Нормальная и надежная работа двигателя зависит от состояния деталей кривошипно-шатунного механизма.
Износ деталей. Цилиндры изнашиваются вследствие трения об их поверхность поршней и колец. В результате износа они становятся по высоте конусными, а в сечении — овальными. В большей степени изнашивается верхняя часть цилиндра. Это объясняется недостаточной смазкой и высокой температурой в верхней части цилиндра, а также тем, что газы, попадая под верхнее (первое) поршневое кольцо, прижимают его к стенкам цилиндра с большей силой, чем нижние кольца.
В поршне изнашиваются юбка, отверстия в бобышках (по диаметру) и канавки под поршневые кольца (по высоте). В большинстве случаев работоспособность поршня зависит от величины износа последних двух частей.
Поршневые кольца изнашиваются по толщине вследствие трения о поверхность цилиндра (в результате чего увеличиваются зазоры в стыках колец) и по высоте из-за ударов о стенки канавки при каждом изменении направления движения поршня.
При износе цилиндров, поршней и колец зазоры между ними увеличиваются. Ухудшается компрессия, воздух (рабочая смесь) и отработавшие газы прорываются из цилиндра в картер, а масло проникает из картера в камеру сгорания. Такие ненормальные явления, в свою очередь, вызывают снижение мощности и дымление двигателя, повышение расхода топлива и масла, интенсивное нагарообразование в камере сгорания, а иногда пригорание поршневых колец.
Интенсивное нагарообразование может возникнуть в результате перегрузки двигателя, при продолжительной его работе на малых оборотах без нагрузки или в случае применения для смазки масла, не рекомендованного заводом-изготовителем.
Пригорание поршневых колец вызывает резкое падение мощности двигателя и значительное повышение расхода масла, а частицы нагара способствуют ускорению износа трущихся поверхностей.
Износ мест посадки поршневого пальца в бобышках и в верхней головке шатуна вызывает постепенное увеличение зазора в их сопряжениях, При этом отмечается характерный металлический стук поршневого пальца, легко обнаруживаемый при прослушивании верхней части блок-картера. Работа двигателя в этом случае недопустима, так как может произойти авария (поломка поршня, обрыв шатуна и т. д.).
Шатунные и коренные шейки коленчатого вала изнашиваются неравномерно по окружности, в результате чего их сечение становится овальным. Это приводит к быстрому износу вкладышей подшипников. Увеличение зазоров в сопряжениях шейки вала — вкладыши подшипников вызывает стуки подшипников, которые хорошо слышны у прогретого двигателя при резком изменении оборотов вала.
Неисправности и их устранение. При перерасходе масла, потере компрессии, дымности отработавших газов, и дымлении из сапуна проверяют состояние компрессионных и маслосъемных колец, поршней и цилиндров. Если износ этих деталей достиг выбраковочных размеров, цилиндры или их гильзы растачивают и шлифуют на больший (ремонтный) размер; гильзы цилиндров, не подлежащие расточке, заменяют новыми; поршни и поршневые кольца заменяют новыми с нормальными или увеличенными (ремонтными) размерами в зависимости от размера цилиндров или их гильз.
Поршни с пригоревшими кольцами погружают в керосин для размягчения нагара. Кольцо нужно снимать с поршня и надевать на него при помощи специального приспособления.
Поршни и снятые кольца очищают от нагара, а затем тщательно промывают в керосине или дизельном топливе.
При установке новых поршневых колец нужно проверить, чтобы каждое кольцо по зазору в замке и зазору по высоте не выходило за пределы, установленные техническими условиями.
Правильно подобранные кольца при вращении поршня в горизонтальном положении вокруг своей оси должны плавно перемещаться в канавках и утопать в них под действием собственного веса.
При установке «скручивающихся» колец нужно следить за тем, чтобы выточки или фаски были направлены вверх. Устанавливая конусные кольца, следует иметь в виду, что каждое кольцо торцом меньшего диаметра должно быть обращено в сторону днища поршня. Изношенные поршневые пальцы заменяют новыми с нормальным или увеличенным (ремонтным) размером.
Для получения нормального зазора в сопряжениях цилиндр — поршень — поршневой палец эти детали подбирают по размерным группам. Зазор между цилиндром и поршнем проверяют щупом.
Характерным признаком увеличения зазоров между шейками коленчатого вала и вкладышами обычно является падение давления масла в системе смазки двигателя и появление стука в подшипниках.
Если зазор превышает предельно допустимый, вкладыши заменяют. Если же овальность шеек больше предельно допустимой величины, шейки вала перешлифовывают на ближайший ремонтный размер и устанавливают новые вкладыши ремонтного размера, которые отличаются от нормальных большей толщиной.
В случае частичной или полной замены деталей кривошипно-шатунного механизма после сборки двигателя производят его обкатку для приработки трущихся деталей.
Если у карбюраторного двигателя при работе на рекомендованном сорте топлива и правильной установке зажигания появляется детонация, падает мощность и повышается расход топлива, нужно очистить от нагара поверхности, образующие камеру сгорания.
Для удаления нагара осторожно снимают головку цилиндров, чтобы не повредить прокладку, размягчают нагар керосином и удаляют его скребком. Затем промывают керосином поверхности камер сгорания.
Если отложения нагара невелики, его можно удалить, не разбирая двигатель. Для этого нужно залить в каждый цилиндр прогретого и остановленного двигателя 20—30 см3 керосина, через десять часов заменить масло в поддоне картера двигателя, запустить двигатель и дать ему проработать 10—20 минут при среднем числе оборотов под нагрузкой.
Течь масла и воды в двигателе происходит в результате неудовлетворительного состояния прокладок или неправильной установки их при сборке двигателя. При повреждении прокладки головки цилиндров или неправильной затяжке гаек шпилек, крепящих головку, внутрь одного или нескольких цилиндров может проникнуть вода. Пуск такого двигателя весьма затруднен. Следует периодически проверять затяжку гаек крепления головки цилиндров.
Гайки и болты шатунных и коренных подшипников и крепления головки цилиндров нужно затягивать в определенной последовательности динамометрическим или специальным ключом. Шплинтовка болтов и гаек подшипников должна точно соответствовать указаниям завода. Если подтяжка гаек шпилек крепящих головку цилиндров, не-устранит подтекание воды, прокладку следует заменить.
Неудовлетворительное состояние уплотняющих резиновых колец между гильзой цилиндра и блок-картером может вызвать пропуск воды из водяной рубашки в поддон. В этом случае нужно вынуть гильзу и заменить негодное резиновое кольцо. Утечка масла из поддона картера объясняется повреждением или неплотным прилеганием прокладок, а иногда износом уплотнений переднего и заднего концов коленчатого вала.
При обнаружении течи нужно подтянуть все болты крепления поддона картера и люков, а если это не поможет — сменить поврежденные прокладки или изношенные детали уплотнения.
В случае течи масла через прокладки и уплотнения, сопровождающейся значительным выделением газов из маслоналивной горловины, следует прочистить систему вентиляции картера. Если после этого течь не прекратится, нужно проверить состояние цилиндров, поршней и поршневых колец и при необходимости заменить их.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Неисправности кривошипно-шатунного механизма и их устранение"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы