В настоящее время в мировой практике большое внимание уделяется комплексной механизации, индустриализации и автоматизации строительного производства. При этом наблюдается рост стоимости основных производственных фондов, включая и наиболее активную их часть — строительные машины. Строительные организации Республики Беларусь имеют в своем распоряжении более 10 тыс. основных строительных машин, выполняющих 90% строительно-монтажных работ. В строительстве еще значительный объем работ, особенно отделочных, выполняется вручную из-за отсутствия механизированного инструмента. Так, применение передовых технологических процессов требует на одного рабочего 0,45 единицы механизированного ручного инструмента при фактическом обеспечении 0,12 единицы.
Анализ обеспеченности основными дорожно-строительными машинами подразделений дорожно-строительных трестов показал, что при относительной комплектности многие дорожно-строительные машины и механизмы давно выработали свой ресурс и требуют срочной замены.
Работы по текущему ремонту и содержанию дорог очень трудоемки и все еще имеют низкий уровень механизации. Работы по скашиванию травы механизированы на 43%, по очистке боковых канав — на 55%. В настоящее время стали широко применяться малые фрезы, нарезчики и заливщики швов, трамбовки, пилы для кустарника, малые рисайклеры и ремонтеры, что значительно повышает механовооруженность ремонтных работ.
Для снижения трудоемкости строительных процессов, выполняемых вручную, важно не только увеличить количество механизированного инструмента, но и расширить технологические возможности машин с помощью сменного оборудования. Например, гидромолоты для экскаваторов II-IV размерных групп позволяют освободить до трех человек на одну машину и экономить до 1,2 кг топлива на каждом кубическом метре разрабатываемого грунта. В настоящее время для экскаваторов разработано до 25 видов сменного оборудования, погрузчиков — 18, кранов — 6.
Применение бульдозеров на пневмоколесном ходу класса тяги 6-10 кН, землеройно-транспортных машин с ковшом вместимостью 0,1-0,2 м3, кранов-манипуляторов грузоподъемностью 1-3 т, катков массой 0,5-2 т и другой техники позволит исключить ручной труд на мелких рассредоточенных объектах.
Не удовлетворяет требованиям строительства и структура производства механизированного инструмента по соответствию технологическим процессам. Так, наиболее массовые виды штукатурных работ включают 14 технологических операций и лишь для четырех из них готовится механизированный
инструмент.
Одним из принципиально важных вопросов механизации строительства является внедрение бурильных установок для бурения скважин под бурона-бивные сваи. Решение проблемы сооружения свайных оснований этим методом вдвое сокращает объем земляных работ.
Важно при выполнении технологических процессов строительного производства применять комплекты и отдельные машины с минимальными удельными приведенными затратами. Здесь резервы значительны. Так, использование рыхлителей на тракторах мощностью 250 кВт при разработке мерзлого грунта высвобождает до 10 экскаваторов, оборудованных клин- или шар-молотами.
Индустриализация строительства и рост механовооруженности труда позволяют значительно поднять производительность и сократить сроки строительства объектов. При этом дорожное строительство предполагает широкое использование машинных технологических линий, комплексов машин при реализации дорожно-строительных и ремонтных работ, а также организацию труда индустриальными методами. Примерами могут служить технологии горячей и холодной регенерации асфальтобетонных покрытий, представляющие собой непрерывные технологические потоки конвейерного типа со скоростью потока 2,5—3 м/мин.
Индустриализация строительного производства требует применения специализированных транспортных средств и машин более высокой единичной мощности, позволяющих внедрить современную технологию изготовления некоторых видов сложного оборудования, предусматривающую его монтаж в законченном виде. Все это снижает трудоемкость работ до 0,8 чел.-дня на 1 т смонтированных конструкций.
Автоматизация, применение роботов и манипуляторов в строительной индустрии и промышленности строительных материалов позволяет приблизить их уровень к уровню технологического обеспечения на машиностроительных заводах.
Технические возможности манипуляторов (широкий диапазон скоростей, плавность их изменения, низкие посадочные скорости, способность точно установить и скорректировать рабочий инструмент) позволяют высвободить значительное число рабочих.
Выпуск высокопроизводительного оборудования с компьютерным управлением и автоматизированным контролем за технологическими процессами для асфальтобетонных и цементобетонных заводов позволит существенно улучшить качество продукции и повысить надежность работы дорожных покрытий.
В качестве примера широкого использования механизации и автоматизации производства может служить предприятие «Криница» по производству инженерного и сервисного обустройства для автомобильных дорог, использующее систему автоматизированного проектирования и изготовления дорожных знаков полуавтоматическими аппаратами для трафаретной печати типа ЭВ-8125 и BOHANOV SIRIDRUKTISCM 5000рго (Германия), имеется высокомеханизированный цех по защите от коррозии.
На основе изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта использования манипуляторов определена целесообразность роботизации свыше 80% операций, в том числе нанесение окрасочных и защитных покрытий на строительные изделия, заготовка, механическая обработка и сварка арматуры и закладных деталей, заготовка и сборка пространственных конструкций, чистка, смазка и переноска форм, открытие и закрытие бортов, производство стройматериалов, транспортные, погрузочно-разгрузочные работы и другие операции.
Приготовление смесей при производстве бетонных и железобетонных работ относится к наиболее тяжелым и трудоемким работам. От технического уровня этого процесса зависит качество, долговечность изделий и конструкций. Применение автоматизированного способа приготовления бетонных смесей и прогрессивных способов их укладки обеспечивает значительное сокращение трудовых затрат. Так, автоматизированная установка типа ВАА-40 позволяет сократить количество обслуживающего персонала в 10-15 раз.
В настоящее время в Японии работают уже полностью автоматизированные заводы по производству железобетонных изделий, а в Германии цеха по сборке металлоконструкций строительных машин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизация, индустриализация и автоматизация — пути повышения эффективности дорожно-строительного производства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы