм.
Одноцепной тяговый орган применяют при ширине ковшей 160—250 мм, двухцепные —при ширине 350—900 мм.
Рис. 4.4. Ковши для конвейеров
Ковши на тяговом органе могут быть расставленными — глубокие и мелкие ковши, и сомкнутыми — чешуйчатые ковши.
Загрузка мелких и глубоких расставленных ковшей производится зачерпыванием ими материала из загруженного башмака при прохождении через нижнюю точку конвейера.
Для загрузки чешуйчатых ковшей материал подается по загрузочному лотку непосредственно в движущиеся сомкнутые ковши.
От способа загрузки и расположения ковшей зависит скорость движения тягового органа! Конвейеры с загрузкой материала в башмак имеют скорость ленты (цепи) 1,2—2 м/с и называются быстроходными. Конвейеры с загрузкой материала непосредственно- в ковши имеют сравнительно небольшую скорость тягового органа (0,4—0,8 м/с) и называются тихоходными.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ковшовые конвейеры"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы