В двухтактных дизелях ЯАЗ наполнение цилиндров воздухом и продувка их производится нагнетателем. Воздух в цилиндры двигателя нагнетатель подает под давлением 1,4—1,5 кГ/см2 (140—150 кн/м2). Вследствие этого улучшается очистка цилиндров от отработавших газов и увеличивается их массовое (весовое) наполнение воздухом.
Схема системы питания двухтактного дизеля воздухом показана на рис. 1, б. Привод нагнетателя осуществляется от коленчатого вала через систему шестерен.
Нагнетатель воздуха состоит из алюминиевого корпуса, торцовых плит, закрытых крышками, и двух роторов. Пустотелые роторы отлиты из алюминиевого сплава и во время работы вращаются в разные стороны. Лопасти роторов имеют винтовую форму, что позволяет нагнетателю непрерывно, без толчков, подавать воздух в двигатель.
С обеих сторон в каждый ротор с большим натягом запрессованы небольшие валы, дополнительно соединенные с роторами штифтами. Роторы вращаются на шарикоподшипниках, установленных в торцовых плитах, отлитых из алюминиевого сплава и привернутых к корпусу с обеих сторон.
Рис. 1. Нагнетатель воздуха:
1 — кулачок муфты привода нагнетателя; 2— упругие пластины; 3 — корпус муфты привода нагнетателя; 4 — шестерня привода нагнетателя; 5 — трубка, подводящая смазку к шарикоподшипнику вала привода; 6 — вал нагнетателя со шлицами: 7 — шестерня привода нижнего ротора; 8 — регулировочные прокладки; 9 – крышка нагнетателя, 10 — торцовая плита; 11 — ротор; 12 — корпус; 13 — распорный болт; 14 — муфта привода водяного насоса; 15 — маслоотражательная шайба; 16 — шлицевое отверстие вала ротора; 17 — самоподжимные сальники; 18 — шестерня привода верхнего ротора; 19 — фланец шестерни; 20 — вал привода нагнетателя; 21 — корпус привода; 22 — маслоналивная горловина
В переднюю плиту запрессовано два однорядных шарикоподшипника, а в заднюю — два двухрядных радиально-упорных. Для предохранения рабочей полости ротора от проникновения масла, которым смазываются шарикоподшипники, в плиты запрессованы самоподжимные сальники.
Валы роторов пустотелые; на их концах, направленных в сторону шестерни привода нагнетателя, на внешней поверхности нарезаны треугольные шлицы, а внутри сделана резьба. На ступице шестерни привода верхнего ротора и на ступице шестерни привода нижнего ротора тоже нарезаны треугольные шлицы. На валах, так же как и на ступицах шестерен, пропущено по одному шлицу, что позволяет напрессовывать их на валы в определенном положении и облегчает сборку нагнетателя. Таким образом, роторы связаны между собой зубчатой передачей. Шестерни имеют косые зубья. От возможного осевого сдвига они удерживаются болтами, ввернутыми в торцы валов.
Для регулировки зазоров между лопастями ротора служат прокладки, расположенные между внутренними кольцами шарикоподшипников и ступицами шестерен. Между корпусом и роторами, а также лопастями обоих роторов имеются небольшие зазоры, чтобы вращающиеся роторы не задевали друг друга, корпус и торцовые плиты. Число оборотов роторов в 1,95 раза больше числа оборотов коленчатого вала.
Шестерня распределительного вала приводит в движение шестерню привода нагнетателя, соединенную болтами с корпусом муфты привода и с фланцем вала привода нагнетателя. На концах вала нагнетателя нарезаны шлицы, при помощи которых он соединяется с двумя упругими муфтами. Задний конец вала закреплен в кулачке муфты привода. Между корпусом муфты и кулачком находятся упругие пластины, смягчающие толчки, передаваемые от шестерни привода валу. Передний конец вала шлицами соединен с фланцем шестерни. Между фланцем и шестерней также поставлены упругие пластины для смягчения толчков, передаваемых верхнему ротору, а от него через шестерни нижнему ротору.
На корпусе привода нагнетателя установлена маслоналивная горловина. По трубке масло подается к шарикоподшипнику вала привода нагнетателя.
Передний конец вала верхнего ротора имеет шлицевое отверстие для привода в действие регулятора числа оборотов коленчатого вала двигателя. Передний конец вала нижнего ротора через распорный болт муфты приводит в действие водяной насос. В торцовой плите расположена маслоотражательная шайба. Задний конец вала нижнего ротора приводит в действие топливоподкачивающий насос.
На дизелях ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 применяются одинаковые нагнетатели объемного типа, но вследствие того, что дизель ЯАЗ-М206 шестицилиндровый, производительность нагнетателя, устанавливаемого на нем, повышена путем некоторого увеличения размеров корпуса и роторов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Нагнетатель воздуха"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы