Экономический эффект в результате повышения долговечности машин слагается из двух частей. Во-первых, при увеличении долговечности машин потребности угольной промышленности в средствах механизации могут быть полностью удовлетворены при соответственно меньших выпусках оборудования и запасных частей.
Реальность экономии средств и материалов в этом случае определяется тем, что при повышенных фактически сроках службы и надежности работы оборудования угольные предприятия будут приобретать машины и запасные части (для восполнения амортизационных потерь и ремонта) в меньшем количестве.
При значительном росте долговечности изделий существенное значение может получить соответствующее высвобождение мощностей машиностроительных заводов.
Во-вторых, источником экономии является снижение простоев оборудования и непроизводительных затрат времени и средств на ремонты и устранение последствий аварий машин. К этому следует добавить, что в ряде случаев производительность оборудования заметно ограничивается недостаточной прочностью и износостойкостью отдельных деталей и узлов машин.
Влияние долговечности машин на производительность и себестоимость продукции возрастает с увеличением степени механизации производства. В 1956 г. в структуре себестоимости угля амортизационные отчисления составляли около 6% и в дальнейшем доля амортизации будет непрерывно повышаться.
Будет ли экономически оправдано повышение срока службы вкладышей на 20—30% за счет мероприятий, требующих некоторых затрат? Вероятно, указанное повышение срока службы этих деталей не даст заметного экономического эффекта. Действительно, если в более тяжелых условиях вкладыши до упрочнения работали в среднем около 12 мес., то улучшенные детали будут работать 14—15 мес., следовательно, замена их по-прежнему должна производиться в эксплуатации. В легких же условиях работы упрочненные вкладыши, как и раньше, отработают только два межремонтных периода и их должны будут заменить при втором капитальном ремонте или спустя 2—3 мес. на шахте, Затраты на повышение износостойкости вкладышей полностью окупятся только в том случае, если реальный срок службы возрастет не менее чем на 50%. Тогда вкладыши смогут работать два или три полных межремонтных срока.
Несмотря на некоторую условность и неточность расчета (в связи с фактическим рассеиванием сроков службы вкладышей), приведенный пример показывает, что для деталей II и последующих групп наибольшая экономическая эффективность может быть достигнута только при соблюдении равенства или кратности сроков службы детали и машины.
Для сложных объектов, кроме сроков службы деталей, необходимо учитывать также сокращение стоимости ремонтных работ н другие факторы, имеющие значение для подобного рода экономического анализа.
Имеются случай, когда технические возможности повышения долговечности не реализуются на заводах из-за некоторого возрастания себестоимости изделий, несмотря на то, что возможный эффект в эксплуатации по расчетам может значительно перекрывать дополнительные затраты в производстве. Положительное решение подобных вопросов окажется возможным при условии, что внутризаводским показателям можно противопоставить равноценные экономические показатели, характеризующие по данным эксплуатации долговечность машины. Кроме того, имеет большое значение разработка и введение в заводскую отчетность объективных параметров оценки долговечности изделий. Целесообразно, чтобы эти параметры имели экономический характер, так как именно экономические соображения в целом делают проблему повышения долговечности машинного оборудования актуальной.
Недостаточность временных показателей долговечности машин (календарное, машинное время и пр.) сказывается также при рассмотрении вопроса о «моральном износе» машин. Моральный износ машин проявляется в двух формах. Машина считается устаревшей в том случае, если вновь выпускаемые аналогичные машины являются более дешевыми, в связи с чем на продукт производства переносится меньшая стоимость оборудования. Наряду с этим моральным износом считается также отставание технических характеристик работающих машин от такого же типа новых машин.
Казалось бы, что, создавая долговечную машину, завод как бы определяет длительный период ее использования, в течение которого технические характеристики аналогичных машин могут значительно улучшиться. Если исходить из представления о долговечности машины, как о комплексе качеств, характеризующем экономичность эксплуатации в той части, в которой она зависит от сроков службы и надежности работы деталей, а также затрат на проведение ремонтных работ, то ясно, что чем лучше работает машина до тех пор, пока ее потребуется заменить более совершенной (вне зависимости от того, когда это произойдет), тем рентабельней будет использующее ее производство. Это тем более справедливо для большинства горных машин, имеющих относительно небольшие межремонтные сроки службы, в связи с чем суммарная стоимость ремонтных работ очень быстро достигает прейскурантной стоимости новой машины. Сколь бы значительны ни были достижения в области снижения себестоимости производства машинного оборудования, экономический эффект механизации угольной промышленности не может быть полным, если одновременно не обеспечивается достаточно низкий уровень себестоимости эксплуатации оборудования. Последний в значительной степени связан с показателями долговечности машин и поэтому никакими ссылками на неизбежный моральный износ оборудования нельзя оправдать конструктивную и технологическую недоработку машин.
Изложенное показывает, что с экономических позиций долговечность машин в значительной мере определяет себестоимость их эксплуатации и поэтому имеет такое же значение для народного хозяйства, как и себестоимость изготовления. Принимая во внимание связь себестоимости изготовления и эксплуатации машин, нельзя, однако, считать, что обеспечение высокой долговечности обязательно требует дополнительных затрат на машиностроительных предприятиях. Чаще всего высокое качество изделий достигается не за счет излишних затрат, а в результате высококвалифицированной разработки конструкции и технологии изготовления с использованием современных технических достижений и научных методов решения инженерных вопросов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Моральный износ и долговечность машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы