Вследствие применения высоких степеней сжатия дизели экономичны в работе и расход топлива на единицу мощности у них примерно на 25—30% меньше, чем у карбюраторных двигателей. Кроме того, применяемое для дизелей тяжелое жидкое (дизельное) топливо дешевле, чем бензин. В этом заключается основное преимущество дизелей, вследствие чего они получают значительное распространение, особенно на грузовых автомобилях повышенной и большой грузоподъемности.
Однако для обеспечения достаточно полного сгорания топлива в дизеле воздух в цилиндры подается со значительным избытком, поэтому он не весь участвует в сгорании. В результате этого объем цилиндров в дизелях используется хуже, чем в карбюраторных двигателях, и мощность, получаемая с единицы рабочего объема цилиндров двигателя (литровая мощность), ниже, чем у карбюраторных двигателей.
Для повышения степени использования рабочего объема цилиндров и повышения литровой мощности в дизелях применяют наддув воздуха в цилиндры с соответствующим увеличением дозы впрыскиваемого топлива. Давление наддува воздуха обычно равно 1,2—1,5 кГ/смг.
В двухтактных дизелях ЯМЗ для принудительной подачи воздуха в цилиндры применяют механический роторный (объемный) нагнетатель, приводимый в действие от коленчатого вала двигателя. При вращении роторов лопасти захватывают воздух и нагнетают его в воздушную камеру блока, откуда воздух через продувочные окна поступает в цилиндр. При этом происходит продувка цилиндра и заполнение его свежим воздухом.
В четырехтактных дизелях ЯМЗ для наддува применяют газотурбинный нагнетатель, приводимый в действие энергией отработавших газов. Такой нагнетатель состоит из воздушного центробежного компрессора и газовой радиальной турбины, рабочие колеса (крыльчатки) которых закреплены на общем валу, установленном на подшипниках в корпусе нагнетателя, монтируемом на блоке дизеля между впускным и выпускным трубопроводами. Крыльчатка воздушного компрессора расположена в цилиндрическом корпусе, к центру которого присоединен воздухоподводя-щий трубопровод. К наружной поверхности корпуса присоединяется впускной трубопровод, соединенный через впускной клапан с полостью цилиндра дизеля.
Жароупорная крыльчатка турбины расположена в другом цилиндрическом корпусе, к патрубку которого присоединяется выпускной трубопровод дизеля. К центру корпуса присоединяется газоотводящий патрубок.
При работе дизеля отработавшие газы, выходящие из цилиндров, проходят через корпус газовой турбины 6 с большой скоростью и, ударяясь в лопатки ее крыльчатки, приводят последнюю вместе с валом во вращение; при этом число оборотов вала турбины достигает до 30—40 тыс. в минуту. Вместе с валом вращается и крыльчатка компрессора, обеспечивая интенсивное засасывание воздуха в корпус и нагнетание его по впускному трубопроводу в цилиндры двигателя. При этом создается давление воздуха, равное примерно 1,2—1,5 кГ/см2, и наполнение цилиндров свежим зарядом улучшается.
При установке газотурбинного нагнетателя на дизель его мощность может быть повышена на 25—30%, что и используется в четырехтактных дизелях ЯМЗ для расширения номенклатуры дизелей этого семейства по мощности. Для монтажа газотурбинного нагнетателя на стандартном дизеле не требуется его существенных конструктивных изменений, только заменяются впускной и выпускной трубопроводы, на которых крепится газотурбинный нагнетатель.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Наддув дизелей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы