Для определения характеристик процессов, протекающих во фрикционных материалах, как при эксплуатации тормозных устройств, так и после испытания образцов на машине применяли различные средства металловедческого, механического, физического и химического методов анализа. Методика применения различных видов и средств анализа для исследования образцов из новых (исходных) серийных фрикционных деталей после эксплуатации их и после лабораторных испытаний была следующей:
1. Тщательно изучали макроструктуру поверхности трения. Рабочую поверхность образцов после испытаний просматривали в микроскопе типа МБС-1, выбирали характерные места фрикционных деталей натурных узлов и образцы для других анализов, определяли вид и характер износа.
2. Исследовали микроструктуру поверхностей трения и поверхностных слоев фрикционных материалов с помощью современных металлографических микроскопов (увеличение от 70 до 1000). Этот вид исследований позволяет выявить самые незначительные изменения структуры материалов, вызванные процессами, происходящими при трении и износе.
Для исследования микроструктуры поверхностных слоев изготовляли специальные шлифы. Образцы для шлифов из фрикционных деталей натурных тормозных узлов вырезали на фрезерном станке (при малой скорости вращения фрезы и малой подаче). Тормозные диски, колодки, барабаны для исследований были отобраны после определенного количества торможений на самолетах типа Ту-104, Ан-10, Ил-18, а также на других машинах.
Каждый шлиф укрепляли в специальном блокировочном приспособлении прокладкой из мягкого металла.
4. Микротвердость тонких поверхностных слоев замерялась с помощью прибора ПМТ-3, разработанного в ИМАШе АН СССР М. М. Хрущовым и Е. С. Берко-вичем, при нагрузке 50 и 100 гс.
5. Фазовые и структурные превращения в фрикционных материалах исследовались на рентгеновском ди-фрактометре УРС-50И с автоматической записью распределения интенсивностей рентгеновских дифракций в железном излучении. В наших исследованиях р-излуче-ния не отфильтровывались.
Для определения фазовых составляющих, сопровождающих процессы трения фрикционных материалов, были использованы следующие режимы съемки: ширина первых двух щелей 1 мм; третьей щели — 0,25 мм; высота третьей щели 8 мм; постоянная интегрирования — 4 с.
Количественный рентгеновский фазовый анализ по определению остаточного аустенита в исследуемых материалах проводили по методу гомологических пар. Условия съемки для проведения этого анализа были выбраны следующие: первая щель шириной 1 мм, вторая 2 мм, третья — 0,5 мм; постоянная интегрирования — 8 с. Скорость диаграммной ленты — 1200 мм/ч, частота вращения счетчика — 0,5 об/мин.
Исследовали также распределение аустенитной фазы по глубине поверхностного слоя материалов. Для этого сошлифовывали поверхностные слои материалов при обильном охлаждении, малой скорости шлифования и малой подаче. Около поверхности трения сошлифовыва-лись более тонкие слои материалов.
6. Спектральный анализ поверхности трения и поверхностных слоев фрикционных материалов производили на кварцевом спектрографе ИСП-28 с трехлинзовой системой конденсора. Ширина раскрытия щели составляла 0,005 мм. Для анализа был использован генератор конденсированной искры ИГ-3. Емкость конденсаторов составляла 0,01 мкф при отключенной индуктивности. Зазор предварительного разрядника был равен 2,7 мм, а величина аналитического промежутка — 1,6 мм. Для анализа использовали магниевые электроды диаметром 1,5 мм. Анализ проводили по методу трех эталонов. Фотометрирование производилось на микрофотометре МФ-2. Перед анализом образцы тщательно промывались вначале чистым бензином, а затем эфиром. Глубина максимального проникновения разряда в образец по отношению к исходной поверхности составляла 10—15 мкм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Методика исследования физико-химических процессов в материалах фрикционных узлов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы