Двигатель внутреннего сгорания состоит из следующих механизмов и систем:
— кривошинно-шатунного механизма, преобразующего прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала;
— газораспределительного механизма, предназначенного для впуска в цилиндр горючей смеси (карбюраторные двигатели) или воздуха (дизели) и выпуска отработавших газов;
— системы питания, служащей для подачи отдельно топлива и воздуха в цилиндры дизеля или для приготовления горючей смеси из мелкораспыленного топлива и воздуха (в определенной пропорции) и подвода ее к цилиндрам карбюраторного двигателя;
— системы охлаждения, обеспечивающей нормальный температурный режим двигателя, при котором он не перегревается и не переохлаждается;
— системы смазки, необходимой для уменьшения трения между деталями, снижения их износа и отвода тепла от трущихся поверхностей;
— системы зажигания, обеспечивающей воспламенение рабочей смеси в карбюраторных и газовых двигателях (в дизелях топливо воспламеняется от соприкосновения с раскаленным воздухом, поэтому они не имеют специальной системы зажигания);
— системы пуска, служащей для пуска двигателя. На рис. 1 показан продольный разрез двигателя М-21, а на рис. 2 — его поперечный разрез.
Рис. 1. Продольный разрез двигателя М-21:
1 — масляный картер; 2 — шестерня коленчатого вала: 3 — храповик; 4 — шатун; 5 — шестерня распределительного вала; в — водяной насос; 7 — выпускной клапан; 8 — термостат; 9 — вентилятор; 10 — впускной клапан; 11 — крышка головки цилиндров; 12 — ось коромысел; 13 — головка цилиндров; 14 — Елок цилиндров; 15 — штанга; 16 — толкатель; 17 — распределительный вал; 18 — коленчатый вал; 19 — маховик; 20 — маслоприемник; 21 — сливная пробка; 22 — крышка коренного подшипника
Рис. 2. Поперечный разрез двигателя М-21
Рис. 3. Поперечный разрез двигателя ГАЗ-63А:
1 — маслоприемник; 2 — стартер; 3 — коленчатый вал; 4 — блок цилиндров; 5 — шатун; в — поршень; 1 — впускной клапан; 8 — головка цилиндров; 9 — коромысло; 10 — впускной трубопровод; 11 — распределитель зажигания; 12 — карбюратор; 13 — штанга; 14 — выпускной клапан; 15 — указатель уровня масла; 16 — выпускной трубопровод; 17 — гильза цилиндра; 18 — кронштейн крепления двигателя; 19 — толкатель; 20 — распределительный вал; 21 — масляный насос; 22 — противовес коленчатого вала
Рис. 4. Продольный разрез двигателя PA3-53A:
1 — масляный картер; 2 — шкив коленчатого вала; 3 — шестерня коленчатого вала; 4 — шестерня распределительного «ала; s — распределительный вал; 6 — датчик ограничителя числа оборотов; 7 — водяной насос; 8 — вентилятор; 9 — фильтр инерционной очистки масла (центрифуга); 10 — фильтр вентиляции картера; 11 — карбюратор; 12 — распределитель зажигания; 13 — блок цилиндров; 14 — маховик; 15 —коленчатый вал; 16 — крышка коренного подшипника; 17 — шатун первого цилиндра (правого ряда цилиндров); 18 — шатун пятого цилиндра (левого ряда цилиндров)
Рис. 5. Продольный разрез двигателя ЗИЛ-130:
1 — блок цилиндров; 2 — указатель установки зажигания; з — датчик ограничителя числа оборотов; 4 — распорное кольцо; 5 — упорный фланец; 6 — передняя крышка блока; 7 — водяной насос; 8 — ремень привода генератора; 9 и 17 — рым-болты; ю — воздушный фильтр вентиляции картера; 11—топливный насос; 12 — штанга топливного насоса; 13 — фильтр тонкой очистки топлива; 14 — трубка вентиляции картера; 15 — центрифуга; 16 — фильтр грубой очистки; 18 — распределительный вал; 19 — вкладыш коренного подшипника; 20 — сальник заднего коренного подшипника; 21 — сцепление; 22 — зубчатый венец маховика; 23 — коленчатый вал; 24 —- маслоприемник; 25 — масляный картер; 26 — шатун; 27 — упорная шайба; 28 — шестерня коленчатого вала; 29 — шкив коленчатого вала; 30 — шестерня распределительного вала
Рис. 6. Поперечный разрез двигателя ЗИЛ-130:
1 — масляный картер; 2 — масляный насос; 3 — блок цилиндров; 4 — поршень; 5 — гильза цилиндра; 6 — прокладка головки цилиндров; 7 — выпускной трубопровод/ 8 — головка цилиндров; 9 — выпускной клапан; 10 — коромысло; 11 — крышка головки цилиндров; 12 — штанга; 13 — центрифуга; 14 — карбюратор; 16 — впускной трубопровод; 16 — распределитель зажигания; 17 — указатель уровня масла; 18 — впускной клапан; 19 — свеча зажигания; 20 — толкатель; 21 — шатун; 22 — стартер; 23 — коленчатый вал; 24 — мас-лоприемник; 25 — крышка коренного подшипника
На рис. 3 и 4 изображены поперечный и продольный разрезы V-образного двигателя ГАЗ-53А на рис. 5 и 6 — двигателя ЗИЛ-130, а на рис. 7 — дизеля ЯМЗ-236.
Рис. 7. Дизель ЯМЗ-236:
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общее устройство четырехтактного двигателя"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы