Опыт показывает, что улучшить технологию грузовых операций, более полно использовать технические средства и трудовые ресурсы позволяют методы сетевого планирования и научной организации труда (НОТ). Исходными данными для сетевых графиков служат установленный технологическим процессом порядок обработки вагонов, автомобилей, контейнеров, перевозочных документов; перечень всех операций, выполняемых с транспортными средствами и грузами, технически обоснованные нормы времени на выполнение каждой из них. Для некоторых операций необходимо учитывать дополнительное время, обусловливаемое режимами работы складов, неравномерностью прибытия вагонов и контейнеров на станцию, занятостью маневровых локомотивов, кранов, грузовых фронтов, накоплением вагонов на состав (подачу) и др.
Научная организация труда на погрузочно-разгрузочных работах охватывает широкий круг вопросов: выбор эффективных форм разделения и кооперации труда, проектирование рабочих мест, рациональное использование машин, механизмов, технологической оснастки, простейших приспособлений, совершенствование методов труда и повышение квалификации работников; рациональное использование рабочего времени; обеспечение благоприятных санитарно-гигиенических, психофизиологических и эстетических условий труда, совершенствование его нормирования, рациональные режимы труда и отдыха. Все это улучшает условия и способствует повышению производительности труда.
На производственных участках механизированной дистанции организуют работу по внедрению НОТ с учетом Инструктивных указаний по учету нормативных требований научной организации труда при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий железнодорожного транспорта, разработке технологических процессов и оборудования.’ С целью повышения эффективности использования рабочего времени работников механизированной дистанции и технических средств проводится работа по изучению, отбору и распространению передовых методов и приемов труда механизаторов и грузчиков.
Мероприятия по научной организации труда оформляют в самостоятельный раздел плана работы механизированной дистанции по утвержденным формам.
Основное мероприятие НОТ — это внедрение типовых проектов организации труда на рабочих местах и карты организации труда. В этих документах должны содержаться сведения о порядке выполнения основных наиболее часто повторяющихся операций, об оснащении рабочего места, его обслуживании, формах организации труда и отдыха, расстановке людей, технологии производства работ, охране труда и пр.
Экономическая эффективность от внедрения мероприятий по научной организации труда в механизированной дистанции определяется в соответствии с Методикой определения экономической эффективности мероприятий НОТ и Методическими рекомендациями по определению экономической эффективности мероприятий НОТ на железнодорожном транспорте.
План НОТ содержит три раздела: мероприятия, входящие в государственный план, мероприятия Министерства путей сообщения и мероприятия предприятия. Ход выполнения плана целесообразно периодически (не реже одного раза в квартал) обсуждать на технико-экономическом совете механизированной дистанции. Завершение внедрения мероприятия (например, окончание переоборудования рабочих мест в соответствии с типовыми проектами) оформляют актом. Содержание планов НОТ и ход их выполнения доводят до сведения всех членов коллектива, используя для этого стенную печать, стенды, плакаты.
Отчет о внедрении НОТ (форма 19-Т) механизированная дистанция представляет в отдел контейнерных и пакетных перевозок и механизации погрузочно-разгрузочных работ отделения дороги и в статистическое управление по месту нахождения механизированной дистанции.
Форма 19-Т (НОТ) составляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления отчета о внедрении научной организации труда рабочих, ИТР и служащих.
Начальники механизированных дистанций, начальники и мастера производственных участков в своей работе руководствуются Положением об организации работы по охране труда на железнодорожном транспорте, указаниями МПС и Независимого профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства, приказами начальника дороги и местными инструкциями и правилами по технике безопасности, а также отраслевыми стандартами безопасности труда (СБТ).
В механизированной дистанции должна быть организована система административного и общественного контроля за выполнением требований охраны труда.
Руководство механизированной дистанции в обязательном порядке согласовывает с местным комитетом соглашение об охране труда и план мероприятий, направленных на дальнейшее оздоровление и улучшение условий безопасности труда.
Комитет профсоюза работу по охране труда и контролю за обеспечением безопасности условий работы осуществляет через комиссии охраны труда. Наиболее эффективна система трехступенчатого контроля, которая устанавливает систематический и действенный надзор за выполнением требований техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. Содержание и порядок проведения трехступенчатого контроля осуществляется на основе утвержденных на дороге указаний с учетом местных условий.
Руководство вопросами охраны труда и техники безопасности возлагается на начальника и главного инженера механизированной дистанции. Начальник осуществляет через главного инженера общее руководство работой по охране труда, главный инженер непосредственно руководит работой по охране труда па механизированной дистанции, несет персональную ответственность за состояние охраны труда. Кроме того, назначаются сменные мастера, ответственные за безопасное производство работ, а при отсутствии мастеров — освобожденные бригадиры или приемосдатчики.
Порядок проведения инструктажа, обучения и проверки знаний по охране труда работников механизированной дистанции регламентируется указаниями МПС.
Результаты инструктажа и проверок оформляются записями в журнале установленной формы.
Журнал по периодической проверке знаний Правил технической
эксплуатации железных дорог Союза ССР и Правил техники безопасности (ПТБ) ведется по форме РБУ-10. Кроме того, в механизированной дистанции должны быть следующие документы: журнал по учету и срокам испытаний чалочных приспособлений, журнал проверки знаний ПТБ и ПТЭ электротехническим персоналом II—V квалификационных групп, журнал проверки знаний ПТБ и ПТЭ персоналом I квалификационной группы, журнал эксплуатационный (оперативный), журнал учета, осмотров и испытаний защитных средств и монтажных приспособлений, журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений, журнал приема-сдачи смен машинистами кранов, журнал ремонта и зарядки аккумуляторных погрузчиков и др.
В механизированных дистанциях должны быть оборудованы кабинеты по технике безопасности, оснащенные техническими средствами обучения и пропаганды, макетами, действующими моделями погрузочно-разгрузочных машин, проекторами для показа диапозитивов или киноустановками. На производственных участках создаются уголки техники безопасности с наглядными материалами, альбомами и плакатами по технике безопасности и безопасным приемам работы.
Грузовые устройства и сооружения на грузовых фронтах станции должны быть оборудованы в соответствии с типовыми проектами, обеспечивающими выполнение всех норм и требований по технике безопасности и охране труда.
Размещение и окраска машин и оборудования, расположение рабочих мест осуществляются в соответствии с требованиями производственной эстетики и эргономики, рекомендаций по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета, сигнальные знаки безопасности») и соответствующих правил по технике безопасности.
Начальники производственных участков совместно с начальниками станций разрабатывают и согласовывают с местными комитетами профсоюза схемы безопасного прохода работников через пути станций и грузового района, а также схемы проезда автотранспортной техники. Схемы должны быть доведены до сведения каждого работника, а указатели развешены по всем маршрутам проходов.
В зимних условиях на грузовых фронтах предусматриваются специальные меры предупреждения травматизма и обеспечения нормальных условий работы: очистка от снега и льда подъездов, переходов, подкрановых путей, рабочих мест, посыпка песком и др. Установка ящиков с сухим песком на каждом грузовом фронте, а также своевременная сколка льда и освобождение от снега; очистка путей и проездов обеспечиваются руководством станции.
В значительной степени условия труда определяют: помещение, орудия труда, средства транспортировки рабочих к месту выполнения работы, снабжение и планировка рабочего места, степень оснащенности его всем необходимым для работы, микроклимат, уровень освещенности, шума и вибрации, цветовое оформление помещения и всех элементов рабочего места, режим труда и отдыха, степень безопасности труда и т. д.
Улучшение условий труда на производственных участках обеспе-*чивается разработкой и выполнением мероприятий, предусматриваемых годовым и перспективным пятилетним планами, в том числе комплексным планом улучшения условий, охраны труда и санитар-но-оздоровительных мероприятий, которые составной частью должны входить в планы экономического и социального развития механизированной дистанции и в обязательном порядке включаться в коллективные договоры и соглашения по охране труда.
В соответствии с Указаниями по проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта механизированные дистанции и производственные участки должны иметь следующие служебно-технические помещения: производственные комнаты для руководства и инженерно-технических работников, бытовые помещения с душевыми, умывальниками, комнатами гигиены женщин, устройствами для мытья, очистки и сушки спецодежды, рабочей обуви, гардеробные комнаты, комнаты отдыха, обогрева и приема пищи, кабинеты или уголки по технике безопасности.
В тех случаях, когда работы выполняются с особыми грузами, цементом, минеральными удобрениями, другими пылевидными и токсичными грузами или в условиях с отклонениями от нормальной производственной среды (в неблагоприятных условиях), необходимо предусматривать комплекс коллективных и индивидуальных средств защиты.
Потребность механизированной дистанции или производственного участка в индивидуальных средствах защиты обосновывается расчетами, в которых, помимо количества, указываются технические данные спецодежды или требования, которым она должна отвечать, потребность по ростам и размерам мужской и женской спецодежды и спецобуви.
Обспечение спецодеждой осуществляется в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды и других средств индивидуальной защиты рабочим и служащим, занятым на эксплуатации магистральных железных дорог Министерства путей сообщения, установленных указанием МПС от 02.10.80 № 3152/пр. В тех случаях, когда на отдельных участках рабочие места расположены на открытом воздухе, режимом труда должны предусматриваться перерывы для обогрева. С этой целью как на станциях, так и на перегонах должны быть построены специальные помещения, оборудованные устройствами для сушки одежды.
Для рабочих, которым с помощью технических средств невозможно обеспечить нормальные условия труда, должны устанавливаться специальные льготы и компенсации. В этом случае должны быть указаны и обоснованы причины, из-за которых на данном участке не могут быть обеспечены нормальные условия труда.
Каждому производственному участку отводится место для отдыха (комната, уголок отдыха и т. д.), для проведения производственной гимнастики. Работники обеспечиваются горячим питанием через столовую, буфет и т. д. В отдельных случаях принимаются меры по созданию филиала буфета, приобретаются устройства для подогрева пищи, устанавливаются кипятильники, холодильники и т. д.
Помещения механизированной дистанции и производственных участков, а также места производства работ должны быть обеспечены в соответствии с нормами санитарными точками, душевыми, туалетами, комнатами личной гигиены и т. д.
В механизированных дистанциях два раза в год (в апреле и октябре) проводится детальная проверка состояния техники безопасности и охраны труда в соответствии с приказом МПС для выявления недостатков и нарушений в области охраны труда и техники безопасности.
Для проведения осенних и весенних смотров приказом начальника отделения назначается комиссия, в которую входят главный инженер дистанции (председатель комиссии), председатель профсоюзного комитета, инженер по охране труда, начальник отдела контейнерных и пакетных перевозок и механизации погрузочно-раз-грузочных работ, технический инспектор, главный врач санэпидстанции.
Дополнительно к работе комиссии привлекаются начальники производственных участков, председатели цеховых комитетов, общественные инспектора.
Время проведения осмотров по производственным участкам и конкретным пунктам погрузки-разгрузки устанавливается графиком.
Выявленные недостатки и нарушения в области охраны труда и техники безопасности, не требующие особых затрат, должны быть немедленно устранены. В отношении мероприятий, требующих больших затрат, устанавливаются сроки и ответственные лица за их проведение.
Результаты проверки состояния труда и техники безопасности обсуждают на рабочих совещаниях и докладывают не позднее 1 июня и 1 декабря в отделение дороги. Результаты проведенных осмотров оформляют актами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Научная организация труда. Обеспечение условий и безопасности труда"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы