Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили и трактора

Публикация:
   Общее устройство и работа системы смазки

Читать далее:




Общее устройство и работа системы смазки

Совокупность устройств, обеспечивающих непрерывное поступление масла к узлам трения и его очистку, составляет систему смазки.

В зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям различают три системы смазки — разбрызгиванием, под давлением и комбинированную. В настоящее время на большинстве автотракторных двигателей применяется комбинированная система смазки, при которой часть деталей смазывается маслом под давлением, а часть — разбрызгиваемым маслом и самотеком.

Двигатель автомобиля ГАЗ-53А имеет комбинированную систему смазки, типичную для двигателей с верхним расположением клапанов.

При работе двигателя приводится в действие от распределительного вала шестеренный масляный насос, который через маслоприемник забирает масло из поддона картера. Нижняя секция масляного насоса нагнетает масло по каналу в центрифугу, после которой масло сливается в поддон картера. Верхняя секция масляного на-coca нагнетает масло в главную масляную магистраль. блока цилиндров. Из главной магистрали масло по каналам в блоке подводится к коренным подшипникам коленчатого и распределительного валов. От коренных шеек коленчатого вала по каналам, просверленным в валу, масло поступает к шатунным подшипникам.

Из второй и четвертой втулок распределительного вала масло пульсирующим потоком подается по каналу в полые оси коромысел. Смазка распределительных шестерен 19 осуществляется маслом, сливаемым из центрифуги.

Из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров, масло подается к приводу прерывателя-распределителя зажигания.

Для охлаждения масла при работе двигателя с большой нагрузкой или при температуре выше 20 °С краном включается радиатор, подключенный параллельно главной масляной магистрали. Масло в радиатор поступает через предохранительный клапан, который открывается при давлении 0,1 МПа и отводится по трубопроводу. Клапан даже при открытом кране автоматически закрывается и не пропускает масло в радиатор.

В системе смазки имеются два автоматически работающих редукционных клапана. Редукционный клапан расположен в корпусе нижней секции насоса и предназначен для поддержания давления масла, подаваемого к центрифуге не выше 0,45 МПа. Лишнее масло при избыточном давлении поступает во всасывающую полость насоса. Клапан главной масляной магистрали отрегулирован на давление 0,4 МПа. При более высоком давлении клапан открывается и часть масла сливается в поддон картера.

Для контроля минимального давления масла в системе смазки служит сигнальная лампа на щитке приборов, включающаяся, когда давление падает до 0,04 МПа.

Двигатель СМД-14 гусеничного трактора ДТ-75М имеет комбинированную систему смазки. В нее входят: масляный насос:
— маслоприемник;
— масляный фильтр грубой очистки и центрифуга, расположенные в одном корпусе;
— масляный радиатор с переключателем редукционный клапан;
— перепускные клапаны;
— сливной клапан;
— масляная магистраль с каналами;
— датчик указателя давления масла;
— поддон, сальники и другие элементы.

При работе двигателя масло из поддона картера через маслоприемник подается на сосом по каналу в корпус масляного фильтра, где поток масла разветвляется. Часть масла (около 30%) под давлением 0-6- 0,65 МПа поступает в ротор центрифуги, откуда после очистки сливается обратно в поддон картера; большая часть масла по каналу в корпу се фильтра через калиброванное отверстие II.

Рис. 1. Система смазки двигателя FA3-53A

Рис. 2. Система смазки двигателя СМД-14

Масло, прошедшее через фильтр грубой очистки, поступает либо к переключателю и далее по трубке в масляный радиатор, либо, минуя его (зимой), в главную магистраль, идущую вдоль блок-картера. По поперечным каналам в блок-картере масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала и через сверления в шейках вала к шатунным подшипникам. Масло, поступающее к Шатунным подшипникам, проходит дополнительную центробежную очистку в полостях шатунных шеек. От коренных подшипников часть масла по сверлениям в блоке отводится Тюд давлением к подшипникам распределительного вала

Клапанный механизм смазывается маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по вертикальным каналам в блок-картере и головке цилиндров.

В рассмотренной системе под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел клапанов, а гакже втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием.

В двигателе ЯМЗ-740 автомобилей КамАЗ под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники осей коромысел, сферы верхних наконечников штанг, топливный насос и компрессор. Все остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызги; ванием.

Для автомобильных карбюраторных двигателей выпускаются следующие марки масел, предусмотренные ГОСТ 10541—78; М-8АЬ М-8БЬ М-8ГЬ М-бз/ЮГь М-12Г! и др.

Для смазки дизельных двигателей используются дизельные масла по ГОСТ 8581—78: М-8В2, М-10В2, М-8Г2, М-10Г2, М-8Г2К, М-10Г2К.

Вместимость системы смазки определяется типом двигателя и колеблется в пределах 4—30 л.

В современных автомобильных двигателях применяют комбинированную систему смазки, когда наиболее нагруженные детали (коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала и др.) смазываются под давлением, создаваемым масляным насосом, а остальные детали — разбрызгиванием масла. Разбрызгивается масло коленчатым валом и другими быстро вращающимися деталями. Пространство картера двигателя при этом заполняется мельчайшими частицами масла, которые, осаждаясь на деталях, проникают в зазоры между трущимися поверхностями.

В V-образном двигателе ЗИЛ-130 масло из поддона через маслоприемник засасывается насосом и подается в фильтр центробежной очистки. Масло, очищенное в фильтре, подается в распределительную камеру, а затем в два продольных магистральных канала. Из левого магистрального канала масло подается к пяти коренным подшипникам коленчатого вала и далее по каналам в щеках вала — к шатунным подшипникам. От коренных подшипников по каналам в блоке цилиндров масло поступает к четырем подшипникам распределительного вала. К заднему подшипнику распределительного вала масло подается из распределительной камеры.

В средней шейке распределительного вала имеются отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров (один раз при каждом обороте распределительного вала) масло поступает в каналы, выполненные в каждой головке цилиндров. Из них через каналы в стойках осей коромысел масло попадает внутрь полых осей коромысел и далее — к втулкам коромысел. По каналам, выполненным в коротких плечах коромысел, масло направляется к сферическим опорам штанг. К клапанам масло поступает самотеком. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора.

Для смазки стенок гильз цилиндров в нижних головках шатунов имеются отверстия. В момент совпадения отверстий с каналами в шейках коленчатого вала масло впрыскивается на стенки гильз.

Таким образом, под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, опоры промежуточного валика привода прерывателя-распределителя и масляного насоса, толкатели. Втулки осей коромысел имеют пульсирующую смазку, остальные детали смазываются разбрызгиванием или самотеком.

Рис. 3. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-130: а — общая схема, б — ход масла к осям коромысел, в—ход масла по коромыслу, г — смазка стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в масляный радиатор, 2 — кран включения масляного радиатора, 3 — масляный насос, 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтру, 5 — распределительная камера, б — фильтр центробежной очистки масла, 7 — воздушный фильтр, 8 — компрессор, 9 — левый магистральный канал, 10 — трубка подачи мосла для смазки компрессора, 11 — трубка слива масла из компрессора, 12 — масляный радиатор, 13 — правый магистральный канал, 14 — маслоприемник, 15—канал в стойке оси коромысел, 16 — полая ось коромысел, 17 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенки гильзы

Масляный насос создает циркуляцию масла в системе смазки. На автомобилях применяют шестеренчатые масляные насосы. Односекционный насос (рис. 4, а) состоит из двух шестерен, а двухсекционный (рис. 4, б)— из двух пар шестерен. Ведущие шестерни получают вращение от вала. Основная (верхняя) секция двухсекционного насоса подает масло в систему смазки, а дополнительная (нижняя) секция — в масляный радиатор (ЗИЛ-130), в фильтр центробежной очистки масла (3M3-53), в фильтр центробежной очистки, а затем в масляный радиатор (ЯМЗ-740). Секции масляного насоса разделены перегородкой.

Определенное давление в системе смазки поддерживается редукционным клапаном. У двигателя 3M3-53 плунжерный редукционный клдпан установлен в конце масляной магистрали. При его открытии масло сливается в полость крышки распределительных шестерен. В корпусе нижней секции масляного насоса помещен плунжер (рис. 4, в) редукционного клапана магистрали фильтра центробежной очистки масла.

Рис. 4. Масляные насосы: а — односекционный, б — двухсекционный, в — редукционный клапан магистрали фильтра центробежной очистки масла (3M3-53); 1 — корпус нижней секции, 2 — ведомая шестерня нижней секции, 3 — перегородка, 4 — ведомая шестерня верхней секции, 5 — корпус верхней секции, 6 — вал привода насоса, 7, 8 — ведущие шестерни верхней и нижней секции, 9 — плунжер редукционного клапана

У двигателей ЗИЛ плунжерный редукционный клапан системы смазки установлен в верхней секции масляного насоса. Когда давление превышает 3,2 кгс/см2, масло перетекает из нагнетающей полости насоса во всасывающую. В нижней секции масляного насоса имеется перепускной шариковый клапан, отрегулированный на давление 1,2 кгс/см2.

Масляные фильтры. Помимо сетчатых фильтров, устанавливаемых в масло-приемниках насосов, применяются фильтры грубой и тонкой очистки масла (ГАЗ-52) и фильтры центробежной очистки масла (центрифуги).

Фильтры грубой очистки масла обычно пластинчато-щелевые. Их фильтрующий элемент состоит из набора металлических фильтрующих пластин, разделенных промежуточными пластинами толщиной 0,09—0,1 мм, собранных на одном валике. Масло, проходя через щели, очищается от грязи и смолистых образований. Через фильтр грубой очистки проходит все масло.

Фильтр тонкой очистки имеет сменный фильтрующий элемент, состоящий из набора картонных дисков и фигурных прокладок. Такой фильтрующий элемент оказывает большое сопротивление проходящему через него маслу, поэтому фильтр тонкой очистки включается параллельно масляной магистрали. Масло из фильтра стекает в поддон картера двигателя.

В фильтр центробежной очистки масла двигателя 3M3-53 (рис. 5) масло поступает от насоса через пустотелую ось ротора.

Рис. 5. Фильтр центробежной очистки масла двигателя 3M3-53: 1 — ось ротора, 2 — жиклер, 3— поддон, 4— ротор, 5 — колпак ротора, 6— кожух фильтра, 7— фильтрующая сетка, 8 — гайка крепления колпака, 9 — гайка крепления ротора, 10— гайка-барашек крепления кожуха

Из пространства под колпаком масло проходит через фильтрующую сетку и жиклеры в попорть корпуса фильтра, откуда стекает в поддон картера. Действием реакции струй масла, выбрасываемых из двух жиклеров, пластмассовый ротор приводится в быстрое вращательное движение. При этом тяжелые частицы грязи и осадков отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака и оседают на них.

Преимущество фильтра центробежной очистки состоит в том, что он в первую очередь задерживает тяжелые примеси. Кроме того, работу фильтра можно легко и надежно проверить прослушиванием вращения ротора после остановки двигателя.

На двигателе ЗИЛ-130 устанавливают полнопоточный фильтр центробежной очистки масла (рис. 6), включаемый в систему смазки последовательно. Масло от насоса подается по каналу под вставку фильтра. Часть масла, пройдя сетчатый фильтр, поступает к двум жиклерам. Другая часть масла, попадая под колпак, подвергается центробежной очистке при вращении ротора. Очищенное масло, обогнув сверху вставку, подается в радиальные отверстия оси, а затем через трубку и отверстие поступает в распределительную камеру блока цилиндров.

Перепускной клапан при значительном износе подшипников коленчатого вала или густом масле (при пуске двигателя) перепускает часть масла в распределительную камеру, минуя фильтр.

В систему смазки двигателя ЯМЗ-740 включены два полнопоточных фильтра тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами из древесной муки и фильтр центробежной очистки масла.

На двигателях легковых автомобилей применяют полнопоточные фильтры со сменными бумажными фильтрующими элементами.

Масло, поступающее в корпус фильтра, проходит через бумажный фильтрующий элемент, сложенный в виде гармошки и склеенный по боковому шву. Уплотнение фильтрующего элемента с торцов достигается двумя резиновыми кольцами и двумя стальными шайбами, которые прижаты пружиной.

При засорении фильтрующего элемента открывается перепускной шариковый клапан, пропускающий масло в магистраль, минуя фильтрующий элемент.

Рис. 6. Полнопоточный фильтр центробежной очистки масла двигателя ЗИЛ-130: 1 — жиклеры, 2,12 — прокладки, 3 — ротор, 4 — уплотнительное кольцо, 5 — колпак, б— сетчатый фильтр, 7 — вставка, 8 — кожух, 9 — ось ротора, 10 — кольцо вставки, 11—стопорное кольцо, 13 — шайба, 14, 15, 16 — гайки, 17 — упорная шайба, 18 — трубка оси, 19 — упорный подшипник, 20 — канал, 21 — пробка, 22 — отверстие, 23 — перепускной клапан

Рис. 7. Полнопоточный фильтр очистки масла со сменным бумажным фильтрующим элементом двигателя «Москвич-412»: 1 — крышка корпуса, 2 — выпускная трубка, 3 — перепускной клапан, 4, 5, 7 — уплотнительные кольца, 6 — стяжной болт, 8, 14—стальные шайбы, 9 — пружина, 10 — медная шайба, 11 — пробка, 12 — фильтрующий элемент, 13 — корпус фильтра

Масляный радиатор. Охлаждение масла в картере двигателя достигается обдувом поддона картера воздухом, вентиляцией картера и подачей масла в масляный радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения.

Масляный радиатор трубчатый, воздушного охлаждения. На двигателях ЗИЛ-130 он постоянно включен в систему смазки. Отключают масляный радиатор при низких температурах краном 2.

На двигателях 3M3-53 масляный радиатор включают краном, находящимся в передней части двигателя с правой стороны, при температуре воздуха выше 20 °С, а также при движении в тяжелых условиях. Масло поступает в радиатор из главной масляной магистрали через предохранительный клапан, который открывается при давлении 1 кгс/см2. Из радиатора масло по шлангу сливается в поддон картера.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Общее устройство и работа системы смазки"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства