Монтаж крана СБК-1 может производиться:
1) с применением укрупненных элементов с помощью автомобильного крана грузоподъемностью 5 т;
2) с применением мелких элементов с помощью автомобильного крана грузоподъемностью 3 г или дополнительного монтажного портала, перемещающегося по отдельному рельсовому пути. На рис. 123, 124 и 125 показана последовательность работ при монтаже башенного крана СБК-1 из разукрупненных элементов.
Монтаж крана из укрупненных элементов
Монтаж из укрупненных элементов производится при перебазировании крана с одного объекта на другой, расположенный на одной строительной площадке или сравнительно на небольшом расстоянии, в пределах одного строительного района. В этом случае кран разбирают и перевозят крупными узлами, вес :и габариты которых соответствуют транспортным средствам.
Кран СБК-1 собирают из шести монтажно-транспортных единиц: портала, четвертой и третьей секций башни, второй и первой секций башни, головки, стрелы, противовеса.
Рис. 123. Схема монтажа башенного крана СБК-1 из разукрупненных элементов:
а — сборка портала крана; б — установка монтажных узлов крана на рельсовом пути; в—соединение стрелы с порталом; г — сборка башни и соединение ее с порталом; д — соединение головки с башней, 1 — рабочий путь; 2—монтажный путь; 3— стоянка портала; 4 — рама портала
Рис. 124. Схема монтажа башенного крана СБК-1 из разукрупненных элементов: а —схема якоря для запорного каната; б —подъем стрелы в монтажное положение; в — подъем‘башни в вертикальное положение; г — опускание башни на портал с помощью винтового домкрата; д — подъем противовесной консоли; е — загрузка балласта на противовесную консоль, 1 – балласт; 2 — запорная петля; 3 — винт домкрата; 4—деревянная подкладка
Рис. 125. Схема монтажа башенного крана СБК-1 из разукрупненных элементов:
а — подъем стрелы в вертикальное положение; б — подъем стрелы в рабочее положение; в — крепление обоймы монтажного полиспаста; г — схемы управления контроллером и тормозом при подъеме башни; д— запасовка монтажного каната; е — запасовка расчального и монтажного канатов при подъеме стрелы, 1 – канатная петля; 2 —обойма монтажного полиспаста; 3 —барабан стреловой лебедки (на кранах БКСМ-3, Т-128); 4 — барабан грузовой лебедки; 5 — отводной блок; 6 — тяга тормоза
Помимо этого в каждом кране в качестве балласта применяют сборные бетонные плиты.
Основные операции и порядок их выполнения сводятся к следующему.
Установка портала на подкрановый путь в собранном виде с использованием при этом домкратного устройства. Устройство состоит из четырех винтов с тягами, с помощью которых портал подвешивают к балкам, укладываемым на автомобиле. После снятия портала с автомобиля производят пробное передвижение его по рельсовому пути и проверку работы механизма. При нормальной работе механизма передвижения портал закрепляют на рельсах с помощью противоугонных захватов, затягиванием колодок тормоза и дополнительным соединением канатами каждой стойки с рельсами.
Соединение секций и’ головки. Состыковывают головку с 1 и 2 секциями башни. Автокраном поднимают конец третьей секции на шпальную клетку или инвентарные козлы, высота которых должна быть не менее 2,5 м. Затем тем же краном поднимают верхнюю часть башни (первая и вторая секции и головка) и подводят ее к уложенной на клетке нижней части. Соединяют обе части при помощи стыковых угольников чистыми болтами с гайками.
Соединение башни с порталом. Автомобильным краном грузоподъемностью 5 т поднимают состыкованную башню за четвертую секцию до уровня ушек портала, заводят проушины башни в ушки и соединяют с помощью осей-пальцев. Оси закрепляют шплинтами.
Соединение стрелы с порталом. Автомобильным краном поднимают опорную часть стрелы до уровня монтажных проушин портала, закладывают монтажную ось в проушины и отверстие стрелы.
Запасовка монтажного полиспаста. На ось крепления стрелы на головке башни-надевают канатную петлю, фиксируемую с помощью распорной втулки. На конце петли закрепляют монтажную обойму. На блоки монтажной и стреловой обоймы укладывают монтажный канат, образуя 7-кратный полиспаст. Для ускорения операции запасовки каната в тресте «Мосжилмеханиза-ция» предложено обоймы блоков помещать на деревянные щиты, располагаемые на первой секции башни и на головной секции стрелы. Из обойм вынимают оси и распорные втулки со стороны монтажных осей. В результате снятия осей монтажный канат можно не протаскивать через обойму, а петлями накладывать на блоки, сматывая канат с бухты. Один свободный конец каната закрепляют в коуше стреловой обоймы, а второй пропускают по блоку головки башни и запасовывают на барабане лебедки.
Подготовка тормоза и контроллера грузовой лебедки перед подъемом стрелы и башни. Тормоз грузовой лебедки в начальный период подъема башни не может работать, так как его груз не находится в вертикальном положении. Поэтому груз снимают и ставят вместо него специальную пружину, предусмотренную конструкцией крана. Кроме того, к рычагу тормоза привязывают пеньковый канат, которым в случае необходимости можно подтормаживать грузовую лебедку с земли. Управление краном в процессе подъема башни также выполняют с земли следующим способом: да маховичке контроллера устанавливают катушку, закрепляют на ней канат, который перекидывают через временно присоединенные к каркасу кабины блочки и направляют на площадку к бригадиру монтажников. При другом способе контроллер устанавливают на первой рабочей позиции и закрепляют. Включение и выключение электродвигателя грузовой лебедки производят рубильником, находящимся во вводном ящике.
Рис. 126. Инвентарный якорь для запорного каната стрелы крана СБК-1:
1 — двутавровая балка; 2 — шпалы; 3— деревянный щит; 4 — сборные плиты; 5 — петля каната
Оба способа не обеспечивают равномерного, без толчков подъема башни. Наиболее удобным и безопасным способом управления грузовой лебедкой является применение вспомогательного контроллера, подключаемого с помощью дополнительных проводов к кон-такторной панели кабины машиниста. В этом случае стационарный контроллер, расположенный в кабине, отключают и концы проводов маркируют в соответствии со схемой включения контроллера.
Далее соединяют тяги стрелового расчала и канатную петлю якоря, образуя запорную петлю длиной 22 м. К головке стрелы прикрепляют две расчалки, служащие для придания ей правильного положения при подъеме. Для крепления боковых расчалок стрелы устраивают якори свайного типа, располагаемые на 5—7 м от оси пути и на 5 м от оси портала в сторону башни.
Для крепления запорного каната монтажной стрелы в кране СБК-1, особенно при монтаже из укрупненных элементов, применяют инвентарный якорь (рис. 12.6), для устройства которого используют двутавровую балку № 30 длиной 2,5—3 м, две шпалы, Деревянный настил и сборные бетонные блоки или железобетонные плиты, которые являются балластом в кране, или инвентарные, применяемые специально для монтажа различных кранов. Вместо двутавровой балки можно применять швеллер № 30 или трубу диаметром 250 мм. На расстоянии 21—22 м от оси портала крана роют траншею глубиной 0,3—0,5 м и длиной 2,5—3 м. В траншею опускают металлическую балку, с обеих сторон которой помещают шпалы с целью предохранения запарной петли каната от повреждения о грани полок балки. Сверху на балку укладывают настил из досок, на котором размещают с помощью автомобильного крана 22 г железобетонных плит кранового балласта. Плиты на настиле размещают таким образом, чтобы их центр тяжести был расположен от якоря на расстоянии 20—30 см в сторону портала. Применение инвентарного якоря с укрупненными сборными элементами ‘постоянного веса позволяет значительно сократить время и трудоемкость по устройству якоря и обеспечить надежную работу этого узла по сравнению с якорем, состоящим из деревянного круглого бруса и мелких чугунных чушек, укладываемых на деревянный настил над якорем (в соответствии с прежними заводскими инструкциями по монтажу крана).
Подъем стрелы в монтажное положение. Включают грузовую лебедку и производят подъем стрелы до полного натяжения запорного каната. Ось стрелы в поднятом положении составляет с горизонтом угол примерно 80°, а ее проекция при этом равна 3 м. После подъема стрелы боковые расчалки закрепляют за якори.
Соединение противовесной консоли с головкой башни. Для присоединения консоли головку башни поднимают на высоту 7—8 м и устанавливают на козлы. Перед подъемом башни необходимо тщательно проверить правильность взаимного расположения монтажных частей крана. Для этого следует удостовериться в том, что точка крепления запорного каната, центр головки стрелы, центр портала и центр головки башни расположены на одной прямой. До подъема башни на высоту 7—8 м необходимо поднять ее головку над опорой на 0,1— 0,25 м, затормозить лебедку и оставить башню в таком состоянии 5—10 мин. В случае нормальной работы узлов крана башню опускают на опору и поднимают на необходимую для закрепления консоли высоту. С помощью автомобильного крана противовесную консоль соединяют с головкой посредством пальцев и болтов с гайками.
Подъем башни в вертикальное положение. Башню поднимают вместе с противовесной консолью с помощью грузовой лебедки. Перед опусканием опорной секции башни на портал башня занимает неустойчивое положение, при котором ее центр тяжести находится над шарниром. При дальнейшем опускании башни необходимо следить за тем, чтобы винтовой домкрат попал в гнездо опоры и контроллер в момент соприкосновения домкрата с гнездом был выключен. Посадка башни на портал может сопровождаться ударом, так как в этом положении монтажный полиспаст не натянут и башня поворачивается вокруг шарнира под действием силы тяжести. Во избежание удара на портал у гнезда домкрата следует положить деревянный брус, на который опускают башню; затем приподнимают немного конец башни домкратом, вынимают брус и производят окончательное опускание башни на раму портала посредством винтового домкрата (см. рис. 124, г). После этого основание башни с помощью болтов и гаек соединяют с порталом.
Далее отсоединяют боковые расчалки от якорей, включают грузовую лебедку и опускают стрелу, отсоединяют ее от портала и ооворачивают на 180°.
Загрузка балласта на портал. После установки башни в вертикальное положение с внутренней стороны ее нижней секции заводят доски, на раму портала также укладывают доски, образующие емкость — ящик. В этот ящик автомобильным краном поднимают бетонные плиты балласта или чугунные чушки; крупноразмерные бетонные блоки размещают непосредственно на портале без щитов.
При загрузке балласта следует проверять соответствие укладываемого количества балласта паспортному путем взвешивания или обмера больших плит блоков или суммированием веса плит, если они замаркированы.
Загрузка противовеса балластом. Конец монтажного каната, закрепленный в коуше расчала стрелы, освобождают и направляют на землю через головной блок башни и монтажный блок над балластным ящиком. К монтажному канату привязывают люльку, в которой производят подъем балластных плит или чушек на противовесную консоль. Вес уложенного балласта должен соответствовать весу балласта, указанному в паспорте крана. Запрещается применять в качестве балласта на портале и противовесе песок, гравий, щебень, а также нежелательно применять кирпич, так как вес указанных материалов меняется в зависимости от их влажности и размеров (кирпич). Кроме того, мелкокусковые и сыпучие материалы могут просыпаться через щели ящиков, в результате чего при эксплуатации башенного крана может оказаться, что вес балласта на кране будет меньше, чем это требуется для его устойчивости. Работа на кране с уменьшен— ным балластом может привести к аварии, падению крана и даже человеческим жертвам.
Подъем стрелы в вертикальное положение. На стрелу укладывают расчальный канат. Грузовой канат одним концом закрепляют в коуше на головке стрелы, а второй — свободный конец — временно закрепляют на опорной секции стрелы. Все канаты фиксируют на стреле проволокой. К головке стрелы привязывают канат длиной 60 м, служащий для оттяжки стрелы в момент ее первоначального ‘Подъема из вертикального положения. На стреле одновременно закрепляют трехблочную обойму; вторую трехблочную обойму с помощью канатной петли подвешивают на оси в верхней части головки башни.
Монтажный канат направляют с грузовой лебедки, где он закрепляется, через головные блоки башни на блоки обеих обойм.
Далее канат пропускают через блоки обойм и образуют 5-кратный полиспаст. У основания стрелы монтажный канат временно закрепляют. В кранах БКСМ-3 и Т-128 монтажный канат не запа-совывают на полиспаст, а пропустив по головным блокам башни, закрепляют на опорной секции стрелы. Подъем стрелы в вертикальное положение производят грузовой лебедкой до положения, при котором отверстия в ее основании и в проушинах головки башни совпадают. После этого стрелу и головку башни соединяют общей осью, которую фиксируют оседержателями.
Подъем стрелы в рабочее положение. Монтажный канат отсоединяют от основания стрелы, а блочную обойму соединяют с канатной петлей, укрепленной на валике головки башни; полиспаст освобождают от стрелы. Включают грузовую-лебедку, выбирают монтажный канат до натяжения полиспаста и производят подъем стрелы. В начальный момент подъема головку стрелы отклоняют оттяжкой в наклонное .положение от оси башни. Стрелу поднимают несколько выше ее рабочего положения и удерживают монтажным канатом. Затем отвязывают расчаль-ный и рабочий канаты от стрелы, производят (Соединение расчала с головкой башни, включают грузовую лебедку на спуск, ослабляют монтажный канат, отсоединяют его от обоймы и выбирают до основания стрелы. При этом расчальный полиспаст под действием веса стрелы натягивается и стрела принимает рабочее положение. Далее снимают блочные обоймы и с помощью монтажного каната и грузовой лебедки опускают их на землю. Снова включают лебедку на подъем, выбирают монтажный канат вместе с присоединенным к нему рабочим канатом. (После этого рабочий канат временно закрепляют у лебедки, а монтажный сматывают целиком с барабана. На его место навивают рабочий канат, который надежно закрепляют на барабане.
В кранах БКСМ-3 и Т-128 перед подъемом стрелы в рабочее положение запасовывают 6-кратный расчальный полиспаст и конец каната закрепляют на стреловой лебедке, установленной на противовеоной консоли. Подъем стрелы производят на монтажном канате, запасованном в две нитки, с одновременным выбиранием расчального каната лебедкой! При переходе стрелой горизонтального положения грузовую лебедку выключают и дальнейший подъем осуществляют стреловой лебедкой и расчальный полиспастом. В рабочем положении стрелы стреловую лебедку стопорят посредством собачки и храповика, а монтажный канат грузовой лебедки выбирают и затем снимают с барабана. На его место навивают и закрепляют грузовой канат. На этом монтаж крана заканчивается.
После монтажа крана производят его пробную обкатку па рельсовым путям, затем проводят статические и динамические испытания согласно «Правилам» Госгортехнадзора и в случае успешного окончания испытаний инспектор допускает кран к эксплуатации, о чем производится соответствующая запись в шнуровой книге.
Приемка крана строительной организацией от монтажной бригады оформляется приемо-сдаточным актом, в котором отмечается наличие разрешения инспекции Гостехгорнадзора на эксплуатацию крана, результаты проверки работы всех ограничителей, сигналов, стропующих устройств, правильности устройства и заземления рельсового пути.
Монтаж электрооборудования. Монтаж электрооборудования проводят одновременно с монтажом крана. Соединение электропроводов, на кране производят согласно монтажной схеме и биркам, прикрепленным к концам проводов. Во всех токоведущих проводах и кабелях должно быть проверено сопротивление изоляции проводов между отдельными жилами и между проводом и землей, а также установлено отсутствие замыканий и обрывов.
В двигателях должно быть проверено сопротивление изоляции обмоток и в случае пониженного сопротивления (меньше 300 000 ом при напряжении 280 в) двигатели обязательно ставятся на сушку. Все электроаппараты: контроллеры, контакторные панели, магнитные пускатели — следует осмотреть и проверить, убедившись в их работоспособности.
Все металлические части крана и рельсы подкранового пути должны быть надежно заземлены. Монтаж и эксплуатацию электрооборудования крана следует проводить в соответствии с «Правилами устройства для электротехнических установок сильного тока», «Правилами эксплуатации электрических устройств сильного тока», а также «Правилами» Госгортехнадзора.
В тресте «Мосстроймеханизация» № 5 Главмосстроя освоен более ускоренный метод монтажа крана СБК-1, сущность которого заключается в совместном подъеме башни, противовеса и стрелы с помощью монтажной мачты и грузовой лебедки, а также в подвеске плит балласта К порталу и к противовееной консоли.
Башню крана (рис. 127, а) устанавливают на высоких (7— 8 м) козлах и ва головке закрепляют противовесную консоль, которую затем поворотом головки ставят в вертикальное положение сверху. Стрелу вместе с канатным расчалом шарнирно соединяют с головкой (при помощи пальцев), грузовой канат временно закрепляют на стреле. При подъеме башни стрела опускается и принимает рабочее положение в момент посадки башни на портал. Таким образом монтажные операции — подъем стрелы в вертикальное положение и подъем стрелы в монтажное положение, изложенные выше, при новом способе исключаются и вместе с этим отпадает необходимость запасовки на высоте расчального полиспаста и соединения стрелы с головкой.
Балласт по этому способу (рис. 127, б) не загружают в нижнюю секцию башни, а подвешивают с помощью рамки и четырех болтов к площадке портала. Плиты балласта автокраном заранее укладывают на деревянную подставку, размещаемую между рельсами. Кран самоходом наезжает на подставку, после чего рамку с плитами закрепляют на портале. Подготовку балласта можно выполнять одновременно с другими операциями при условии применения для якоря дополнительных балластных плит.
Рис. 127. Схема монтажа башенного крана СБК-1 (БКСМ-3, Т-128) из укрупненных элементов и подвеска бетонного балласта:
а — схема монтажа крана: 1 —стрела; 2 — противовес; 3 — монтажный 8-кратный полиспаст; 4 — монтажная мачта; 5 — канатная петля якоря; 6 — бетонный балласт якоря; 7—козлы; 6 — схема подвески бетонного балласта к порталу: 1 — винтовые тяги; 2 — бллка; 3 — бетонные блоки; 4 — рамка
Мелкоштучный балласт в виде отдельных бетонных камней или чугунных чушек, загружаемых в ящик противовеснои консоли, заменяется на один бетонный блок. Этот блок с помощью монтажного каната и лебедки крана поднимается на консоль и там закрепляется. Новый способ монтажа крана СБК-1, проверенный трестом, позволяет значительно сократить продолжительность монтажных работ и время пребывания автокрана на площадке.
Монтаж крана из разукрупненных элементов
Кран собирают из 12 монтажных единиц: двух стоек портала, рамы портала, четырех секций башни, головки, трех секций стрелы, противовеснои консоли. При этом способе, для соединения отдельных элементов крана применяется обычно автомобильный кран и иногда монтажный портал, устанавливаемый на дополнительный рельсовый путь, колея которого равна 4600 мм. Портал оборудуется двумя ручными талями грузоподъемностью по 3 т.
Основные операции по монтажу и порядок их выполнения следующие.
Сборка портала и установка его на подкрановый путь. Стойки портала поднимают с помощью монтажного портала и временно удерживают в вертикальном положении деревянными раскосами. После этого тем же монтажным порталом поднимают раму портала на стойки и закрепляют на них болтами.
Для состыковывания трех секций стрелы, а также четырех секций башни и головки и последующего соединения этих узлов с порталом применяется также монтажный портал.
При соединении головки с башней проушины для стрелы должны находиться вверху, а для противовеса — внизу. Состыкованную башню укладывают посредством монтажного портала головкой на шпальную клетку высотой около 3 м; следующие монтажные операции выполняют без портала и поэтому его перегоняют в конец дополнительного (монтажного) пути.
После установки и закрепления башни в вертикальном положении грузовой лебедкой и монтажным канатом, который перебрасывают через блоки головки и прикрепляют к противовеснои консоли производится подъем противовеса. Консоль соединяют осью с проушинами головки, оттягивают канатом и с помощью лебедки поднимают до горизонтального положения. Затем тяги консоли закрепляют болтами на головке.
Остальные монтажные операции совпадают с операциями монтажа крана из укрупненных узлов, описание которых приведено выше.
Бригада рабочих для монтажа и демонтажа крана включает 6 человек: 1 бригадира-монтажника 7-го разряда, 2 слесарей; монтажников 5-го разряда, 2 такелажников 4-го разряда и 1 электромонтера 7-го разряда. Кроме того, в монтаже и демонтаже должен .участвовать машинист, прикрепленный к данному крану.
В специализированных монтажных организациях (трестах, управлениях) состав монтажной бригады может быть увеличен включением монтажников 7-го разряда. Такой состав бригады позволяет совмещать некоторые монтажно-демонтажные операции на двух кранах. В этом случае каждый из монтажников 7-го разряда может руководить работами по монтажу или демонтажу соответствующего крана.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Монтаж крана СБК-1 (БКСМ-3, Т-128)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы