Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Охрана труда в дорожном строительстве

Публикация:
   Организация пожарной охраны и тушения пожаров

Читать далее:




Организация пожарной охраны и тушения пожаров

При разработке генеральных планов производственных предприятий дорожных организаций должны быть учтены требования пожарной безопасности. Между производственными зданиями и сооружениями предусматривают противопожарные разрывы. Противопожарный разрыв — это минимальное расстояние между зданиями, при котором в случае пожара в одном из зданий исключена возможность загорания другого здания в течение определенного времени, необходимого для введения в действие средств пожаротушения. В зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений противопожарные разрывы устанавливаются от 9 до 18 м.

Для предотвращения распространения огня применяются противопожарные преграды — брандмауэры, которые представляют собой глухие стены, выполненные из огнестойкого материала, перерезывающие по вертикали все конструктивные элементы зданий. Предел огнестойкости брандмауэров не менее 2,5 ч. Брандмауэры устраивают на фундаментах или опирают на огнестойкую несущую конструкцию. Они должны обладать необходимой устойчивостью в случае разрушения прилегающих к ним конструктивных элементов. Брандмауэры бывают внутренними и наружными. В последнем случае они служат одновременно наружными стенами.

Кроме того, наружные брандмауэры в значительной степени снижают опасность распространения огня от одного здания к другому.

В целях недопущения распространения пожаров внутри помещения устраивают внутренние брандмауэры, чтобы отделить от основного здания опасные в пожарном отношении помещения.

При разработке генерального плана производственного предприятия должны быть предусмотрены меры для быстрого подъезда пожарных автомобилей к зданиям и сооружениям. Поэтому дороги на территории предприятия обычно устраивают кольцевыми. При устройстве тупиковых дорог должны быть предусмотрены кольцевые объезды или площадки для разворота автомобилей. Если территория предприятия превышает 5 га, то должно быть оборудовано не менее двух выездов для автомобилей.

Особое внимание обращается на устройство складов нефтепродуктов. Чтобы избежать в случае аварии разлива нефтепродуктов по территории предприятия, не допускается размещение складов на возвышенных местах. Резервуары, как правило, обваловывают. Резервуары (цистерны) для хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей должны быть заземлены и иметь герметические закрывающиеся крышки с дыхательными клапанами для выравнивания давления паров жидкости по отношению к внешнему атмосферному давлению.

При осмотре резервуаров и замере уровня жидкости должны применяться приспособления, исключающие искрообразование при ударах. Ремонт резервуаров производится, как правило, только после полного освобождения его от жидкости и тщательной очистки (пропарки, промывки).

Особое внимание уделяется хранению тары из-под нефтепродуктов. Порожнюю тару следует хранить в сараях и под навесами, где запрещается применение открытого огня.

Большое значение придается противопожарным мероприятиям при огневых работах (электросварка, газосварка, кузнечные работы и др.), а также при работах с легковоспламеняющимися материалами и жидкостями (малярные работы, промывка деталей). Такие работы запрещается проводить в непосредственной близости от дорожных машин и автомобилей, на стоянках или в помещениях для ремонта и технического обслуживания. Для этих работ должны быть оборудованы специальные помещения и участки.

Технический карбид кальция, применяемый при газосварочных работах, может воспламениться в случае сильного разогрева при попадании в него воды. Поэтому барабаны с карбидом должны храниться в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Недопустимо хранить карбид в подвальных помещениях. Не допускаются вскрытие барабанов и расфасовка карбида непосредственно в помещениях для его хранения.

Лесоматериалы необходимо укладывать в штабеля высотой не более 8 м и длиной не более длины досок (бревен, брусьев). При укладке штабелей группами между штабелями остаются проходы шириной 2 м. В каждой группе должно быть не более 12 штабелей, причем длина группы не должна превышать 50 м, а ширина — 12 м. Противопожарный разрыв между группами штабелей устанавливается не менее 12 м.

При хранении на складах угля и других видов топлива необходимо учитывать их способность к самовозгоранию. Поэтому следует по возможности оберегать уголь, особенно бурый и каменный, от переувлажнения, так как увеличение влажности угля при наличии в штабелях кусков дерева, тряпок, торфа способствует самовозгоранию угля. Если температура внутри штабеля угля превысит 60° С, необходимо уплотнить штабель.

Величина разрыва между зданиями и штабелями угля зависит от степени огнестойкости зданий и вместимости складов и назначается от 6 до 20 м. На территории складов категорически запрещается курить или разводить открытый огонь.

Механическая обработка древесины сопровождается большим выделением пыли, и при попадании ее на разогретые подШипники или при большой концентрации пыли в воздухе создаются условия пожарной опасности. Пожарную опаснось представляет также несвоевременная уборка помещений от опилок, стружек и других древесных отходов. Помещение, где установлены пилорамы и деревообрабатывающее оборудование, должно иметь механическую вентиляцию, электрооборудование. Электродвигатели и электросветильники должны быть пыленепроницаемыми.

При выполнении малярных работ по окраске дорожных машин после ремонта применяются нитрокраски, наносимые на поверхность машин пульверизатором. Такой процесс окраски представляет большую пожарную опасность, поэтому при выполнении этих работ необходимо применять систему механической вентиляции. Учитывая, что нитрокраски растворяются легковоспламеняющимися жидкостями (например ацетоном), пары которых в определенной концентрации образуют взрывоопасную смесь, категорически запрещается курить в помещениях, где проводятся покрасочные работы. В помещениях допускается только центральное водяное отопление с температурой на поверхности отопительных приборов не выше 80° С.

При зарядке аккумуляторов выделяется водород, который в смеси с кислородом воздуха образует взрывоопасный гремучий газ. Поэтому вентиляторы вытяжных установок в помещениях для зарядки аккумуляторов должны быть во взрывобезопасном исполнении. В помещении оборудуются общеобменная и местная вентиляции.

В кузнечных цехах причиной пожара является наличие открытого огня в горнах и нагревательных печах, поэтому печи на твердом топливе не должны примыкать к сгораемым конструкциям. Помещение для кузницы должно иметь стены, перегородки и перекрытия с пределом огнестойкости не менее 1 ч.

В целях обеспечения пожарной безопасности людей в бытовых помещениях контейнерного типа (вагончиках) необходимо строго следить за исправностью приборов отопления, электропроводки, светильников и электрооборудования.

Категорически запрещается применять легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для растопки печей, сушить белье и одежду вблизи печей, пользоваться для освещения керосиновыми горелками или свечами без фонарей, подвешивать электрические провода на гвозди, применять абажуры из бумаги и других горючих материалов. В вагончиках запрещено создавать запасы топлива, хранить керосин, бензин, а также применять для приготовления пищи керогазы, примусы, керосинки.

Для своевременного предотвращения пожаров большое значение имеет организация связи и сигнализации. Территории заводов, карьеров, складов и строительных площадок оборудуют сигнализацией, к которой относятся сирены, сигналы, подаваемые ударами в колокол и др. Значение сигналов о пожаре должно быть объявлено приказом по строительству. Прямая связь с ближайшими органами пожарной охраны обычно осуществляется посредством телефонной связи, а также электрической пожарной сигнализацией (ЭПС). На объектах дорожного строительства используется в основном телефонная связь.

Для прекращения горения какого-либо вещества следует воздействовать физическим или химическим методом на реакцию горения таким образом, чтобы уменьшить количество выделяемого тепла и снизить температуру горения. Для этого могут быть использованы различные огнетушащие вещества.

Вода по сравнению с другими огнетушащими веществами имеет наибольшую теплоемкость: при нагревании и обращении в пар 1 л воды расходуется около 2700 кДж теплоты. Кроме того, вода охлаждает зону горения, разбавляет реагирующие вещества и изолирует горючие вещества от зоны горения. Однако применять воду недопустимо в тех случаях, когда она химически взаимодействует с горячим веществом (например, с карбидом кальция, негашеной известью и др.). Поскольку вода обладает электропроводностью, ее нельзя применять при тушении электроустановок. Значительно быстрее и с меньшим расходом воды происходит тушение пожара распыленной водой.

Распыленная вода, превращаясь в пар, препятствует доступу воздуха в очаге пожара.

Для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, большинства твердых горючих веществ применяются огнетушащие пены. Пена покрывает слоем поверхность горящего вещества и изолирует его от зоны горения. Пенообразующие вещества получают в результате химической реакции (химическая пена) или в результате механического перемешивания (воздушно-механическая пена).

Химическая пена образуется при взаимодействии карбоната или бикарбоната кальция с кислотой в присутствии пенообразователя. В результате выделения большого количества двуокиси углерода получается устойчивая пена, образующая при растекании слой толщиной 7—10 см.

Воздушно-механическая пена является механической смесью воздуха, воды и пенообразователя. На поверхности горящей жидкости пена создает устойчивую пленку, которая не разрушается под действием пламени в течение 30 мин.

На стационарных производственных предприятиях устраивают водопроводы противопожарного назначения. Внутри производственных помещений в доступных и заметных местах размещают внутренние пожарные краны. При наружном пожаротушении для забора воды из водопроводной сети устанавливают пожарные гидранты.

На дорожном строительстве для большинства производственных предприятий (передвижные асфальтобетонные заводы, камнедробильные базы и др.) допускается противопожарное водоснабжение из искусственных водоисточников (рек, озер). Искусственные водоемы и естественные водоисточники оборудуют подъездами для мотопомп или пожарных автомобилей.

Объекты дорожного строительства должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения. На территориях объектов устанавливают ящики с песком и лопатами, вывешивают огнетушители. Ящики с песком устанавливают в первую- очередь в местах, где возможен розлив небольшого количества горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

Для тушения пожаров используются ручные огнетушители (рис. 46). Химический пенный огнетушитель имеет заряд химических веществ, которые в момент приведения огнетушителя в действие вступают в реакцию. При этом образуется пена, и возникает избыточное давление. Предназначаются химические пенные огнетушители для тушения твердых и жидких материалов. Однако их применение исключается в тех случаях, когда огнетуша-щее вещество способствует процессу горения или является проводником электрического тока.

В воздушно-пенных огнетушителях в качестве заряда применяется 6%-ный водный раствор пенообразователя ПО-1. При приведении огнетушителя в действие раствор выталкивается углекислым газом, находящимся в специальном баллоне, в насадку, перемешивается с воздухом, в результате чего образуется воздушно-механическая пена.

В тех случаях, когда применение пенных огнетушителей может вызвать дальнейшее усиление пожара, взрыв или другие нежелательные последствия, применяются порошковые огнетушители (типа ОПС-Ю, ОПС-ЮО). Используемые в них порошки бывают общего или специального назначения. При действии порошкового огнетушителя распыленное облако порошка обволакивает горящее вещество и прекращает доступ к нему кислорода из воздуха.

Необходимое количество первичных средств тушения пожара определяется в зависимости от типа помещения, технологического процесса и размера защищаемой площади. В условиях дорожного строительства особое внимание должно уделяться обеспечению средствами первичного пожаротушения мест работ с применением открытого огня (сварочные работы, разогрев вяжущих материалов и др.).

Рис. 46. Огнетушители:
а — порошковый ОПС-10; б — воздушно-пенный (ОВП); в — химический пенный ОХП-Ю; г — углекислотно-бромэтиловый ОУБ-3; д— аэрозольный ОА-3; 1 — сосуд с порошком; 2 — баллончик; 3 — шланг; 4 — насадок; 5 — трубка; 6 — крышка; 7 — рукоятка; 8—* пусковой рычаг; 9 — шток; 10 — баллончик с сжатым воздухом; 11 — сифонная трубка; 12 — корпус; 18 — пенный насадок; 14 — кислотный стакан; 15 — боковая ручка; 16 — горловина; 17—шток; 18 — клапан; 19 — предохранитель; 20 — нижняя ручка

Рис. 47. Дымовой извещатель:
а — общий вид; б — схема; 1 — ионизационная камера; 2,4,5 — сопротивления; 3 — лампа

На строительной площадке в местах, определенных пожарной охраной, должны быть пожарные щиты со следующим минимальным набором пожарного инвентаря: топор — 1, ломы и лопаты — 2, багры железные — 2, ведра — 2, огнетушители — 2.

Для быстрого и точного обнаружения места пожара применяются автоматические извещатели, которые в зависимости от чувствительности элемента и фактора пожарной опасности, определяющего их срабатывание, подразделяются на тепловые, световые, дымовые и комбинированные.

Автоматические тепловые извещатели предназначены для сигнализации о повышенной температуре окружающей среды. Их устанавливают в помещениях, в зоне наиболее вероятного загорания, в местах возможного скопления теплого воздуха, нагреваемого источником пожара.

Автоматические дымовые извещатели (рис. 47) срабатывают от воздействия на них дыма, являются ионизирующим прибором, в котором источником ионизации служит радиоактивный элемент.

Автоматические световые извещатели применяются в закрытых помещениях с температурой воздуха от 10 до 40° С при относительной влажности не выше 80%. Зона защиты светового извещателя составляет до 600 м2.

Действие сигнальных систем, основанное на одном из трех факторов (тепла, дыма, пламени), не всегда позволяет в начальной степени обнаружить пожар. В отдельных случаях бывает целесообразно применять комбинированные автоматические сигнальные установки, которые одновременно позволяют включать два типа извещателей, например, реагирующий на дым, на тепло, и световой, реагирующий на открытое пламя.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Охрана труда в дорожном строительстве

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Организация пожарной охраны и тушения пожаров"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства