Мостовой кран-штабелер представляет собой мостовой кран, тележка которого оборудована колонной с перемещающимся по ней грузоподъемником, имеющим грузозахватное устройство, выполненное, как правило, в виде вилочного захвата.
Мостовые краны-штабелеры обслуживают большие площади складов, на которых расположены стеллажи с грузом. Используют их не только для укладки грузов в хранилища, но й для перемещения грузов из складов в производственные помещения, если те и другие расположены под одной крышей, и для выполнения некоторых операций в основном технологическом процессе производства продукции.
Авторское свидетельство на первый в мире кран-штабелер выдано в Советском Союзе в 1948 г. М. С. Рыскину [А. с. № 79050, (СССР)]. В дальнейшем краны-штабелеры начали выпускать зарубежные фирмы «Демаг» фета§, ФРГ) и «Фата» (Рада, Италия). В СССР изготовляются мостовые краны-штабелеры десятков исполнений, грузоподъемностью от 0,125 до 20 т двух типов: подвесные и опорные.
Подвесные мостовые краны-штабелеры, подобно подвесным мостовым кранам и кран-балкам, применяют в бескрановых пролетах промышленных зданий и складов, оборудованных подвесными путями. Подвесные краны-штабелеры по сравнению с опорными имеют меньшую строительную высоту и более легкие мосты (особенно многоопорные краны-штабелеры). Бескрановые пролеты промышленных зданий рассчитывают на установку подвесных кранов грузоподъемностью до 5 т. При одинаковой грузоподъемности мостовые краны-штабелеры значительно тяжелее мостовых кранов вследствие большой массы тележки, колонны и грузоподъемника. Поэтому подвесные мостовые краны-штабелеры, за редким исключением, выпускают грузоподъемностью до 1,0 т как с управлением с пола, так и с управлением из кабины.
Опорные краны — штабелеры широко используют на складах в самых различных условиях как в зданиях, оборудованных крановыми путями, так и в зданиях с бескрановыми пролетами (крановые пути устанавливают непосредственно на стеллажи). Мостовые опорные краны-штабелеры изготовляют грузоподъемностью от 0,125 до 12,5 т по ГОСТ 16553—82, а также по отдельным специальным заказам.
В течение длительного времени подвесные и опорные краны-штабелеры грузоподъемностью до 1 т включительно выпускали однотипными. С целью унификации они имели одинаковые тележки (подвесные, с катанием по нижним поясам балок моста), колонны и грузоподъемники. Мосты изготовляли двух исполнений — подвесные и опорные, при сохранении общих для кранов-штабелеров технических характеристик. Опыт длительной эксплуатации мостовых кранов-штабелеров показал, что подвесные краны-штабелеры по сравнению с опорными имеют следующие недостатки: повышенное изнашивание подвесных путей и нижних поясов мостов, по которым катаются каретки соответственно кранов-штабелеров и их тележек; кроме того, каретки, оборудованные ходовыми колесами небольшого диаметра (конической или сферической формы с ребордами), имеют повышенное сопротивление перемещению; относительная сложность механизмов передвижения моста и тележки, связанная с передачей вращения на ходовые колеса, охватывающие подвесные пути (балки моста) с двух сторон; трудность доступа к механизмам, особенно расположенным на подвесных тележках; увеличенная энергоемкость подвесных кранов-штабелеров по сравнению с опорными, вызванная увеличенным сопротивлением передвижению подвесных кареток.
Поэтому шире используют опорные мостовые краны-штабелеры, в которых стремятся применять унифицированные узлы мостовых кранов, что повышает надежность кранов-штабелеров и одновременно снижает их себестоимость. Сокращается также номенклатура применяемых на кранах-штабелерах узлов и деталей, что способствует повышению их качества и надежности. На мостовых кранах-штабелерах, управляемых из кабины, грузоподъемностью 1 т устанавливают рабочие площадки 6 на мостах и тем самым создают лучшие условия для технического обслуживания и ремонта механизмов.
Все эти положительные изменения конструкции не ухудшают главного качественного показателя использования кранов-штабелеров — использования вместимости склада.
Опорные краны-штабелеры, управляемые с пола, при установке крановых путей на стеллажи позволяют лучше использовать вместимость склада, чем аналогичные подвесные краны-штабелеры, так как не требуется установка подвесных путей, увеличивающих мертвую зону по высоте склада. Опорные краны-штабелеры, управляемые из кабины, и аналогичные подвесные краны-штабелеры позволяют получать одинаковые показатели использования высоты помещения. Таким образом, мостовые краны-штабелеры усовершенствованной конструкции будут изготовлять в основном опорного типа, а в необходимых случаях — применять подвесные мостовые краны-штабелеры.
По своему функциональному назначению мостовые краны-штабелеры делят на управляемые с пола и управляемые из кабины.
Краны-штабелеры, управляемые с пола, наиболее просты по конструкции, их применяют в помещениях с высотой до 7,2 м, высота подъема груза не превышает 5,0—5,5 м, так как при большей высоте подъема управлять ими с пола оператору невозможно.
Мостовые краны-штабелеры, управляемые с пола, просты в управлении, обслуживании и эффективны в определенных условиях: при небольшом грузообороте и небольшой высоте помещения их используют на действующих складах старой постройки, а также и на новых предприятиях — на складах оснастки, штампов, моделей, грузооборот которых невелик при достаточно большой их вместимости. Грузоподъемность мостовых кранов-штабелеров, управляемых с пола, не превышает 1 т.
Мостовые краны-штабелеры, управляемые из кабины, применяют на различных складах промышленной продукции, имеющих большой грузооборот и разнообразные по размерам и способу хранения грузы. Эти краны используют как при стеллажном, так и при штабельном хранении пакетированных грузов. Мостовые краны-штабелеры, управляемые из кабины, более производительны, чем управляемые с пола. Грузоподъемность их не менее 1 т и применяют их в складах с высотой помещения 8,4—15,6 м. Максимальная грузоподъемность серийно выпускаемых кранов-штабелеров составляет 12,5 т, однако по специальным заказам выпускают краны-штабелеры грузоподъемностью 15—20 т.
Мостовые краны-штабелеры универсальны, однако стоимость автоматизации их работы большая. Поэтому мостовые краны-штабелеры не применяют на комплексно автоматизированных складах и, в частности, на складах* оснащенных автоматизированными транспортными системами подачи грузов. Они уступают место более эффективным стеллажным кранам-штабелерам. Мостовые краны-штабелеры применяют в основном в помещениях, категория пожароопасное которых не превышает класс П—Па согласно «Правилам устройства электроустановок» (ПУЭ).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Направление развития мостовых кранов-штабелеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы