Прежде чем определить понятие надежности машин, ознакомимся с некоторыми терминами:
- неисправность — состояние изделия (машины, агрегата, детали), при котором оно в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований, установленных технической документацией, стандартами (ГОСТами), техническими условиями (ТУ). К неисправностям относят снижение производительности и экономичности машины сверх допустимых пределов, точности; отклонение в толщине слоя краски кузова; вмятины на кабине автомобиля и т. п.;
- работоспособность — состояние изделия, при котором оно способно выполнять требуемые функции. Изделие может быть неисправным, но сохранять работоспособность.
Например, коробка перемены передач сохраняет работоспособность, хотя шестерня изношена и издает шум, но ее эксплуатационные показатели не вышли за пределы, установленные ТУ;
отказ —это событие, при котором происходит полная или частичная утрата работоспособности изделия. При отказе изделие должно быть остановлено (выключено) из-за возникших технических неисправностей или работы его с недопустимыми отклонениями от заданных рабочих характеристик (параметров).
Отказ почти всегда связан с неисправностями. Снижение мощности двигателя строительной машины сверх установленного предела будет отказом.
Одновременно с этим машина переходит в состояние неисправности. Однако не всегда возникновение неисправности означает появление отказа.
Например, подтекание масла в агрегатах бульдозера свидетельствует об их неисправности, но не всегда приводит к отказам;
- наработка —это продолжительность (или объем) работы изделия, измеряемая в часах (мото-ч), километрах пробега, циклах, кубометрах или других единицах, специфичных для данной машины. Наработку нельзя смешивать с календарной продолжительностью (сроком службы), так как два изделия за один и тот же срок службы могут иметь неодинаковую (различную наработку;
- ресурс — суммарная наработка изделия до определенного состояния, оговоренного в технической документации, Различают ресурс до первого ремонта, межремонтный, назначенный, полный, остаточный, суммарный и др.
Назначенный ресурс — наработка изделия, при достижении которой эксплуатация его должна быть прекращена независимо от технического состояния изделия. Этот ресурс назначается в технической документации с учетом безопасности и экономичности.
Полный технический ресурс — наработка от начала до конца эксплуатации для невосстанавливаемого изделия или до ремонта для восстанавливаемого.
Остаточный технический ресурс — расчетная наработка от рассматриваемого момента до конца эксплуатации или до ремонта.
Суммарный технический ресурс — наработка восстанавливаемого изделия на протяжении его срока службы до списания.
Срок службы – это время эксплуатации машины и ее элементов до возникновения предельного состояния, оговоренного в технической документации, или до списания. Показатели ресурс и срок службы имеют много общего, так как они определяются одним и тем же предельным состоянием, однако существенно отличаются один от другого. При одном и том же ресурсе может быть различный срок службы в зависимости от интенсивности эксплуатации изделия. Например, два двигателя каждый с ресурсом 12 тыс. мото-ч в год с интенсивностью эксплуатации 3 тыс. и 6 тыс. мото-ч будут иметь соответственно срок службы первый 4 года, второй 2 года.
Одной из главных оценок качества и эксплуатационных преимуществ строительных машин является надежность.
Надежность — это свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели,в заданных пределах в течение требуемой наработки (при заданных условиях эксплуатации). Надежность изделия обусловливается его безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью.
Безотказность — свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов. Из определения следует, что отказов не будет только в течение заданной наработки или заданного промежутка времени.
Долговечность — это свойство изделий сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов. Предельное состояние определяется невозможностью дальнейшей эксплуатации изделия, обусловленной снижением эффективности или требованиями безопасности. Предельное состояние оговаривается в технической документации (до капитального ремонта или до списания, если для данной машины капитальный ремонт не предусмотрен). Например, в технической документации указано, при каких параметрах изделие подлежит ремонту (двигатель внутреннего сгорания — в результате потери мощности и при повышенном расходе топливосмазочных материалов).
Ремонтопригодность — это приспособленность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Устранение отказов подразумевает восстановление утраченной работоспособности.
От ремонтопригодности зависят убытки, возникающие из-за пребывания машины в неработоспособном состоянии в связи с проведением технического обслуживания и ремонта. Это ее важнейшее эксплуатационно-техническое свойство.
Ремонтопригодной считают такую конструкцию машины, которая при рациональных затратах на ее проектирование, изготовление и эксплуатацию будет минимальное время находиться в неработоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации.
Сохраняемость — это свойство изделия сохранять эксплуатационные показатели в течение срока хранения и транспортирования, установленного в технической документации. Сохраняемость — важное свойство, характеризующее строительные и дорожные машины, которые работают сезонно (скреперы, дорожные катки, асфальтоукладчики и др.).
Повышение надежности строительных машин достигается в основном за счет:
- долговечности материалов деталей и рациональных их сочетаний в парах трения;
- нормальных условий работы деталей при наименьших потерях на трение;
- оптимальных температурных режимов работы; условий смазки трущихся поверхностей деталей;
- эффективных устройств для очистки воздуха, топлива, смазки;
- улучшения конструкции и материалов уплотнительных устройств и герметизации сборочных единиц и агрегатов;
- достаточной жесткости базовых деталей машин, устойчивости их к вибрациям и т.д.
Чем выше надежность машины, тем меньше ее неплановые простои, уменьшающие время чистой работы. При этом экономические показатели машины повышаются как за счет снижения стоимости ремонта, так и за счет уменьшения потерь, вызванных простоем в ремонте.
Надежность новых машин несомненно выше капитально отремонтированных, так как при ремонтах часто не выдерживаются первоначальные требования к материалу детали и допускам на их изготовление.
Одной из причин, вызывающих ухудшение технического состояния машины и ее эксплуатационных свойств, а следовательно, и надежности, является износ деталей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Надежность и долговечность мащин и механизмов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы