Механизм газораспределения служит для обеспечения впуска в цилиндры свежего воздуха и выпуска продуктов сгорания топлива.
Механизм газораспределения имеет подвесную систему клапанов и состоит из распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, деталей их установки и привода: направляющих втулок, пружин, тарелок с сухариками, толкателей, штанг, стоек, коромысел, осей и регулировочных винтов с гайками, а также механизма декомпрессии.
Распределительный вал — стальной, трехопорный. Опорные шейки вала выполнены разных диаметров. Наибольший диаметр имеет передняя шейка. В задней шейке просверлен канал для подвода масла к клапанному механизму.
Поверхность шеек и кулачков закалена ТВЧ.
Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала через шестерни распределения, расположенные в специальном картере в передней части блока.
Шестерня коленчатого вала передает вращение промежуточной шестерне, которая входит в зацепление с шестерней топливного насоса и шестерней распределительного вала.
Правильная установка шестерен обеспечивается сборкой по меткам, нанесенным возле зубьев или впадин. На шестерне коленчатого вала на третьем зубе вправо от оси шпоночного паза нанесена метка К. На шестерне распределительного вала набита метка, на шестерне топливного насоса набиты две метки — Т и Н, промежуточная шестерня имеет три метки — К, Р и Т.
При установке шестерен метки К и Р на промежуточной шестерне совмещают с такими же метками на шестернях коленчатого и распределительного валов. Шестерня топливного насоса устанавливается меткой Н против метки Т на промежуточной шестерне.
Толкатели — стальные, имеют плоские донышки. Для равномерного износа ось толкателя несколько смещена относительно оси кулачка, в результате чего происходит вращение толкателя вокруг своей оси. Два отверстия на цилиндрической поверхности служат для отвода картер-ных газов через сапун в атмосферу и слива масла.
Штанги толкателей изготовлены из стального прутка. Сферические концы штанг закалены ТВЧ.
Коромысло клапана представляет собой двуплечий рычаг, изготовленный из углеродистой стали. Коромысла клапанов качаются на двух осях, установленных в четырех чугунных стойках. Каждая стойка крепится шпилькой на верхней плоскости головки цилиндров. Перемещение коромысел вдоль оси ограничивается пружинами. Оси коромысел полые и соединены втулкой, наружные концы осей закрыты заглушками.
Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Направляющие втулки клапанов — чугунные.
Клапан закрывается под действием двух пружин: наружной и внутренней, которые закреплены на его стержне при помощи тарелки и сухариков.
Для облегчения прокручивания коленчатого вала от руки при регулировании зазоров, угла опережения впрыска топлива, а также при запуске дизеля в холодное время года на дизеле имеется механизм декомпрессии. Механизм расположен под колпаком головки цилиндров и состоит из двух валиков, имеющих опоры в ушках стоек коромысел, корпуса и рукоятки декомпрессора. Механизм имеет два положения: «включен» и «выключен».
В случае притирки клапанов необходимо головку цилиндров снять с дизеля. Притирку клапанов, последовательность установки головки цилиндров на дизель и затяжки гаек ее крепления производите в следующем порядке.
Снимите клапаны с головки цилиндров, предварительно нанеся на них метки, чтобы при сборке обязательно установить их по своим седлам.
Клапаны и седла тщательно очистите от нагара, промойте в керосине и осмотрите их состояние. Клапаны следует притирать лишь в том случае, если тарелка и стержень клапана не покороблены и нет прогаров на фасках клапана и седле. При наличии этих дефектов клапаны подлежат замене новыми, а седла головки цилиндров — шлифовке.
Притирку клапанов производите с помощью притирочной пасты, которую нанесите тонким равномерным слоем на фаску клапана, смажьте стержень моторным маслом и поставьте клапан на место.
Процесс притирки состоит из возвратно-вращательного движения клапана с помощью специального приспособления. При отсутствии приспособления можно пользоваться обычной дрелью с присосом.
Слегка нажимая на клапан, поворачивайте клапан сначала по часовой стрелке на 1/3 оборота, а затем против часовой стрелки — на 1/4 оборота. Производить притирку круговыми движениями нельзя.
Периодически поднимая клапан и нанося на фаску новые порции притирочной пасты, продолжайте притирку до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. Разрывы матовой полоски и наличие рисок на ней не допускаются.
После окончания притирки промойте клапаны и седла керосином и насухо вытрите. Установите клапаны на свои места и проверьте их на герметичность керосином. Если притиркой клапана не обеспечивается его герметичность, надо произвести шарошку гнезда. Утопание тарелки клапана после шарошки не должно превышать 3,5 мм.
Перед установкой головки цилиндров на дизеле обязательно проверьте качество прокладки головки. Вмятины и разрывы не допускаются.
Прокладка должна быть уложена широкой окантовкой к блоку, все отверстия в блоке и прокладке должны совпадать.
Перед затяжкой гаек крепления головки цилиндров резьбу шпилек, а также резьбу и торцы гаек смажьте веретенным маслом.
Гайки крепления головки цилиндров затягивайте равномерно, начиная с середины, в порядке, указанном на рис. 13, в несколько приемов. За один прием затягивайте гайки не более чем на 1—2 грани. Окончательную затяжку гаек производите моментом 20—22 кгс-м.
Нормальная работа дизеля обеспечивается правильной регулировкой зазоров клапанов.
Величина зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел на холодном дизеле для впускных и выпускных клапанов должна быть равна 0,4 мм.
Увеличение зазора повышает скорость посадки клапана. Это приводит к повышенному износу фаски клапана и гнезда под клапан в головке цилиндров. При длительной работе с чрезмерно увеличенным зазором может произойти обрыв стержня клапана.
Если зазор меньше рекомендованного, клапан будет неплотно садиться в гнездо, компрессия будет недостаточной, пуск дизеля затруднится, а мощность его снизится. Кроме того, при уменьшенном зазоре более интенсивно происходит обгорание фаски клапана.
Проверку и регулировку зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел производите в следующей последовательности:
— снимите колпак головки цилиндров;
— отверткой или ключом установите декомпрессор во включенное положение;
— наблюдая за коромыслами клапанов первого цилиндра, медленно вращайте коленчатый вал до тех пор, пока оба клапана (выпускной, а затем впускной) откроются и закроются;
— выверните из картера маховика установочную шпильку и вставьте ее ненарезанной частью в то же отверстие до упора в маховик (рис. 4);
— нажимая на установочную шпильку, медленно проворачивайте коленчатый вал до vex пор, пока она не войдет в отверстие на маховике. В этом положении маховика поршень первого цилиндра находится в в.м.т. после такта сжатия;
— установите декомпрессор в выключенное положение, проверьте щупом и при необходимости отрегулируйте зазор между стержнем клапана и бойком коромысла обоих клапанов первого цилиндра (рис. 5);
— после того как оба клапана первого цилиндра будут отрегулированы, вверните установочную шпильку резьбовой частью в картер маховика, поверните коленчатый вал на полоборота, что будет соответствовать такту сжатия в третьем цилиндре, и отрегулируйте зазоры в клапанах третьего цилиндра;
— после следующего поворота вала на пол-оборота отрегулируйте зазоры в клапанах четвертого цилиндра, а затем после поворота на пол-оборота коленчатого вала — в клапанах второго цилиндра;
— установите на место колпак головки цилиндров, не повредив прокладку колпака.
Осевой люфт распределительного вала ограничивается упорным винтом, расположенным на передней крышке распределительных шестерен.
В случае вывинчивания упорного винта, а также после снятия и последующей установки крышки распределительных шестерен обязательно отрегулируйте осевой люфт распределительного вала. Для этого заверните винт до упора в подпятник, а затем отверните его на 1/2 оборота и в таком положении законтрите контргайкой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизм газораспределения трактора ДТ-75В"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы