Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили ЗИЛ

Публикация:
   Обслуживание тормозных систем ЗИЛ-130

Читать далее:




Обслуживание тормозных систем ЗИЛ-130

Тормозные механизмы рабочей тормозной системы. Регулировка их может быть полной или частичной. Перед регулировкой необходимо проверить правильность затяжки подшипников ступиц колес. Тормозные барабаны должны быть холодными. Стояночный тормоз следует выключить.

Полную регулировку выполняют только после разборки и ремонта тормозных механизмов или в случае нарушения концентричности рабочих поверхностей фрикционных накладок и Тормозного барабана.

Порядок регулировки следующий:
— ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками друг к другу (метки поставлены на наружных торцах осей, выступающих над гайками). Ослабить болты крепления кронштейнов тормозных камер;
— подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 100— 150 кПа (1 — 1,5 кгс/см2), нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользовавшись сжатым воздухом из гаражной установки;
— при отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры, и нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану;
— поворачивая эксцентрики в ту и другую сторону, сцентрировать колодки относительно барабана. При этом нужно обеспечить плотное прилегание колодок к барабану, которое следует проверить щупом через окно в тормозном барабане на расстоянии 20 — 30 мм от наружных концов накладок. Щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки;
— не прекращая подачу сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и болты крепления кронштейнов тормозных камер. Прекратить подачу сжатого воздуха или отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры;
— повернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 20 —30 мм для заднего моста и 15 — 25 мм для переднего моста. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро. Барабаны должны вращаться сободно и равномерно, не касаясь колодок.

Частичную регулировку выполняют во время эксплуатации для уменьшения зазоров между колодками и барабанами, увеличивающихся при эксплуатации вследствие изнашивания накладок. Об увеличении зазоров свидетельствует увеличение хода штоков тормозных камер, который не должен превышать 40 мм у колес заднего моста и 35 мм у колес переднего моста.

Поворотом оси червяка регулировочного рычага нужно установить наименьший ход штока тормозной камеры, равный 20 мм для колес заднего моста и 15 мм для колес переднего моста.

Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха шток тормозной камеры перемещается быстро, без заеданий. Барабан должен вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок.

При частичной регулировке не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотности прилегания колодок к барабану при торможении. В случае изменения установки осей необходима полная регулировка.

Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес необходимо, чтобы ход штоков правых и левых камер на каждом мосту был по возможности одинаковым.

Тормозные ‘камеры переднего моста. Обслуживание тормозных камер заключается в проверке крепления камер к кронштейнам и проверке их герметичности. Для проверки герметичности нужно, нажав на тормозную педаль, наполнить камеры сжатым воздухом, покрыть мыльной эмульсией стягивающий хомут, дренажные отверстия в корпусе и место присоединения шланга к камере. Утечка выявляется по образованию мыльных пузырей. Устранаяется она подтягиванием болтов хомута или соединения шланга. Если при подтягивании болтов хомута утечка в зоне хомута или отверстия в корпусе камеры не устраняется, необходимо сменить мембрану камеры. Следует иметь в виду, что гарантированный срок службы мембраны тормозных камер составляет 2 года, по истечении этого срока мембрану рекомендуется заменить.

Тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами. Обслуживание этих механизмов заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи и проверке их герметичности.

Проверять тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами на герметичность следует при наличии сжатого воздуха в контуре привода стояночной тормозной системы и контуре привода рабочей тормозной системы. Для проверки на герметичность пружинных энергоаккумуляторов необходимо выключить стояночную тормозную систему. Цилиндры пружинных энергоаккумуляторов наполняются при этом сжатым воздухом.

Утечка воздуха через дренажное отверстие или из-под винта устройства для .механического растормаживания свидетельствует о том, что неисправно уплотнение поршня энергоаккумулятора, утечка .воздуха через входной штуцер мембранной тормозной камеры — о том, что неисправно нижнее уплотнение толкателя. Утечку воздуха из-под фланца крепления цилиндра следует устранить подтягиванием болтовых соединений. В случае невозможности устранения негерметичности неисправные тормозные камеры следует заменить.

Для проверки на герметичность мебранных тормозных камер нужно нажать на педаль рабочей тормозной системы. Если воздух выходит через входной штуцер цилиндра энергоаккумулятора, неисправно нижнее уплотнение толкателя. Если воздух выходит из-под хомута, следует обстучать хомут молотком и подтянуть болты крепления хомута. Если негерметичность не устраняется, необходимо заменить мембрану.

Мембрану надо заменить также при утечке воздуха из отверстия в корпусе камеры. Срок службы мембраны составляет 2 года, по окончании этого срока мембрану рекомендуется заменить.

Разбирать, осматривать, чистить и смазывать детали цилиндра пружинным энергоаккумулятором должен только квалифицированный механик в мастерской на специальном приспособлении с соблюдением мер безопасности. Следует помнить, что в цилиндре сжата сильная пружина, которая при неправильной и неосторожной разборке пружинного энергоаккумулятора может нанести травму окружающим людям.

Компрессор. При обслуживании компрессора необходимо проверять затяжку гаек крепления компрессора к двигателю, гаек крепления головки и других крепежных деталей.

Гайки шпилек, крепящих головку, следует затягивать равномерно в два приема. Окончательный момент затяжки должен составлять 12—17 Н-м (1,2—1,7 кгс-м). Примерно через 100 000 км пробега при сезонном обслуживании (лучше весной) надо снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов и седел.

Клапаны, не обеспечивающие герметичности, необходимо притереть к седлам, а сильно изношенные или поврежденные заменить новыми. Новые клапаны также следует притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке «на краску». ^

Регулятор давления. Обслуживание регулятора давления заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке его работы и периодической очистке фильтра.

Если пределы регулируемого давления воздуха в пнематической системе не соответствуют заданным, т. е. выходят из диапазона 620— 750 кПа (6,2—7,5 кгс/см2), следует с помощью регулировочного винта отрегулировать давление включения компрессора в работу по нагнетанию воздуха в пневматическую систему, которое должно составлять 620—650 кПа (6,2—6,5 кгс/см2), а также давление отключения компрессора от пневматической системы, равное 700—750 кПа (7,0—7,5 кгс/см2). Если не удается правильно отрегулировать пределы давления, регулятор нужно снять для ремонта.

Чтобы вынуть фильтр, следует вывернуть нижнюю крышку. После этого необходимо промыть фильтр в бензине и очистить внутренние полости регулятора и крышки.

Предохранитель от замерзания. Обслуживание предохранителя заключается в очистке от грязи, смене спирта и сезонном включении и отключении его от пневматической системы.

Для заливки спирта и контроля его уровня рукоятку предохранителя следует опустить в нижнее положение и зафиксировать, повернув на 90°. Вывинтить пробку с указателем уровня и, пользуясь воронкой, залить этиловый спирт. После этого закрыть заливное отверстие пробкой со щупом и, повернув рукоятку на 90°, поднять шток в рабочее положение.

Предохранитель от замерзания должен быть включен при температуре окружающего воздуха выше +5 °С. При температуре ниже +5 °С предохранитель должен быть заправлен спиртом и включен в работу. Рукоятка при этом должна находиться в верхнем положении.

Перед началом заморозков (при сезонном обслуживании) внутренние полости испарителя необходимо очистить и промыть. Периодичность смены жидкости определяется в зависимости от метеорологических условий и режима эксплуатации.

Воздушные баллоны. Для обеспечения нормальной работы пневматического привода необходимо постоянно сливать конденсат из воздушных баллонов через краны. Скопление большого количества конденсата в баллонах не допускается, 1ак как он может попасть в приборы пневматического привода, что приведет к преждевременному выходу их из строя. Количество конденсата зависит от технического состояния компрессора и влажности окружающего воздуха.

При высокой влажности окружающего воздуха необходимо сливать конденсат ежедневно Повышенное содержание масла в конденсате является следствием изнашивания поршневых колец, масляного уплотнителя коленчатого вала или подшипников нижних головок шатунов компрессора.

Зимой, в случае безгаражной стоянки автомобилей, нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во избежание замерзания его в приборах и пневматических приводах. В случае замерзания конденсата запрещается отогревать приборы, пневматические приводы и воздушные баллоны открытым пламенем. Для эгого следует использовать горячую воду.

Двойной защитный клапан. Обслуживание клапана заключается в периодической очистке его от грязи и проверке герметичности соединений.

Необходимо следить за состоянием резиновых чехлов и плотностью их Прилегания к пробкам защитного клапана, так как попадание грязи внутрь защитного клапана может привести к нарушению его работы или выходу из строя. Если при проверке на герметичность воздух проходит в атмосферные отверстия пробок и выходит из-под чехлов или нарушена работа защитного клапана, то клапан необходимо заменить. Регулировать клапан нужно на специальном стенде в мастерской или на станции обслуживания.

Тройной защитный клапан, Обслуживание этого клапана идентично обслуживанию двойного защитного клапана. Раз в год (осенью) двойной и тройной защитные клапаны надо при необходимости отрегулировать. Давление закрытия двойного клапана 1(580± 20) кПа 5,8±0,2) кгс/см2], давление закрытия в основных выводах тронного клапана 570_30 кПа (5,7_03 кгс/см2) и в дополнительном выводе 520 кПа (5,2 кгс/см2).

Двухсекционный тормозной кран. Обслуживание крана заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке его герметичности и работы.

Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла крана и плотностью прилегания его к корпусу, так как попадание грязи на рычажную систему и трущиеся поверхности крана приводит к выходу его из строя.

Герметичность тормозного крана проверяют с помощью мыльной эмульсии в двух положениях: затормаживания и оттормаживания. Утечка воздуха через атмосферный вывод тормозного крана в положении оттормаживания указывает на негерметичность впускного клапана одной из секций, а утечка воздуха в положении затормаживания на герметичность выпускного клапана одной из секций тормозного крана. Негерметичность тормозного крана в положении как отгорма-живания, так и затормаживания при эксплуатации автомобиля не допускается. При наличии утечек необходимо заменить тормозной кран. При полностью нажатой педали давление в камерах должно соответствовать показаниям манометра.

Тормозной кран срабатывает полностью при усилении на рычаге 900 Н (90 кгс) и хода рычага 26 мм. Начальная нечувствительность крана — около 150 Н (15 кгс). Разность давлений в секциях крана может составлять до 25 кПа (0,25 кгс/см2).

Привод двухсекционного тормозного крана. Обслуживание привода заключается в периодическом осмотре, очистке и смазывании соединений. Необходимо также следить за состоянием тяги, соединяющей тормозную педаль с тормозным краном, и периодически очищать ее от грязи и посторонних предметов.

При обслуживании привода нужно проверить действие педали. Педаль после нажатия должна легко возвращаться в исходное положение. Если этого не происходит, следует проверить действие оттяжной пружины и перемещение деталей привода тормозного крана, которое должно быть свободным.

Полностью нажатая педаль тормоза не должна доходить до пола. В случае цеобходимости следует отрегулировать ход тормозной педали, изменяя с помощью регулировочной вилки длину тяги, соединяющей педаль с рычагом тормозного крана.

Тормозной кран с ручным управлением. Кран не нуждается в специальном обслуживании. Если в процессе работы выявились какие-либо дефекты, кран следует заменить.

Тормозной кран с кнопочным управлением. Обслуживание кранов заключается лишь в очистке их от грязи. При этом следует следить за целостностью резинового чехла, уплотняющего корпус крана.

Клапан ограничения давления. Клапан не нуждается в специальном обслуживании. Нужно лишь очищать его от грязи и проверять герметичность соединений.

Регулятор тормозных сил и упругий элемент. Обслуживание регулятора тормозных сил и упругого элемента заключается в осмотре их крепления, в проверке состояния тяги упругого элемента и рычага регулятора, в очистке от грязи и посторонних предметов. Если задний мост снимают на ремонт или заменяют, то -при последующем монтаже необходимо установить длину рычага регулятора. Регулировать должен квалифицированный специалист (длина рычага 110 мм).

Одинарный защитный клапан. Обслуживание клапана заключается в очистке его от грязи и проверке. При необходимости нужно отрегулировать клапан с помощью регулировочного винта. Давление открытия клапана 550_30 кПа (5,5_0 3 кгс/см2).

Ускорительный клапан и двухмагистральный перепускной клапан, клапан управления двухпроводной тормозной системой прицепа, клапан управления однопроводной тормозной системой прицепа. Обслуживание этих клапанов заключается в очистке их от грязи и проверке герметичности.

Соединительные головки. Обслуживание заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи и проверке герметичности соединения головок тягача и прицепа. Проверять герметичность следует при сцепке тягача с прицепом последовательно в заторможенном и оттор-моженном положениях; однопроводный привод тормозной системы прицепа — с головками типа А и Б, двухпроводный привод — с автоматическими головками. Эксплуатация автомобиля с негерметичными соединениями линий запрещается. Для устранения негерметичности в соединительных головках необходимо заменить уплотнительные кольца или соединительные головки в сборе.

При эксплуатации автомобиля без прицепа соединительные головки нужно закрыть крышками для защиты их от попадания грязи, снега, влаги.

Возможные неисправности тормозных систем и способы их устранения

Устранение неисправностей в тормозных механизмах и приборах пневматического привода в условиях эксплуатации ограничивается ‘ заменой вышедших из строя механизмов и приборов новыми, получаемыми в качестве запасных частей, а также восстановлением их работоспособности без изготовления’ новых деталей.

Механизмы и приборы, поступившие в ремонт, нужно проверить для определения дефекта. Затем узел разбирают, все детали очищают и промывают от грязи. Детали и узлы осматривают, дефектные детали и узлы исправляют или заменяют. После этого механизма или прибор собирают и испытывают.

Сборка должна проходить в условиях, исключающих возможность попадания на собираемые детали и узлы стружки, абразивной пыли и т.п. Особое внимание при сборке следует обращать на правильность взаимоположения деталей.

С резиновыми деталями (уплотнителями, мембранами, клапанами, чехлами и т.д.) нужно обращаться осторожно, чтобы исключить возможность их повреждения при сборке. Наличие на поверхностях резиновых деталей порезов, рисок и т.п. не допускается.

Для испытаний узлов после сборки необходимо иметь специальные стенды, позволяющие имитировать работу каждого узла на автомобиле.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили ЗИЛ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Обслуживание тормозных систем ЗИЛ-130"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства