Электрические мостовые краны — мостовые краны с электрическим приводом — широко используют в промышленности. Их основные несущие конструкции выполнены в виде мостов, по которым перемещается тележка с грузом. Они служат для перемещения грузов внутри цехов.
Кран состоит из главных балок сплошного или решетчатого сечения, которые в торцах соединяются концевыми балками, снабженными ходовыми колесами и служащими для соединения двух полумостов крана. На мосту крана устанавливают тележку с механизмами для подъема груза и передвижения самой тележки. Мостовой кран передвигается вдоль цеха или эстакады по рельсам, уложенным на подкрановые балки. Мостовыми кранами с электрическим приводом управляют из кабины, подвешенной к мосту. В некоторых случаях для подъема тяжелых или легких грузов мостовые краны снабжают двумя механизмами подъема — главным и вспомогательным, смонтированными на одной тележке. Механизмы передвижения моста бывают с трансмиссионным валом или с электродвигателями на каждой стороне крана.
Схема монтажа мостового крана с помощью грузоподъемной монтажной мачты показана на рис. 119, а. Монтажную мачту устанавливают посередине цеха. Верх мачты — оголовок — расчаливают вантами. Кран поднимают целиком или полумостами одной монтажной мачтой, разворачивают его над крановыми путями, опускают на пути, а потом поднимают тележку. Так монтируют кран в тех случаях, когда из-за большой массы полумостов крана трудно подобрать мачту для подъема крана вместе с тележкой. Подъем осуществляется с помощью грузоподъемного полиспаста, закрепленного за оголовок мачты. Сбегающая нить грузового полиспаста идет на лебедку, закрепленную за колонну цеха.
При подъеме крана целиком с установленной и закрепленной на нем тележкой (рис. 119, б) мачту устанавливают в середине полумостов. Мост крана поднимают полиспастом выше крановых путей, а затем мостовой кран разворачивают и устанавливают на крановые пути. Ванты закрепляют за колонны цеха. Сбегающая нить грузового полиспаста также идет к лебедке, прикрепленной к колонне цеха.
Рис. 119. Схемы монтажа электрического мостового крана
одной монтажной мачтой: а —полумоста, б — крана целиком;
1 — полумост, 2 — полиспаст 3 — монтажная мачта, 4 — сбегающая нить грузового полиспаста 5‘—ле. бедка, 6 — ванты, 7 — мост крана, 8 — тележка
Рис. 120. Схема монтажа электрического мостового крана с тележкой с помощью двух монтажных мачт:
1 — ванты, 2 — грузоподъемные полиспасты, 3 — монтажные мачты, 4 — грузоподъемная тележка, 5 — лебедки, 6 — сбегающие нити грузовых полиспастов, 7 — мост крана
Применяют также метод монтажа моста или полумоста электрического мостового крана в наклонном положении с помощью одной или двух монтажных мачт (рис. 120). В этом случае мост или полумост крана поднимают в наклонном положении перпендикулярно крановым путям, а затем выравнивают и устанавливают. Монтаж осуществляют одновременно двумя мачтами, которые устанавливают посередине моста. Мост выкладывают поперек цеха. На мосту устанавливают грузоподъемную тележку, которую на время подъема прикрепляют к мосту с тем, чтобы она не передвигалась и не изменяла центра тяжести поднимаемого груза.
Кран поднимают одновременно двумя полиспастами, сбегающие нити которых идут к лебедкам. Обе мачты расчаливают вантами, причем мачты соединяют между собой стальным канатом. Поднимают мост крана в такой последовательности: сначала один конец, а затем другой. В некоторых случаях, чтобы облегчить прохождение моста крана мимо крановых путей, горизонтальной оттяжкой оттягивают кран в сторону.
Рис. 121. Схема монтажа полумоста мостового крана с помощью гусеничного крана
Недостаток описанных методов состоит в том, что в качестве грузоподъемного устройства приходится использовать мачты.
Безмачтовый монтаж мостовых кранов ведут по различным схемам. Наиболее экономичен монтаж мостовых кранов полумостами или целиком с помощью гусеничных кранов (рис. 121). Данный метод можно применять только в тех случаях, когда открыт торец здания (цеха) для прохода крана.
Перед монтажом площадку, на которой должны работать гусеничные краны, выравнивают.
Монтируют мостовые краны с помощью гусеничных кранов следующим образом. Обычно полумосты и тележки крана прибывают к месту монтажа на железнодорожных платформах, с которых их разгружают гусеничными кранами и укладывают на шпальные клетки перпендикулярно крановым путям. Если допускает грузоподъемность кранов, полумосты укрупняют, устанавливают с помощью гусеничных кранов балансиры. Первый полумост поднимают в наклонном положении и устанавливают сначала один его конец, затем другой.
Рис. 122. Схема монтажа электрического мостового крана целиком с помощью четырех полиспастов, закрепленных за колонны здания:
1 — тележка, 2 — грузоподъемные полиспасты, 3 — мост крана, 4 — сбегающие нити грузовых полиспастов, 5 — лебедки
После подъема первого полумоста поднимают второй. Потом монтируют концевые балки, которые устанавливают с помощью винтовых домкратов. Заключительный этап монтажа тяжеловесных элементов крана — подъем грузовой тележки.
Во время работы краны с грузом не передвигают, лишь незначительно разворачивают стрелу для установки мостового крана на крановые пути.
Экономичность этого метода обусловлена тем, что не требуется применять специальных грузоподъемных приспособлений и такелажной оснастки.
Другой вариант безмачтового метода монтажа (рис. 122) отличается тем, что для подъема крана используют строительные конструкции здания. Например, мост 3 крана поднимают в проектное положение с помощью двух или четырех полиспастов 2, прикрепленных к колонне здания. При монтаже этим методом требуется большое количество такелажной оснастки и лебедок.
С помощью двух или четырех полиспастов, подвешенных к колоннам, монтируют мостовые краны в действующих цехах. По этой схеме четыре полиспаста крепят к верхушкам колонн. Тележку мостового крана крепят к мосту канатом, чтобы предотвратить ее смещение во время подъема.
Сбегающие нити грузовых полиспастов прикрепляют к лебедкам, расположенным за цехом или внутри цеха в отдалении от места монтажа.
Последовательность монтажа в данном случае обычная: стропуют полумост или мост крана, проверяют оснастку и затем производят подъем.
Для монтажа мостового крана грузоподъемностью 275 тс пролетом 27,5 м необходимо иметь четыре электрические лебедки с тяговым усилием 7,5 тс и три 5 тс, четыре отводных однорольных блока грузоподъемностью 15 т, четыре полиспаста и 3000 м каната. Однако этот способ подъема все же экономичнее, чем метод подъема мостовых кранов с помощью мачт.
При монтаже мостовых кранов с использованием стропильных ферм здания (рис. 123, а) в качестве грузоподъемного приспособления применяют монтажную балку. Она состоит из одной или двух балок двутаврового (сварного или прокатного) сечения. На ней подвешивают полиспаст. Нагрузка от веса поднимаемого груза через полиспаст передается на монтажную балку, а с нее — на две стропильные фермы.
В некоторых случаях используют систему монтажных балок (рис. 123, б). В этом случае монтажную балку устанавливают поперек цеха. Она опирается на две вспомогательные балки, которые располагаются вдоль цеха и сами через четыре балки опираются еще на четыре вспомогательные балки. В процессе подъема, когда полумост проходит мимо подкрановых балок, его разворачивают.
Если смонтированы все железобетонные плиты покрытия, монтажную балку можно устанавливать на них с помощью вспомогательных балок, которые должны опираться в узлах соединения четырех плит покрытия на столики.
Когда железобетонные плиты уже смонтированы и установить монтажную балку на верхний пояс стропильной фермы невозможно, ее помещают под верхним поясом стропильных ферм на столики, которые крепят к средней стойке стропильной фермы.
Монтажные балки с шагом ферм 12 м очень тяжелые, поэтому применяют вспомогательные фермы, которые устанавливают между двумя стропильными фермами. На рис. 123, в показана схема монтажа полумоста электрического мостового крана безмачтовым методом с использованием вспомогательных ферм. Монтажную балку устанавливают на две вспомогательные фермы 8, которые крепят к стропильным фермам цеха. Полумост поднимают с помощью полиспаста. Сбегающая нить грузового полиспаста через систему отводных блоков 6 идет к электрической лебедке, которую крепят к колонне цеха стропом.
Во всех рассмотренных случаях монтажную балку устанавливают посередине цеха. Если из-за смонтированного технологического оборудования или установленных строительных конструкций подать элементы мостового крана под монтажную балку невозможно, мостовые краны монтируют с применением качающейся монтажной балки и двух полиспастов. Один полиспаст крепят к качающейся монтажной балке, а второй — к верху колонны цеха. На рис. 123, г показана схема монтажа грузоподъемной тележки электрического мостового крана с помощью качающейся монтажной балки. Тележку поднимают с помощью качающейся монтажной балки. Монтажная балка представляет собой решетчатую пространственную конструкцию, которая опирается на две стропильные фермы цеха. Монтажная балка может поворачиваться относительно своей продольной оси. К ней крепится грузоподъемный полиспаст. Его рассчитывают на полную нагрузку, так как когда поднимаемый груз будет выше установленных фундаментов, второй полиспаст, закрепленный за колонну цеха, распускается и груз полностью висит на правом полиспасте. Сбегающая нить основного грузоподъемного полиспаста через систему отводных блоков идет к лебедке, а сбегающая нить вспомогательного полиспаста также через систему отводных блоков идет к лебедке.
В начальный период подъема работают одновременно обе лебедки, а после прохода фундамента — только лебедка основного полиспаста. Мост крана 11, состоящий из двух полумостов, уже смонтирован и перемещен в соседний пролет, чтобы он не мешал подъему тележки. После подъема тележки выше смонтированного моста последний с помощью ручных рычажных лебедок 10 подтягивают под поднятую тележку. После этого тележка опускается на мост.
Рис. 123. Схемы монтажа мостовых кранов а — одной монтажной балкой, б — системой монтажных балок, в — с помощью балки; 1 — монтажная балка, 2 — полиспаст, 3 — электрическая лебедка, 4 — тельные балки, 8 — вспомогательные фермы, 9 — качающаяся монтажная
12 — фундаменты
Рис. 124. Схема безмачтового монтажа мостового крана с помощью монтажной балки, установленной на две фермы (а) и на две вспомогательные балки (б):
1 — сбегающая нить грузового полиспаста. 2 — стропильная ферма, 3 — второй отводной блок, 4 — первый отводной блок, 5 — полиспаст, б — монтажная балка, 7 — строп, 8 — вспомогательные балки, 9 — временные монтажные связи; IV — усилие, действующее на монтажную балку
Сбегающая нить грузового полиспаста проходит через первый отводной блок, через второй отводной блок около стропильной фермы, а затем вдоль стропильной фермы. От отводного блока, расположенного у опорного узла стропильной фермы, сбегающая нить идет вдоль колонны к ее пяте, а затем через следующий отводной блок к лебедке.
Схема, при которой монтажная балка опирается на две вспомогательные балки, показана на рис. 124, б. Балки, в свою очередь, опираются на две стропильные фермы. От предыдущей схемы монтажа данная схема отличается тем, что нагрузка с монтажных балок передается не на две, а на четыре точки, что значительно облегчает работу стропильных ферм. Для создания устойчивости применяют временные монтажные связи.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Монтаж электрических мостовых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы