Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Охрана труда в дорожном строительстве

Публикация:
   Охрана труда при работе машин и оборудования, подконтрольного органам госгортехнадзора

Читать далее:




Охрана труда при работе машин и оборудования, подконтрольного органам госгортехнадзора

Оборудование, работающее под давлением

При строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог применяются паровые котлы, компрессоры, воздухосборники (ресиверы), газовые баллоны, паропроводы, газопроводы и другое оборудование, работа на котором возможна только при условии выполнения всех требований охраны труда при монтаже, эксплуатации и демонтаже. Невыполнение этих правил может явиться причиной аварий.

Сосуды с рабочим давлением, превышающим 0,07 МПа, и водогрейные котлы с температурой воды выше 115 °С можно допускать к эксплуатации только после регистрации и получения разрешения на их эксплуатацию в местных органах Госгортехнадзора. Через определенные промежутки времени эти установки и сосуды должны быть предъявлены к техническому освидетельствованию.

В дорожных хозяйствах пар применяют для обогрева жилых и производственных зданий, подогрева битума в битумохранилищах и железнодорожных емкостях перед сливом в хранилища, обогрева битумопроводов, мешалок для приготовления горячих асфальтобетонных смесей, дозаторов битума, прогрева и пропаривания цементо-бетонных изделий и конструкций в пропарочных камерах, автоклавах, отопления тепляков, для обогрева помещений и подачи горячей воды в умывальниках, ваннах, душе и т. д.

Энергия сжатого воздуха широко применяется для пневматических инструментов различного назначения, распыления топлива в форсунках сушильного барабана и битумоплавильного агрегата, при распределении красок и вяжущих материалов. В дорожных хозяйствах в основном применяются передвижные компрессорные установки.

Газовые баллоны нашли широкое применение в дорожных хозяйствах для хранения сжиженных газов, используемых для газовой сварки и резки металлов, для разогрева асфальтобетонных покрытий при ремонте, разжигании форсунок.

Паровые котлы. В паровом котле начало кипения происходит при температуре 100° С. Образующийся пар давит на поверхность воды, и кипение прекращается. Далее воду необходимо нагревать до температуры, соответствующей давлению пара, и вода будет кипеть. В ней будет накапливаться избыток тепловой энергии.

Менее опасными по последствиям возможного взрыва являются котлы с малым объемом воды, приходящимся на 1 м2 поверхности нагрева. К этой группе относятся прямоточные и водотрубные котлы.

При правильной эксплуатации и тщательном надзоре паровой котел не взорвется.

Основными причинами, которые вызывают перенапряжение материала, предшествующее разрыву стенок котла, а следовательно, и взрыву, являются:
– порча предохранительных клапанов, которая вызывает большое превышение расчетного давления при длительном воздействии на котел, что связано с перенапряжением стенок и появлением остаточных деформаций растяжения;
– понижение уровня воды в котле до такого положения, когда нагреваемые пламенем стенки котла перегреваются из-за отсутствия их охлаждения. Это вызывает увеличение деформации и снижение предела текучести металла; – нарушение технических требований при обслуживании котла из-за низкой квалификации машинистов;
– недостатки конструкции и изготовления котла, к которым можно отнести несоответствие материала деталей котла его расчетным параметрам, дефекты клепки или сварки при изготовлении и др.;
– местные ослабления деталей котла, вызванные коррозией или накипью в результате длительной эксплуатации.

Компрессоры. В дорожных хозяйствах в основном применяют передвижные компрессоры производительностью 1 — 15 м3/мин.

Компрессоры монтируют вместе с ресивером на шасси автомобиля или прицепа. Однако в некоторых хозяйствах устанавливают стационарные компрессорные станции в отдельных помещениях с несгораемыми стенами и перекрытиями. Высота здания компрессорной станции обычно бывает не менее 4 м. При установке нескольких компрессоров в одном помещении расстояние между компрессорами принимают не менее 1,5 м. При одновременной работе нескольких компрессоров каждый из них должен иметь индивидуальный привод, воздухопроводы, воздушный фильтр и ресивер. Воздух от компрессорной станции подается по воздухопроводной сети, состоящей из основной магистрали, от которой по трубам меньшего диаметра и шлангом он подается к рабочим местам.

Воздушные компрессоры взрывоопасны из-за возможного образования взрывоопасных смесей, содержащих продукты разложения смазочных масел и кислород воздуха. Разложение смазочных масел происходит под воздействием высоких температур, получаемых в компрессорах в процессе сжатия воздуха при отсутствии охлаждения компрессора.

Под воздействием высокой температуры смазочные масла частично испаряются, а при обильной смазке распыляются в сжимаемом воздухе в виде тумана, образуя с воздухом взрывоопасные смеси. Так, например, при наличии в сжимаемом воздухе 6—11% масляных паров и температуре около 200° С смесь может взорваться.

Для предупреждения взрывов компрессоров необходимо применять сорта смазок, указанные в инструкции по эксплуатации, обеспечивать надежное охлаждение и тщательную очистку всасываемого воздуха от пыли, особенно горючей.

Для предупреждения взрывов воздухопроводы очищают от масляных наслоений через каждые 6 мес. Перед пуском в эксплуатацию воздухопроводы подвергают гидравлическим испытаниям под давлением, превышающем в 2,5 раза рабочее.

Компрессоры чистят с периодичностью 1 раз в год. Для очистки внутренних стенок цилиндров компрессора используется только керосин.

Газовые баллоны. В дорожных хозяйствах нашли широкое применение баллоны с кислорбдом и ацетиленом, используемые для газовой сварки. Кислородом заполняются обычные баллоны. Ацетилен под давлением нагнетается в баллоны, заполненные древесным активированным углем и ацетоном (растворителем). При нагревании ацетилен растворяется в ацетоне и заполняет капилляры активированного угля. Это создает условия Для снижения способности ацетилена к взрыву.

Причинами взрывов газовых баллонов могут быть: удары, вызванные падением баллонов на твердые предметы; повышение температуры от нагрева солнечными лучами или отопительными приборами; переполнение баллонов сжиженными газами; попадание масел и других жировых веществ во внутреннюю область вентиля или баллона; накопление окалины в кислородных баллонах.

При ошибочном наполнении баллонов другим газом могут произойти взрывы, например, при наполнении горючим газом кислородного баллона. Для предупреждения взрывов при наполнении введена четкая маркировка баллонов.

Все баллоны окрашивают в цвета, присвоенные каждому газу, и на баллонах должны быть надписи.

У кислородных баллонов на горловине закреплены кольца, на которые плотно навертываются стальные колпаки, предохраняющие от случайных механических повреждений выпускного вентиля.

Перевозить баллоны с газом необходимо только на транспортных средствах, имеющих рессоры и хорошее крепление баллонов. Баллоны укладывают на деревянные подкладки в виде брусьев с вырезанными полукруглыми гнездами. Гнезда вырезают по размеру диаметра баллона. При отсутствии деревянных брусьев на баллоны надевают резиновые или веревочные кольца не менее двух на каждый баллон. Диаметр (толщина) кольца должен быть не менее 25 мм.

Баллоны укладывают вентилями в правую сторону по ходу движения автомобиля.

При транспортировании баллонов в автомобилях целесообразно укладывать их горизонтально поперек кузова на деревянные брусья с гнездами, устанавливаемыми снизу и сверху баллонов. Деревянные брусья жестко крепятся к кузову автомобиля и между собой. При перевозке баллонов с газом нельзя находиться людям в кузове. Перевозить баллоны с газом в вертикальном положении можно только в специальных контейнерах.

На автомобиле, перевозящем газовые баллоны, должны быть установлены спереди и сзади красные флажки или опознавательные знаки на бампере.

Для перемещения баллонов к рабочим местам на территории объекта используются специальные тележки (рис. 15).

Хранению баллонов необходимо уделять особое внимание. Склады для хранения баллонов должны располагаться от жилых помещений на расстоянии не ближе 50 м. Хранить горючие материалы, проводить работы с применением открытого огня и курить запрещается на расстоянии ближе 10 м от склада хранения газовых баллонов.

Пустые баллоны должны храниться в горизонтальном положении между деревянными прокладками с гнездами. На боковом штуцере баллона устанавливаются заглушка и колпак, навернутый на горловину, а на баллоне делается надпись или наклейка с надписью «Пустой».

Наполненные газом баллоны обычно хранят в вертикальном положении в специальных гнездах, клетках или других устройствах, предохраняющих их от падения.

Перед наполнением баллоны осматривают и сортируют. Их не наполняют газом при наличии вмятин, отдулин, неисправностей вентиля, при отсутствии предохранительного клапана, заглушки на боковом штуцере, при другой окраске и надписи на баллоне, не соответствующей цвету, присвоенному данному газу.

Рис. 15. Специальные тележки для перевозки баллонов

На рабочих местах баллоны устанавливают в специальные стойки и прикрепляют к ним металлическим хомутом или цепью.

До начала работ на баллон устанавливают редуктор (рис. 16) для того газа, для которого он предназначен. Каждый редуктор должен быть окрашен в цвет, соответствующий используемому газу.

Окончание использования газа из баллона заканчивается при остаточном давлении 0,05 МПа.

Природные горючие газы — наиболее удобный вид топлива для сжигания в топках сушильных барабанов, битумоплавильных агрегатов, паровых или водогрейных котлов. Однако использование природных горючих газов небезопасно из-за образования взрывоопасной концентрации метана (СН4) в воздухе рабочих помещений. При концентрации метана от 4 до 15% необходимо принять особые меры по безопасному сжиганию газа. Топки сушильных барабанов и котлов, работающие на газовом топливе, оборудуются приборами газовой автоматики, которые выключают подачу газа при случайном затухании пламени горелки, при падении давления в газовой сети или повышении температуры в котле выше установленной.

Причины взрывов и меры их предупреждения занимают особое место в профилактике травматизма и являются предметом постоянного внимания администрации дорожной организации и органов Госгортехнадзора.

Для предотвращения взрывов на газопроводах устанавливаются противо-взрывные предохранители автоматического действия — мембранные выключатели, которые устраняют опасность неправильной подачи газа или неправильного засоса воздуха.

Для предотвращения образования взрывоопасных смесей используются автоматические регуляторы и предохранительные устройства.

Грузоподъемное оборудование

Погрузочно-разгрузочные работы штучных грузов массой более 20 кг выполняются кранами, талями, лебедками, тельферами или средствами механизации.

Руководители дорожных хозяйств обязаны обеспечить содержание грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений в исправном состоянии путем организации своевременного технического надзора, освидетельствования, ремонта и обслуживания. Для этих целей издается приказ по хозяйству о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений. Ответственный назначается в каждой смене и подчиняется непосредственно руководству, в ведении которого находятся работники, связанные с использованием и обслуживанием грузоподъемных машин.

Рис. 16. Баллонный кислородный редуктор типа РК:
1 — накладная гайка; 2 — регулирующий винт; 3 — манометр высокого давления; 4 — манометр низкого давления; 5—корпус; 6—кран; 7 — выходной ниппель; 8 — предохранительный, клапан

Безопасное производство работ грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений обеспечивается выполнением требований ГОСТ 12.3.009—76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».

Основными требованиями при эксплуатации грузоподъемных машин являются их устойчивость, надежное закрепление груза строповыми устройствами и надежная работа тормозов. Запрещается работа кранами при силе ветра более 7 баллов.

Во время погрузочно-разгрузочных работ запрещается находиться в кабине транспортного средства.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть размещены на специально отведенной территории с твердым и ровным покрытием. Выполнять погрузочно-разгрузочные работы можно также на спланированной площадке с твердым грунтом, способным воспринимать проектную нагрузку от грузов и подъемно-транспортных машин. Нельзя размещать грузы в проходах и проездах.

Масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины. Нельзя поднимать груз, масса которого неизвестна, а также примерзший или зажатый груз.

Грузоподъемные машины и грузозахватные приспособления должны быть снабжены ясными обозначениями грузоподъемности, регистрирующего номера и даты следующих испытаний.

Машинист грузоподъемной машины должен ежесменно проверять состояние грузовых и чалочных канатов, цепей и других грузозахватных приспособлений. При обнаружении неисправностей на машине нельзя работать до их устранения. Машинист грузоподъемной машины до начала работы должен быть предупрежден о массе перемещаемого груза.

Поднимать грузы массой, близкой к максимальной грузоподъемности крана, при данном вылете стрелы необходимо в два приема. Груз сначала поднимают на высоту 20—30 см, и в таком положении проверяют устойчивость крана и надежность тормозов. После проверки груз поднимают на необходимую высоту.

Перед передвижением крана или его разворотом необходимо подать звуковой сигнал и убедиться в отсутствии людей в рабочей зоне. Скорость движения не должна превышать 5 км/ч. Высота перемещения груза должна быть на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

Поднимаемый груз необходимо предохранять от раскачивания с помощью оттяжек, закрепленйых на поднимаемом грузе. Длина оттяжек должна быть достаточной, чтобы грузчики находились на безопасном расстоянии.

Автомобильный кран во время работы требуется устанавливать на горизонтальной площадке. Увеличение устойчивости крана достигается выдвижением опорных домкратов (аутригеров). Прежде чем подавать сигнал машинисту о начале подъема груза, стропальщик должен убедиться в том, что груз надежно закреплен стропами, а на поднимаемом грузе нет посторонних предметов или незакрепленных деталей и что груз не зацепится во время подъема за другие предметы.

Строповку железобетонных или бетонных изделий следует производить за все имеющиеся на них петли или цапфы.

На месте разгрузки необходимо предварительно уложить прочные прокладки так, чтобы чалочные канаты или цепи могли извлекаться из-под груза.

В зоне работы автопогрузчика на укладке или разборке штабелей грузов не должны быть пути переноски или перевозки грузов. Груз необходимо размещать на захватной вилке автопогрузчика ближе к ее вертикальной части. Груз на захватной вилке необходимо распределять равномерно на обе лапы автопогрузчика. Нельзя укладывать груз выше защитного устройства, предохраняющего водителя от падения груза. Работа автопогрузчиков с длинномерными грузами может быть разрешена при условии выделения специального лица для обеспечения согласованной и безопасной работы машины. Транспортировать длинномерные грузы автопогрузчиком можно только на твердых ровных покрытиях при хорошем креплении груза.

Уклон, по которому можно транспортировать грузы автопогрузчиком, должен быть на 3° меньше угла заднего наклона рамы. При отсутствии радио или телефонной связи между машинистом и стропальщиком и плохом обозрении из кабины машины зоны обслуживания машинисту должен быть назначен дополнительно помощник-сигнальщик.

Автопогрузчиком можно только поднимать грузы и нельзя их стаскивать со штабелей.

Тара, перемещаемая кранами, должна подвергаться периодически осмотрам не реже 1 раза в месяц.

При монтаже строительных конструкций возникает необходимость подъема и перемещения отдельных конструкций несколькими кранами. В таком случае работу требуется выполнять по проекту или технологической карте, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения конструкций с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, требования к состоянию пути и другие указания. Нагрузка на каждый кран не должна превышать его грузоподъемности. Перемещением конструкций двумя кранами должен руководить работник, назначенный руководством дорожной организации, ответственный за безопасное производство работ по перемещению конструкций кранами.

Электрические установки

Практика показывает, что на дорожных работах имеются случаи поражения людей электрическим током, возникающие в момент прикосновения к неизолированным токоведущим частям, находящимся под напряжением, и с такой скоростью, что человек лишен возможности самостоятельно оторваться от них. Все двигательные функции человеческого тела связаны с прохождением биологических токов от соответствующих центров мозга к группам мышц. При воздействии внешнего электрического тока на тело человека биотоки в организме перестают нормально функционировать или совсем парализуются.

Электрический ток может проходить через тело человека только тогда, когда он замкнул эту цепь (последовательное включение) или включился в замкнутую электрическую цепь (параллельное включение). При включении человека в электрическую цепь ток воздействует на его организм как местно, с повреждением тканей, так и реф-лекторно, через нервную систему.

Возможные последствия поражения зависят от: величины и напряжения тока, частоты и рода тока, а также от величины сопротивления тела человека; пути прохождения тока через тело человека; продолжительности воздействия тока на тело человека; температуры и влажности воздуха, атмосферного давления; материала, на котором стоит человек, и ряда других физиологических и физических факторов. Электрические токи, проходящие через тело человека, в зависимости от их величины производят различное физиологическое воздействие на организм человека. По последствиям действия токов на организм человека они разделяются на пороговые, отпускающие и удерживающие.

Человек начинает ощущать протекание через него переменного тока промышленной частоты 50 Гц при 0,6— 1,5 мА, а постоянного тока 5—7 мА.

Величина пороговых токов зависит от многих величин, в том числе и от индивидуальных особенностей человека. При касании пальцами или ладонями рук эта величина лежит в пределах 0,6—5 мА. При контакте с проводником тока другими частями тела, имеющими более нежный покров, например, лицом, шеей или тыльной стороной руки, пороговые токи имеют еще меньшее значение.

Отпускающими токами считаются такие, при которых человек еще может самостоятельно прервать электрическую цепь, проходящую через его тело. Величина отпускающих токов для переменного тока 15 мА и для постоянного 50—80 мА.

Удерживающими токами считаются такие, при которых человек лишается возможности без помощи извне освободиться от контакта с электрическим током. Величина удерживающих токов будет больше пороговых, т. е. для переменного тока более 15 мА, а для постоянного более 80 мА. В результате поражения электрическим током человек не может разжать или отнять руку, которой он держится за токоведущий провод, отбросить от себя провод, сойти с него и т. д. С течением времени величина удерживающего тока возрастает и достигает предельных значений, приводящих к поражению.

На основании анализов случаев электротравматизма и многих исследований можно считать, что переменный ток более 30 мА представляет серьезную опасность, токи более 50 мА могут вызывать тяжелые поражения, вплоть до смертельных, а токи 100 мА и более часто смертельны.

Поражения элетрическим током возникают: при непосредственном прикасании к проводам или частям установок, находящихся под напряжением; вследствие прикасания к конструктивным металлическим частям электроустановок или корпусам токоприемников, оказавшимся под напряжением в результате повреждения электрической изоляции; при «шаговых напряжениях», возникающих при обрыве проводов воздушной сети, в местах растекания тока в земле; при подаче напряжения на установку, когда там работают люди; при допуске к работе на отключенные токоведущие части без проверки отсутствия напряжения и заземления токоведущих частей.

Наименьшее шаговое напряжение будет при нахождении человека к месту упавшего провода на расстоянии от 20 м и более, а наибольшее — при приближении человека к месту упавшего провода. Для безопасного выхода из зоны растекания токов замыкания необходимо делать маленькие шаги или прыгать на одной ноге на расстояние до 20 м и более от места упавшего провода по радиусу.

Классификация производственных помещений по опасности поражения электрическим током

Помещения без повышенной опасности поражения электрическим током — это сухие помещения с температурой воздуха от 5 до 25 °С, относительной влажностью до 75%, с полами, обладающими большим электрическим сопротивлением и без токопроводящей пыли.

Помещения с повышенной опасностью поражения электрическим током — сырые помещения, имеющие температуру воздуха до 25 °С, но с большой относительной влажностью (более 75%). В таких помещениях можно временно повышать относительную влажность до насыщения.

Так, при сушке штукатурки или при пропаривании элементов сборных железобетонных конструкций (в пропарочных камерах) выделяется большое количество пара;
– сухие неотапливаемые и чердачные помещения, неотапливаемые лестничные клетки и отапливаемые помещения с кратковременным присутствием влаги;
– помещения с токопроводящей пылью, например, помещения, в которых установлены дробилки, угольные мельницы, арматурные и волочильные цехи;
– помещения с температурой выше 30 °С, вызывающие потение человека, из-за чего повышается опасность поражения электрическим током в случае прикасания к электроустановкам;
– помещения, в которых уложены токопроводящие полы — сырые деревянные, земляные, бетонные.

Помещения особо опасные — очень сырые помещения, в которых относительная влажность воздуха постоянно близка к насыщению, т. е. к 100%, что вызывает образование конденсата на внутренних поверхностях потолка, стен, предметов, находящихся внутри помещения;

помещения с постоянным наличием едких паров и газов. К этой группе относятся помещения, характеризующиеся двумя признаками повышенной опасности, например, сырые помещения, имеющие токопроводящие полы;

помещения, в которых обрабатываются или хранятся взрывчатые вещества или выделяются пары или пыль, образующие с воздухом взрывоопасные смеси, а также агрессивные пары, газы, жидкость, образующие отложения или плесень, действующие разрушающе на изоляцию и токоведущие части электрооборудования.

Классификация электроустановок по степени защиты человека от поражения электрическим током

Все’ электрические изделия должны отвечать установленным требованиям безопасности, предотвращающим или уменьшающим до допустимого уровня воздействие электрического тока на организм человека. В электротехнических изделиях используются: различная изоляция токоведущих частей (рабочая, дополнительная, двойная, усиленная); безопасное напряжение в электрических цепях; защитное заземление металлических нетоковедущих частей изделия, которое может оказаться под напряжением при нарушении изоляции, изменении режима работы изделия и т. д.; элементы, отключающие изделие от электрической сети, когда доступные прикосновению части изделия оказываются под напряжением; блокировки для предотвращения ошибочных действий и операций; оболочки для предотвращения случайного прикосновения к опасным (токоведущим, движущимся или нагревающимся) частям изделия; средства удаления образующихся в процессе работы опасных и вредных веществ; элементы, предназначенные для контроля изоляции и сигнализации о ее повреждении, а также для отключения изделия от электрической сети при уменьшении сопротивления изоляции ниже допустимого уровня; предупредительные надписи, знаки, окраска, сигнальные цвета и другие средства сигнализации об опасности.

Электротехнические изделия по способу защиты человека от поражения электрическим током имеют пять классов защиты: 0; 01; I; II; III.

К классу 0 относятся изделия, имеющие рабочую изоляцию и не имеющие элементов для заземления; к классу 01 — изделия, имеющие рабочую изоляцию, элемент для заземления и провод без заземляющей жилы для присоединения к источнику питания; к классу I — изделия, имеющие рабочую изоляцию и элемент для заземления.

Если изделие имеет провод для присоединения к источнику питания, этот провод должен иметь заземляющую жилу и вилку с заземляющим контактом; к классу II — изделия, имеющие двойную или усиленную изоляцию и не имеющие элемента для заземления; к классу III — изделия, не имеющие ни внутренних, ни внешних электрических цепей с напряжением свыше 42 В.

Мероприятия, обеспечивающие защиту от поражения электрическим током

К работам по обслуживанию электроустановок допускаются лица не моложе 1$ лет. Они должны проходить предварительный и периодические медицинские осмотры в сроки, установленные Министерством здравоохранения (приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР № 700 от 19.06.1984 г.).

Лица, допускаемые к работам по обслуживанию электроустановок, а также к управлению машинами и оборудованием с электроприводом, должны иметь соответствующую квалификацию и квалификационную группу по технике безопасности, проходить инструктаж и проверку знаний по электробезопасности согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Госэнергонад-зором.

К управлению строительными машинами и оборудованием с электроприводом допускаются машинисты, имеющие квалификационную группу по технике безопасности не ниже II. Подтверждения квалификационной группы следует проводить ежегодно с записью в журнале проверки знаний по технике безопасности.

Лица, допускаемые к управлению ручными электрическими машинами, должны иметь I квалификационную группу по технике безопасности, которая оформляется записью в журнале проверки знаний по технике безопасности, а также должны проходить инструктаж не реже 1 раза в 3 мес.

Безопасность при обслуживании электрических сетей и электроустановок достигается проведением следующих защитных мер.

1. Использованием низких напряжений для переносных токоприемников при работе с ними в помещениях с повышенной опасностью или особо опасных. Это дает возможность снизить величину тока, проходящего через человека в случае пробоя изоляции, до безопасной величины.

2. Использованием блокировок в конструкциях электроустановок и различных электрических приборов. Например, блокировка кожуха закрытого рубильника, который можно снять и надеть только при выключенном рубильнике. Примером многократной блокировки могут служить шахтные подъемники, устанавливаемые снаружи возводимых зданий, или лифты в домах. Для перемещения кабины необходимо, чтобы были закрыты двери кабины и все двери шахты на этажах, а для открывания двери надо, чтобы кабина точно встала против двери.

3. Правильным подбором изоляции электросетей и электроустановок, которые определяются требованиями ПУЭ. Согласно этим требованиям сопротивление изоляции должно быть не менее 1000 Ом/В рабочего напряжения. Так, для обычной сети переменного тока 380/220 В сопротивление изоляции должно быть не менее 380 000 Ом. С течением времени материал изоляции проводов изменяет свои механические и диэлектрические свойства. Образование трещин в изоляции при резких изменениях температуры, при перегревах или увлажнении, а также при механических повреждениях приводит к уменьшению сопротивления изоляции и пробою на металлические части электроустановок, не находящиеся под напряжением. Поэтому следует систематически проверять состояние изоляции проводов путем измерения ее сопротивления. Данные, полученные при измерении, сравнивают с первоначальным сопротивлением изоляции проводов, и на основе сравнения результатов замеров принимают решение о возможности эксплуатации данной сети или ее замене. При эксплуатации электрических сетей необходимо поддерживать требуемое состояние изоляции, что снизит утечку тока и уменьшит опасность поражения электрическим током.

4. Защитным отключением аварийных установок, опасных в части поражения электрическим током, специальными устройствами, продолжительность срабатывания которых составляет 0,1—0,2 с. Эти устройства включаются последовательно в цепь проводников для трехфазного тока, соединяющих заземление или зануление с корпусом электродвигателя, и срабатывают под действием тока короткого замыкания в момент пробоя на корпус, или тока утечки, отключая подачу электрической энергии к двигателю электроустановки.

Реле автоматического отключения выбирается из расчета, чтобы продолжительность срабатывания была менее 0,1 с при появлении на корпусе электродвигателя напряжения, выше допустимого.

Во всякой электроустановке имеются металлические части, которые при нормальной работе не находятся под напряжением, но при повреждении изоляции токоведущих частей могут оказаться под напряжением и послужить причиной несчастных случаев. Такие части подлежат заземлению или занулению.

Заземлением какой-либо части электрической установки называется электрическое соединение ее с землей с помощью провода, присоединенного к заземлителю, т. е. к проводнику, проложенному в земле, а занулением — присоединение ее к нулевому проводу установки, который должен быть заземлен. Действие защитного заземления основано на том, что в случае появления напряжения на заземленной части и прикосновения человека к ней его тело будет присоединено параллельно к малому сопротивлению защитного заземления, т. е. будет зашунтировано этим сопротивлением (рис. 17).

Действие защитного зануления заключается в том, что при появлении напряжения на зануленной части происходит короткое замыкание в одной фазе через нулевой провод и дефектная часть установки немедленно отсоединяется от сети вследствие перегорания плавкой вставки предохранителя или отключения автомата и т. д. (рис. 18).

Защитному заземлению или занулению подлежат: станины и кожухи электрических машин, трансформаторов и пускорегулирующих аппаратов, салазки электродвигателей, металлические защитные кожухи рубильников и предохранителей, каркасы распределительных щитов, цоколи и кожухи аппаратов высокого напряжения, их приводы и опорные конструкции, металлические ограждения частей, находящиеся под напряжением, вторичные обмотки измерительных трансформаторов, металлические оболочки проводов и кабелей, корпуса кабельных муфт, металлические опоры линий электропередачи.

Защита людей от поражения электрическим током достигается использованием защитных средств — коллективных и индивидуальных, а также защитных приспособлений.

Охрана труда при обслуживании и ремонте переносных электрических светильников и электроинструмента

Администрация дорожной организации должна организовать систематический надзор за исправностью, правильным и безопасным использованием инструмента, переносных электрических устройств, а также за своевременным их ремонтом.

Выдавать со склада переносные электрические устройства и электрический инструмент следует одновременно с защитными средствами от поражения электрическим током.

К работе с электрифицированным инструментом и переносными светильниками допускаются лица, прошедшие специальное обучение по безопасным методам работы с этим инструментом и переносными электрическими устройствами, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Круг допускаемых к работе с электрифицированным инструментом и переносными электрическими устройствами обычно определяется приказом руководителя дорожной организации.

Рис. 17. Схема защитного заземления

Рис. 18. Схема защитного зануления

Используемый для работы электрифицированный инструмент должен иметь технический паспорт и ежемесячно испытываться и проверяться квалифицированным персоналом.

При переноске или перерывах в работе электрифицированного инструмента и электрических устройств источник подачи электрической энергии следует отключать.

Во время работы нельзя натягивать, перегибать и закручивать электрические кабели, находящиеся под напряжением, а также пересекать тросы, электрокабели, электросварочные провода и шланги газопроводов.

При работе с электрическими переносными установками следует поблизости иметь средства пожаротушения и оказания первой медицинской помощи.

Ремонт переносных электрических светильников, электроинструмента и других потребителей электрической энергии возможен только при обесточенной линии (сети).

Пользоваться нулевым проводом заземления корпуса однофазных переносных электропотребителей для подачи напряжения не рекомендуется.

Электроприборы, электроинструменты и другие переносные электропотребители должны иметь изолированные закрытые вводы питающих проводов. Провода должны быть хорошо защищены от механических повреждений и влаги и оканчиваться специальной вилкой. Для подключения проводов следует установить штепсельные розетки. Нельзя подключать электроприборы, электроинструменты и другие переносные электропотребители при помощи оголенных концов проводов к штепсельным розеткам или контактам рубильников.

Нельзя работать электроинструментом и другими переносными электропотребителями при: перегреве электродвигателя или редуктора; пробое изоляции; повреждении кабеля, штепсельного соединения или выключателя; резком изменении напряжения; возникновении несчастного случая; возникновении повышенной вибрации электроинструмента; заедании или заклинивании рабочих частей; неисправности заземления.

Нельзя использовать некалиброванные предохранители, применять несоответствующие пусковые устройства и подключать провода в сеть, минуя предохранительные и пусковые устройства.

Контролировать наличие напряжения на контактах можно только приборами, предусмотренными для этой цели.

По окончании рабочей смены электроинструмент, электроприборы и другие переносные электропотребители, очищенные от грязи, пыли и остатков рабочей среды, должны быть вместе с кабелем и средствами индивидуальной защиты сданы на хранение ответственному лицу.

Средства индивидуальной и коллективной защиты

Для предохранения людей от поражения электрическим током при обслуживании электроустановок используются защитные средства и приспособления. Все эти средства и приспособления можно разделить на четыре основные группы: изолирующие, ограждающие, для работы на высоте и вспомогательные. Изолирующие средства имеют такую изоляцию, которая надежно выдерживает рабочее напряжение электроустановок и дает возможность касаться токоведущих частей, находящихся под напряжением. Под ограждающими средствами подразумеваются такие, которые ограждают токоведущие части от возможного соприкосновения с ними человека или предупреждают об опасности возможного поражения электрическим током.

При работе на высоте используются индивидуальные средства защиты, которые ограждают людей от падения. К этим средствам индивидуальной защиты относятся когти, предохранительные пояса, изолирующие лестницы, площадки и т. д.

К изолирующим средствам при работе на электроустановках с напряжение^ до 1000 В относятся диэлектрические перчатки, инструменты с изолированными рукоятками, указатели напряжения. К вспомогательным относятся диэлектрические галоши, резиновые коврики, изолирующие подставки и др. Обслуживать электросеть и электроустановки без защитных средств не разрешается.

Надежной защитой обслуживающего персонала от напряжения электрическим током является переносное заземление.

Перед началом работ с электроустановками проверяется наличие или отсутствие напряжения на фазах. Для этого используют приборы — индикаторы напряжения. Все защитные средства при приеме в эксплуатацию испытывают на надежность работы независимо от заводского испытания, так как при транспортировании и хранении возможны нарушения их диэлектрических свойств. Защитные средства должны периодически подвергаться контрольным осмотрам, механическим и электрическим испытаниям по нормам и в сроки, установленные соответствующими правилами. При обнаружении признаков неисправности, а также после ремонта защитные средства подвергают внеочередным испытаниям. По

окончании испытаний на защитных средствах должен быть поставлен штамп с указанием срока годности. Если срок годности прошел, использовать защитные средства можно только после очередных испытаний.

Перед использованием защитных средств их следует очистить от грязи и пыли, протереть и тщательно осмотреть, исправны ли они и нет ли внешних повреждений. Следует обратить внимание на штамп и его данные, а также на соответствие данных штампа возможности применения для данного напряжения. Ниже приведены наиболее часто применяемые защитные средства.

Рис. 19. Изолирующий резиновый коврик

Рис. 20. Диэлектрические боты

Резиновые диэлектрические коврики и дорожки (рис. 19) используются в качестве изоляции рабочего от земли. Их укладывают обычно около опасных участков пола при обслуживании и ремонте предохранителей и выключателей. Во избежание скольжения поверхность ковриков изготавливают рифленой.

Резиновые диэлектрические перчатки являются

основным средством защиты электриков при ремонте и обслуживании электрических цепей и электроустановок с напряжением до 1000 В.

Диэлектрические перчатки должны подвергаться испытаниям 1 раз в 6 мес под напряжением 3500 В. Ток утечки при испытаниях не должен превышать 0,002 А.

Резиновые диэлектрические галоши и боты (рис. 20) являются средством защиты — изоляцией от земли и шагового напряжения при обслуживании и ремонте электрических цепей и электроустановок.

Изолирующие подставки (рис. 21) являются средством защиты от земли и представляют собой деревянные решетки, укрепленные на ножках изоляторов. Изолирующие подставки собирают из отдельных деталей. При сборке нельзя пользоваться металлическими частями. Обычно размеры подставки составляют от 0,57X0,75 м до 1,0X1,5 м. Зазоры между планками должны быть не более 1,5 см, что не даст возможности заклинить каблук между планками.

Инструмент с изолированными ручками можно применять при обслуживании электрических цепей и электрических установок напряжением до 250 В. Изоляцию ручек изготавливают из нехрупкого материала, устойчивого против разъедания бензина, керосина, масла и пота, а также влагоустойчивого. Изоляция должна плотно прилегать к металлическим ручкам инструмента. Инструмент с изолированными ручками не заземляют. Длина изоляции на ручке инструмента должна быть не менее 10 см. Инструментом с изолирующими ручками пользуются одновременно с диэлектрическими галошами или ботами и с диэлектрическими ковриками.

Рис. 21. Изолирующая подставка

Рис. 22. Указатель напряжения

Указатель напряжения (рис. 22) служит для определения напряжения в электрических цепях и электроустановках. Указатели напряжения применяют для определения низкого напряжения.

К коллективным средствам защиты от поражения электрическим током относятся также: изолирующие клещи, используемые для замены предохранителей; изолирующие оперативные штанги; изолирующие измерительные штанги; токоизмерительные клещи; переносные заземления; временные ограждения, предупредительные плакаты и знаки; изолирующие накладки и колпаки.

Первая помощь при электротравмах

Во всех случаях, когда человек оказался под действием электрического тока и не может самостоятельно освободиться от него, ему необходима немедленная помощь.

Человек, оказывающий помощь, должен помнить, что при непосредственном соприкосновении с пострадавшим он также может оказаться под напряжением, поэтому при оказании помощи пострадавшему следует пользоваться вспомогательными приспособлениями и изолирующими средствами, соблюдать предосторожности. Для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода следует воспользоваться сухой одеждой, канатом, палкой, доской или каким-либо сухим предметом, не проводящим электрический ток. Нельзя использовать металлические или мокрые предметы для этих целей. Для отделения пострадавшего от токоведущих частей можно также взяться за его одежду (если она сухая и отстает от тела пострадавшего), например, за полы пиджака или пальто, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела, не прикрытым одеждой. Оттаскивая пострадавшего за ноги, не следует касаться его обуви и одежды без изоляции своих рук, так как обувь и одежда могут быть сырыми и являться проводниками электрического тока. Для изоляции рук оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать себе руки шарфом, опустить на руку рукав пиджака или пальто, использовать прорезиненную материю или просто сухую материю. Можно также изолировать себя, встав на сухую доску или какую-нибудь другую не проводящую электрический ток подстилку, сверток одежды и т. п.

При отделении пострадавшего от токоведущих частей рекомендуется действовать по возможности одной рукой.

При затруднении отделения пострадавшего от токоведущих частей следует перерубить или перерезать провода топором с сухой деревянной рукояткой или другим изолированным инструментом. Перед отключением электрической сети следует принять меры, чтобы пострадавший не упал при отключении напряжения. Жизнь пострадавшего от поражения электрическим током в основном зависит от продолжительности с момента поражения до момента оказания доврачебной помощи. При промедлении оказания помощи пострадавшему от поражения электрическим током более 5—6 мин могут быть тяжелые, а иногда и непоправимые последствия. Выбор метода оказания первой помощи зависит от степени травмирования человека и его состояния. Если пострадавший потерял сознание, но дышит, его необходимо вынести на свежий воздух, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, дать понюхать нашатырный спирт, растереть тело шерстяной или суконной тканью и укрыть одеялом. В это время нельзя допускать охлаждения тела пострадавшего до 33 °С.

При отсутствии или очень резком и судорожном дыхании следует применять искусственное дыхание. Перед проведением искусственного дыхания необходимо удалить из помещения посторонние лица, открыть рот пострадавшему, вынуть язык, снять зубные протезы и предохранять тело от охлаждения. При охлаждении тела до 33° С всякая дальнейшая помощь не будет эффективной.

В настоящее время имеются аппараты для проведения искусственного дыхания, но, к сожалению, не всегда в дорожных хозяйствах есть такие аппараты, поэтому приходится искусственное дыхание проводить ручными способами.

Искусственное дыхание «изо рта в рот». Для успешного проведения искусственного дыхания «изо рта в рот» необходимо раскрыть гортань пострадавшего для обеспечения проходимости дыхательных путей. Оказывающий помощь одну руку подкладывает под шею, а второй рукой надавливает на лоб пострадавшего (рис. 23) и максимально запрокидывает его голову. На рот пострадавшего укладывают марлю или платок.

Рис. 23. Раскрытие гортани

Оказывающий помощь делает вдох и с силой выдыхает воздух в рот пострадавшего, предварительно зажав его нос. Зажимать нос пострадавшего можно пальцами руки, находящейся на лбу, или своей щекой (рис. 24). За 1 мин необходимо произвести около 12 вдуваний. Оказывающий помощь освобождает рот и нос пострадавшего и, откинувшись, делает глубокий вдох. В это время грудная клетка пострадавшего опускается, и происходит пассивный выдох (рис. 25). При этом необходимо несильно нажимать рукой на грудную клетку пострадавшего.

Рис. 24. Вдох

Рис. 25. Выдох

Наружный (непрямой) массаж сердца. Подготовка к массажу осуществляется в следующей последовательности: грудная клетка освобождается от одежды. Оказывающий помощь прощупывает и устанавливает место надавливания на грудь. Оно находится примерно на два пальца выше мягкого конца грудины. Затем оказывающий помощь кладет на это место свою руку ладонью вниз. Ладонь другой руки накладывает на первую руку под прямым углом (рис. 26). Надавливание производится не реже 1 раза в секунду быстрым толчком так, чтобы нижняя часть грудины сместилась вниз на 3—4 см, а у полных людей на 5—6 см, зафиксировав ее в этом положении около 0,5 с. Затем расслабляют руки, не снимая их с грудины, освобождают грудную клетку от давления.

Рис. 26. Подготовка к массажу

При массаже сердца обязательно производят искусственное дыхание, которое повторяется через 5 надавливаний или два через 1-5 надавливаний. Искусственное дыхание производится по два вдувания воздуха «изо рта в рот».

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Охрана труда в дорожном строительстве

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Охрана труда при работе машин и оборудования, подконтрольного органам госгортехнадзора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства