Коленчатый вал — стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Шейки вала закалены токами высокой частоты. Коленчатый вал имеет семь коренных опор и шесть шатунных шеек. В шатунных шейках есть закрытые заглушками внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке.
Рис. 1. Коленчатый вал и роликовые подшипники
Шесть кривошипов вала расположены в трех плоскостях под углом 120° одинок другому.
На коническом хвостовике коленчатого вала установлена ступица маховика.
На переднем конце коленчатого вала установлен жидкостный гаситель крутильных колебаний. При ремонте двигателя следует помнить, что удары и вмятины на гасителе выводят его из строя, что неизбежно приведет к поломке коленчатого вала.
Коренными подшипниками коленчатого вала служат роликовые подшипники качения. Наружные кольца подшипников запрессованы в расточки картерной части блока и от осевых перемещений ограничены стопорными кольцами.
Роликовые подшипники не имеют внутренних колец, ролики работают непосредственно по беговым дорожкам, выполненным на опорных шейках коленчатого вала.
При износе беговых дорожек на опорных шейках вала допускается их перешлифовка на ремонтные размеры с соответствующей заменой роликовых подшипников.
Осевая фиксация коленчатого вала осуществляется двумя бронзовыми кольцами, установленными в выточки специального корпуса, прикрепленного к переднему торцу блока.
Маховик отлит из серого чугуна и крепится болтами к специальной ступице, установленной на коническом хвостовике коленчатого вала. Ступица напрессована на хвостовике вала с большим натягом, поэтому ее снятие и установку можно производить только с помощью спе-иального приспособления; нагревание ступицы при этом не допускается.
Зубчатый венец маховика служит для пуска двигателя стартером. Кроме того, в зацепление с зубчатым венцом вводится специальная шестерня механизма прово-рота при ручном проворачивании коленчатого вала. Механизм проворота смонтирован на картере маховика с правой стороны двигателя.
От переднего конца коленчатого вала производится отбор мощности для привода вентилятора системы охлаждения, компрессора пневмотормозов и генератора. Механизм отбора мощности смонтирован в расточке передней крышки блока, шлицевый валик механизма соединяется со шлицами специального фланца, установленного на переднем конце коленчатого вала.
Шатун представляет собой стальную фасонную поковку. Стержень его — двутаврового сечения; вдоль всего стержня просверлен канал для подачи смазки к подшипнику верхней головки шатуна.
Рис. 2. Шатун:
1— шатун; 2 — втулка верхней головки; 3 — крышка; 4 — короткий болт крепления крышки шатуна; 5 — длинный болт крепления крышки
Нижняя головка выполнена с разъемом под углом 55° к оси стержня, что позволяет устанавливать и снимать комплект поршня с шатуном через цилиндр. Окончательную обработку шатун проходит в сборе с крышкой, вследствие чего крышки шатунов не взаимозаменяемы. У одного стыка имеются метки спаренности в виде условного числа, одинакового для обеих частей.
Подшипник нижней головки шатуна снабжен сменными вкладышами, а верхней — запрессованной бронзовой втулкой. Вкладыши нижней головки шатуна — сменные, тонкостенные. Верхний и нижний вкладыши взаимозаменяемы.
Для возможности ремонта коленчатого вала предусмотрены шесть ремонтных размеров вкладышей. Клеймо ремонтного размера и уменьшение диаметра шеек вала наносятся на тыльную сторону вкладыша недалеко от стыка.
При замене вкладышей очистите полости шатунных шеек коленчатого вала от отложений. При установке заглушек замените уплотнительные кольца.
Поршни отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава. На поршне расположены три компрессионных и два маслосъемных кольца. Компрессионные кольца имеют трапецеидальное сечение. Маслосъемные кольца коробчатого сечения с расширителями. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта слоем пористого хрома. В головке поршня расположена камера сгорания. Поршень с шатуном соединяется пальцем плавающего типа, осевое перемещение которого в поршне ограничивается стопорными кольцами.
Рис. 3. Поршень:
1 — поршень; 2 — верхнее компрессионное кольцо; 3 — компрессионные кольца; 4 —маслосъемные кольца; 5 — поршневой палец; 6 — стопорные кольца
Для обеспечения точной посадки поршни и гильзы цилиндров разбиваются на шесть размерных групп, обозначаемых соответствующей маркировкой на днищах поршней и верхних торцах гильз.
Рис. 4. Шестерни распределения и привода агрегатов:
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЯМЗ-240Б"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы