Многоплунжерные насосы конструктивно сложны, трудоемки в изготовлении, имеют большие габариты и вес. Этих недостатков лишен распределительный одноплунжерный насос НД-21/4, который является базовой моделью унифицированного ряда насосов для автотракторных двигателей с числом цилиндров от одного до двенадцати. На дизели Д-21 устанавливается насос этого ряда НД-21/2.
Краткое описание конструкции и работы насоса НД-21/4 приведено ниже.
Алюминиевый корпус насоса имеет полости для кулачкового механизма, секции высокого давления и регулятора.
Кулачковый вал получает вращение от распределительных шестерен дизеля. Кулачок вала имеет четыре выступа. При набегании выступа кулачка на ролик толкателя плунжер движется в гильзе вверх — происходит ход нагнетания. Когда выступ кулачка выйдет из-под ролика толкателя, под действием пружины плунжер движется вниз — происходит ход всасывания. За один оборот кулачкового вала плунжер совершает четыре двойных хода. Одновременно кулачковый вал через шестерни вращает вертикальный вал регулятора, а шестерня на валу регулятора через промежуточную шестерню 7 и зубчатую втулку 4 поворачивает плунжер тоже на один оборот. Это дает возможность плунжеру распределять топливо по цилиндрам дизеля.
К одной из боковых стенок корпуса крепится подкачивающая помпа, привод которой осуществляется от кулачкового вала через эксцентриковый валик.
Секция насоса устанавливается в вертикальную полость корпуса. Она состоит из головки, соединенной гайкой с гильзой, плунжера, дозатора, зубчатой втулки, пружины и тарелок. Головка фиксируется на гильзе двумя штифтами. В головке для каждого цилиндра дизеля установлен штуцер с обратным и нагнетательным клапанами. После сборки детали секции насоса удерживаются монтажной чекой в отсечном отверстии в. Чеку удаляют после закрепления секции в корпусе.
Чтобы топливо не могло проникнуть в нижнюю полость насоса, а масло не попадало в его верхнюю полость, в канавки гильзы устанавливаются два уплотнительных кольца.
Плунжер имеет центральный канал, распределительное отверстие д и отсечное отверстие. Гильза имеет поперечное окно, в котором размещается дозатор, впускные отверстия а и распределительные каналы е.
При ходе плунжера вниз топливо по впускным отверстиям а поступает в надплунжерное пространство. При ходе плунжера вверх топливо до момента перекрытия торцом плунжера отверстий а вытесняется обратно в топливопровод низкого давления. Как только плунжер перекроет отверстия а, топливо по центральному каналу и распределительному отверстию д в плунжере начинает подаваться в канал е гильзы и далее через канал ж в головке, обратный и нагнетательный клапаны в штуцере в топливопровод высокого давления.
Подала топлива кончается в момент выхода отсечного отверстия в из дозатора.
Изменение количества подаваемого топлива производится осевым перемещением дозатора 5 по плунжеру регулятором через систему рычагов.
Перемещение дозатора вниз вызывает уменьшение подачи топлива, а вверх — увеличение. Выключение подачи топлива может быть осуществлено принудительно или регулятором при достижении предельного числа оборотов дизеля. В обоих случаях система рычагов смещает дозатор в крайнее нижнее положение. При этом, когда плунжер перекроет впускные отверстия а в гильзе, его отсечное отверстие в выйдет из дозатора 5 и топливо не будет подаваться к форсункам.
Разгрузка топливопровода высокого давления, а следовательно, быстрое прекращение форсункой подачи топлива в цилиндр дизеля обеспечиваются обратным и нагнетательным клапанами. Соприкасающиеся поверхности обоих клапанов плоские, полированные. Верхний конец обратного клапана крестообразный. В центре нагнетательного клапана имеется жиклер. Седло с верхним полированным торцом установлено в головке и закреплено в ней штуцером, имеющим прокладку. В седло свободно входит обратный клапан.
При отсутствии подачи топлива пружины плотно прижимают клапаны друг к другу, причем нагнетательный клапан закрывает отверстие седла, а обратный клапан — жиклер.
Во время подачи топлива плунжером оба клапана поднимаются на 0,5—0,6 мм и топливо поступает в топливопровод высокого давления. Чрезмерный подъем клапанов предотвращается ограничителем.
В момент отсечки подачи топлива оба клапана опускаются и занимают первоначальное положение, при котором нагнетательный клапан, перекрывая отверстие седла, не дает топливу двигаться в канал головки. Одновременно часть топлива по инерции проходит через жиклер и отжимает обратный клапан, вследствие чего давление в топливопроводе резко падает.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Одноплунжерный топливный насос"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы