Кулачковые муфты и подвижные шестерни предназначены для включения или выключения отдельных рабочих механизмов.
Кулачковая муфта показана на рис. 35. Подвижная часть ее — полумуфта — может специальным рычагом перемещаться вдоль вала по шлицам или шпонке, благодаря которым подвижная полумуфта будет вращаться только вместе с валом. Правая и левая неподвижные полумуфты жестко соединены с элементами механизмов, которые включаются кулачковой муфтой. Полумуфты закреплены от осевого перемещения по валу, но свободно вращаются на нем. Когда полумуфта перемещается в крайнее левое положение, ее кулачки входят в соответствующие впадины полумуфты. При этом вместе с валом -и полумуфтой будет вращаться полумуфта и постоянно соединенный с ней рабочий механизм (например, цепная передача).
Если полумуфту отодвинуть вправо, в нейтральное положение, показанное на рисунке, то механизм остановится, хотя вал с полумуфтой могут продолжать вращаться. Чтобы механизм самопроизвольно не выключался, включающий рычаг обычно фиксируют во включенном положении, заводя его за специальный упор, так как неожиданное выключение кулачковой муфты во время работы может в некоторых случаях привести даже к аварии.
Правую полумуфту и соединенный с ней механизм включают аналогично — перемещением подвижной полумуфты вправо.
Кулачки можно располагать как на торцах, так и на периферии или внутри полумуфт.
Описанная выше кулачковая муфта называется муфтой двухстороннего действия, так как работает в обе стороны, включая левую или правую неподвижные полумуфты. Если нужно включать только один механизм и имеется только одна неподвижная полумуфта, то применяют муфту одностороннего действия.
Необходимо обращать внимание на то, чтобы кулачки полумуфт полностью входили в зацепление. Если рабочие поверхности кулачков будут касаться всей плоскости, то они частично деформируются, в результате чего на углах кулачков образуются скосы. Это приводит к самовыключению муфты при работе, даже если рычаг управления муфтой поставлен на упор. Гфязь или посторонние предметы между полумуфтами могут помешать полному включению кулачковой муфты.
Рис. 35. Кулачковая муфта двухстороннего действия:
1 — вал, 2 — подвижная полумуфта, 3 — правая неподвижная полумуфта, 4 — левая неподвижная полумуфта, 5 — кулачки
Смятые кулачки полумуфт исправляют при ремонте наплавкой металла и последующей обработкой.
Подвижные шестерни для включения и отключения рабочих механизмов перемещают вдоль вала по шпонке или шлицам и вводят в зацепление (или выводят из него) с неподвижной шестерней, расположенной на другом валу и зафиксированной от осевого перемещения. Ведущей может быть любая из этих шестерен.
Подвижная шестерня бывает одинарной или сдвоенной. Последняя состоит из двух, скрепленных между собой шестерен различных диаметров. Сдвоенные подвижные шестерни применяют для изменения скорости вращения ведомого вала, например в механизмах поворота и передвижения экскаватора.
Во включенном положении зубья подвижной шестерни должны находиться в зацеплении с зубьями неподвижной шестерни по всей длине. Частичное включение шестерни может привести к неправильной работе и поломке зубчатой передачи. Полного зацепления шестерен достигают теми же средствами, которые применяют для правшьного включения кулачковых муфт.
Рычаг, управляющий включением подвижной шестерни, также следует фиксировать во включенном положении во избежание самопроизвольного включения механизма или неполного включения шестерен.
Кулачковые муфты и подвижные шестерни нельзя включать и выключать при вращающихся валах (или вращении одного из них) и под нагрузкой, так как в этом случае возможны поломки кулачков или зубьев вследствие удара вращающихся и неподвижных частей муфты (шестерен), а также неполного зацепления. Кроме того, удары, сопровождающие включение вращающейся кулачковой муфты или подвижной шестерни, отрицательно сказываются на других механизмах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кулачковые муфты, подвижные шестерни экскаватора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы