Краны-штабелеры получили широкое распространение на складах металла для переработки качественной стали, труб, сортового проката черных и цветных металлов. Различают мостовые краны-штабелеры для длинномерных грузов, обслуживающие несколько стеллажей, и стеллажные краны-штабелеры для длинномерных грузов, обслуживающие по два стеллажа, в проходах между которыми они работают.
Мостовые краны-штабелеры, как правило, имеют мосты опорного типа, оборудованные рабочими площадками и галлереями для обслуживания приводов и электрооборудования. Реже применяют мосты подвесного типа. По конструкции тележки мостовые краны-штабелеры разделяются на две группы:
1. С поворотной колонной. На тележках кранов-штабелеров установлены поворотные круги, с помощью которых вращаются колонны. Последние обычно выполняются телескопическими двухсекционными или многосекционными и оборудуются вилочными грузовыми захватами.
2. С неповоротной колонной. На тележках кранов-штабелеров установлены две жесткие колонны. Такие краны чаще всего имеют подъемную грузовую платформу, оборудованную телескопическими захватами.
Стеллажные краны-штабелеры для длинномерных грузов разнообразны по конструктивным схемам. По устройству ходовой части и способу опирания различают краны-штабелеры, опирающиеся на крановый рельс, уложенный на полу склада, или на два рельса, уложенные на стеллажи. Стеллажные краны-штабелеры снабжены двумя жесткими колоннами, между которыми перемещается грузовая платформа, оборудованная несколькими телескопическими захватами. Грузовая платформа в отдельных случаях оборудуется подвижной в продольном направлении кареткой с зажимами, с помощью которой из стеллажа извлекают пакет с длинномерными грузами или отдельные прутки. Стеллажи при этом загружают с торца. Вместо зажимов может применяться устройство в виде рольганга для загрузки стеллажей вручную.
Рис. 1. Классификация кранов-штабелеров для длинномерных грузов
Мостовые краны-штабелеры, оборудованные вилочными захватами, являются универсальными грузоподъемными машинами. С их помощью можно укладывать в стеллажи разные по размерам и способу упаковки пакеты с длинномерными грузами и при наличии телескопической колонны нагружать и разгружать транспортные средства. Управление такими кранами производится из подъемной кабины.
Мостовые и стеллажные краны-штабелеры, оборудованные телескопическими захватами, являются специализированными грузоподъемными машинами. Они могут перерабатывать пакеты строго определенного размера в пределах зоны работы одного крана-штабелера. Управление производится из подъемной кабины или осуществляется автоматически из централизованного пульта.
Рис. 2. Схемы мостовых кранов-штабелеров для длинномерных грузов:
а — с двухсекционной телескопической колонной; б — с многосекциониой телескопической колонной, оборудованный вилочным захватом; в — с неповоротными жесткими колоннами, оборудованный телескопическими захватами; 1 — мост; 2 — тележка; 3 — колонна; 4 — захват; 5 — стеллаж
Преимуществами специализированных кранов-штабелеров является высокая производительность и лучшее, по сравнению с универсальными, использование складских объемов.
Схемы мостовых и стеллажных кранов-штабелеров, получивших преимущественное распространение на складах металла, показаны на рис. 2, 3.
Козловые краны-штабелеры перемещаются над одним рядом стеллажей, установленных поперек крановых путей. Длина стеллажей равна длине грузовой платформы крана-штабелера, оборудованной телескопическими захватами, которая опускается между стеллажами сверху. Управление кранами производится с пола, из кабины или автоматически.
Рис. 3. Схемы стеллажных кранов-штабелеров для длинномерных грузов:
а — опирающихся на напольный подкрановый рельс; б — опирающихся на два рельса, уложенных на стеллажи (кран-штабелер оборудован передаточной тележкой); в — с торцовой загрузкой; 1 — подкрановый рельс; 2 — телескопический захват; 3 — стеллаж; 4 — колонна; 5 — направляющий рельс; 6 — рама; 7 — подвесной путь передаточной тележки; 8 — передаточцая тележка; 9 — грузовая платформа
—
В течение многих лет на складах длинномерных грузов (металлопроката, строительных изделий и т. п.) успешно применяют краны-штабелеры. На складах металла широко используют мостовые универсальные краны-штабелеры, которые с помощью вилочных захватов (двух или четырех) укладывают в стеллажи длинномерные грузы в поддонах’или в пачках. Для переработки металлопроката используют. мостовые краны-штабелеры грузоподъемностью от 1 до 12,5 т в зависимости от назначения складов металла и их грузооборота. На складах цветного металла обычно применяют краны-штабелеры грузоподъемностью не более 5 т, на складах черного металла — грузоподъемностью до 12,5 т.
Мостовые универсальные краны-штабелеры по сравнению с мостовыми и козловыми кранами позволяют в значительной степени повысить технико-экономические показатели складов металла благодаря увеличению высоты укладки грузов (до 8—10 м) и лучшему использованию площадей складов.
Однако на складах металла с большим грузооборотом, в частности, на складах готовой продукции металлургических заводов, на складах металла снабженческо-сбы-товых предприятий все шире применяют специализированные краны-штабелеры для длинномерных грузов, на которых, в отличие от универсальных, используют специальные грузозахватные устройства, предназначенные для переработки определенных видов длинномерных грузов, однотипных по способу упаковки и размерам пакетов. Для. этой цели используют выдвижные телескопические захваты, подобные применяемым на стеллажных кранах-штабелерах.
Специализированные краны-штабелеры изготовляют Двух типов — мостовые с неповоротной тележкой, оборудованной двумя колоннами, между которыми перемещается грузовая платформа с телескопическими захватами, и стеллажные, двухколонные.
Мостовые специализированные краны-штабелеры отличаются от универсальных в основном конструкцией тележки, колонн, грузозахватных органов. Благодаря применению телескопических захватов мостовые специализированные краны-штабелеры работают в межстеллажных проходах шириной 1,2—1,5 м.
Мостовые специализированные краны-штабелеры для длинномерных грузов существенно тяжелее аналогичных по грузоподъемности мостовых универсальных кранов-штабелеров в результате увеличенной массы грузозахватных органов — телескопических захватов, грузовой платформы. Увеличение массы подъемных частей приводит, в свою очередь, к увеличению мощности приводов, увеличению их массы и габаритов. Изготовляемые в настоящее время мостовые специализированные краны-штабелеры для длинномерных грузов имеют грузоподъемность не выше 5,0 т.
Одни из первых мостовых специализированных стеллажных кранов-штабелеров грузоподъемностью 3,5 т для длинномерных грузов (металлопрокат длиной до 6 м) были изготовлены фирмой «Пианелли траверса».
Мостовой кран-штабелер имеет грузовую платформу, оборудованную двумя телескопическими захватами, работающими от одного привода. Платформа с помощью гидроцилиндра вертикально перемещается между колоннами крана-штабелера. При движении она подхватывает кабину оператора, которая перемещается по направляющим, выполненным из труб. Колонны соединены между собой снизу, сверху их жестко крепят к тележке крана.
Мост крана-штабелера отличается широко раздвинутыми главными балками, между которыми расположены колонны. Конструктивное исполнение телескопических захватов аналогично таким же узлам кранов-штабелеров для тарно-штучных грузов. Кран-штабелер перерабатывает прокат черных и цветных металлов, увязанный в пакеты. С помощью телескопических захватов пакеты снимают с загрузочных устройств и укладывают в стеллажи с консольными полками. Расстояние между стеллажами не превышает 1 м, благодаря чему достигается высокая степень использования вместимости склада.
В начале 70 г. нашли применение стеллажные автоматические краны-штабелеры для длинномерных грузов грузоподъемностью 5 т, представляющие собой двухколонные стеллажные краны-штабелеры с грузовой платформой, оборудованной тремя телескопическими захватами для переработки пакетов металлопроката длиной до 7 м, массой до 5 т. При такой же площади складов по сравнению с мостовыми специализированными кранами-штабелерами стеллажные краны-штабелеры позволили значительно увеличить вместимости складов в результате более полного использования высоты складов. При больших грузоподъемностях кранов-штабелеров для длинномерных грузов (до 5 т) это увеличение вместимости довольно значительно. При применении стеллажных кранов-шта-белеров использование складских площадей стало составлять 1,7—2,8 т/м2, т. е. стало значительно выше, чем во всех других складских системах, используемых на складах металла. Кроме того, возможность автоматизации управления и, как следствие этого, повышение производительности труда сделало стеллажные краны-штабелеры довольно популярными.
Подобно стеллажным кранам-штабелерам для тарно-штучных грузов стеллажные краны-штабелеры для длинномерных грузов работают в проходе между двумя стеллажами, которые они обслуживают. Однако при использовании стеллажных кранов-штабелеров для длинномерных грузов необходимо устанавливать несколько кранов в одном пролете склада. Поиски путей сокращения числа кранов-штабелеров на складе привели к созданию стеллажных кранов-штабелеров с торцевой загрузкой стеллажей. В стеллажи металл в пакетах или отдельными прутками закладывают с торца. При этом стеллажи имеют ширину, равную максимальной длине хранимого в них металлопроката. Кран-штабелер перемещается в проходе между двумя стеллажами. Два стеллажа и проход для перемещения крана-штабелера занимают целый пролет склада. Краны-штабелеры с торцевой загрузкой стеллажей изготовляют как в СССР, так и за рубежом в виде единичных складских систем.
В последние годы за рубежом получают распространение складские системы для складирования длинномерных грузов, включающие стеллажный кран-штабелер, участки стеллажей, транспортные устройства для подачи грузов в зону работы крана-штабелера, устройства управления. Эти складские системы представляют собой полный складской комплекс для хранения металла, который может быть смонтирован в любом свободном помещении. При этом не требуется установка специальных строительных конструкций, кроме фундаментов под стеллажи. Однако по сравнению со стеллажными автоматическими кранами-штабелерами они малопроизводительны, так как в каждом цикле необходимо поднимать и опускать груз на всю высоту стеллажа. Между стеллажами устроены проходы, ширина которых примерно такая же, как и для обычных стеллажных кранов-штабелеров, но еще необходимы зазоры сбоку и в верхней части склада для прохода крана-штабелера. Подобные складские системы могут найти применение на складах металла с небольшим грузооборотом.
—
Краны-штабелеры длинномерных грузов представляют значительную группу кранов-штабелеров, разнообразных по конструктивному исполнению, но объединенных общим функциональным назначением: укладкой (и взятием) в стеллажи пакетированных длинномерных изделий, в основном металлопроката.
Мостовые краны-штабелеры разделяют по функциональному назначению на универсальные краны-штабелеры, перерабатывающие грузы с помощью вилочных захватов, и на специализированные, на которых используют телескопические захваты.
Мостовые универсальные краны-штабелеры разделяют на краны-штабелеры с телескопической колонной, оборудованные полноповоротной телескопической колонной, по которой перемещается грузоподъемник, оснащенный двумя или четырьмя вилочными захватами, и краны-штабелеры с многосекционной телескопической колонной. Многосекционные колонны (трех- или четырехсекционные) отличаются конструктивно от телескопических колонн тем, что убираются одна в другую. На конце последней секции установлен грузоподъемник с вилочными захватами, которые на кранах-штабелерах подобного типа часто выполняют поворотными.
Мостовые специализированные краны-штабелеры, оборудованные телескопическими захватами, выполняют с двумя колоннами, между которыми перемещается грузоподъемник в виде грузовой платформы. На грузовой платформе установлены два или более телескопических захвата. Число телескопических захватов определяется длиной перерабатываемого груза и его сечением. Так, для переработки тонких прутков или полос металлопроката, имеющих большой прогиб от собственной массы, требуется установка большего числа телескопических захватов, чем для переработки проката большого сечения.
Стеллажные краны-штабелеры являются специализированным оборудованием для складов металла, предназначенным для переработки пакетированного металлопроката, уложенного в специальную тару или увязанного в пачки. Стеллажные двухколонные краны-штабелеры, перемещающиеся по крановому пути, уложенному на полу склада, получили наибольшее распространение благодаря относительной простоте конструкции, удобству монтажа и обслуживания. Краны-штабелеры имеют двухколонную раму, которая движется вдоль межстеллажного прохода с помощью двух или четырех ходовых колес. Между колонн перемещается грузовая платформа, на которой установлены телескопические захваты. Конструкция этих стеллажных кранов-штабелеров во многом напоминает конструкцию стеллажных двухколонных кранов-штабелеров для тарно-штучных грузов.
Рис. 4. Схемы кранов-штабелеров для длинномерных грузов:
а, б, в — мостовых соответственно с двухсекционной телескопической колонной; с многосекционной телескопической колонной, оборудованного вилочным захватом; с неповоротными жесткими колоннами, оборудованного телескопическими захватами; г, д, е — стеллажных, опирающихся соответственно на напольный подкрановый рельс; на два рельса, уложенных на стеллажи (кран-штабелер оборудован передаточной тележкой); с торцевой загрузкой; 1 мост; 2 — тележка; 3 — колонна; 4 — захват; 5 — стеллаж; 6 — подкрановын рельс; 7 — телескопический захват; 8 — стеллаж; 9 — колонна; 10 на» правляющий рельс; 11 — рама; 12 — подвесной путь-передаточной тележки; 13 — передаточная тележка; 14 грузовая платформа
Стеллажные двухколонные краны-штабелеры, перемещающиеся по двум рельсам, уложенным на стеллаж, применяют в основном совместно с передаточными тележками, служащими для перемещения кранов-штабелеров из одного межстеллажного прохода в другой. Краны-штабелеры этого типа имеют сравнительно небольшую грузоподъемность (например, фирма «Мунк» изготовляет краны-штабелеры грузоподъемностью 3,0 т), так как при большой собственной массе и большой массе перерабатываемого груза кран-штабелер передает на стеллаж значительную нагрузку.
Стеллажные краны-штабелеры с торцевой загрузкой отличаются от вышеуказанных тем, что позволяют вести загрузку и разгрузку стеллажей с торца. Стеллаж изготовляют в виде клеток, длина которых равна длине хранимого металла, а сечение рассчитано на установку одной пачки (пакета) металла. Металл заталкивают в стеллаж волоком (клетки стеллажа имеют форму желоба) или вкатывают на поддонах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Краны-штабелеры для длинномерных грузов и оборудование складов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы