Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация экскаваторов

Публикация:
   Опорно-поворотные устройства и поворотные механизмы экскаваторов

Читать далее:




Опорно-поворотные устройства и поворотные механизмы экскаваторов

Опорно-поворотное устройство предназначено для передачи нагрузки от поворотной платформы к нижней, ходовой, части экскаватора и дает возможность поворотной платформе свободно вращаться относительно нижней рамы. На универсальных полноповоротных экскаваторах до последнего времени применялись два типа опорно-поворотных устройств: многороликовое и малороликовое.

М ногороликовое опорн о-п оворотное устройство показано на рис. 66. Рама поворотной платформы экскаватора приваренными к ней секторами-рельсами опирается на опорные ролики, вращающиеся на осях, закрепленных в кольцах обоймы. Ролики катаются по зубчатому венцу, выполненному в виде кольцевого рельса. Венец приварен к раме ходовой части экскаватора. Платформа поворачивается вокруг оси — центральной цапфы, выступающей из ходовой рамы. В раму запрессована бронзовая втулка, охватывающая цапфу, которая ценрирует раму при повороте и воспринимает горизонтальные нагруз-

Рис. 66. Узлы многороликового опорно-поворотного устройства:
а — разрез по опорному и захватному роликам, б — обойма с опорными роликами, в — захватные ролики на балансирах; 1 — рама поворотной платформы, 2 —кронштейн захватных роЛИков, 3— пресс-мас-ленка, 4 — стопорный болт, 5 — регулировочное кольцо, 6 — бронзовая втулка, 7 — захватный ролик, 8 — эксцентриковая ось, 9 — зубчатый венец, 10 — ось опорного ролика, 11 — кольцо обоймы, 12—опорный ролик, 13 — сектор-рельс, 14 — балансир, 15 — центральная цапфа ки, возникающие во время работы экскаватора и стремящиеся сдвинуть поворотную платформу относительно ходовой части.

Платформа поворачивается с помощью имеющегося в раме поворотного механизма, консольная шестерня которого находится в постоянном зацеплении с венцом и при вращении обкатывается вокруг венца, поворачивая раму относительно ходовой части. Опорные ролики при повороте стремятся выкатиться за пределы кольцевого рельса венца, чему препятствуют имеющиеся на роликах реборды и кольца обоймы. Венец может иметь как внешние, так и внутренние зубья.

Чтобы избежать опрокидывания поворотной рамы относительно ходовой части, установлены специальные захватные ролики. К раме крепят болтами кронштейн, в нижнем отверстии которого укреплена ось. На консольной части оси вращается ролик, захватывающий приваренный к ходовой раме венец в том случае, если поворотная рама начинает опрокидываться. В ролик запрессована бронзовая втулка. Зазор между наружной цилиндрической поверхностью захватного ролика и нижней поверхностью венца не должен превышать 1,5—2 мм. По меое износа втулки этот зазор увеличивается и должен быть отрегулирован поворотом эксцентриковой оси, правая часть которой, расположенная в отверстии кронштейна, смещена относительно левой консольной части, на которой вращается ролик. Для удобства регулирования к оси приварено кольцо, а в теле кронштейна сделано несколько резьбовых отверстий, которые ввертывают стопорный болт, удерживающий ось в положении, необходимом для нужной величины зазора между роликом и венцом.

На экскаваторах Э-1251 А, Э-1252А с целью уменьшения диаметра захватных роликов и износа втулок на эксцентриковой оси кронштейна устанавливают вместо одного ролика балансир. Он представляет собой коромысло, на концах которого поставлено два ролика. В этом случае при повороте эксцентриковой оси 6’ поднимается или опускается весь балансир, обеспечивающий равномерную нагрузку на оба ролика. Обычно на поворотной раме устанавливают четыре кронштейна для захватных роликов: два сзади и два спереди. Втулки захватных роликов смазывают через пресс-масленки, расположенные в торцах осей, на которых вращаются ролики.

При слишком большом зазоре между захватными роликами и венцом может произойти недопустимый перекос поворотной рамы относительно ходовой части. В результате этого нарушается правильное зацепление шестерен поворотного механизма с венцом, а втулка поворотной рамы может зажимать центральную цапфу. При повороте рамы в горизонтальной плоскости не только значительно изнашивается эта втулка, но и повреждается цапфа. Для ее ремонта требуется снимать всю поворотную платформу с ходовой части. Поэтому необходимо постоянно регулировать величину зазора между захватным роликом и нижней поверхностью венца.

Малороликовое (катковое) опорно-поворотное устройство показано на рис. 67. На поворотной раме укреплены кронштейны, в отверстиях которых установлены оси. На оси аналогично многороликовому опорно-поворотному устройству качается балансир с консольными роликами конической формы на концах. Ролики вращаются на укрепленных в балансире осях. Ролики расположены между полками опорного круга, приваренного к раме ходовой части и имеющего внутренний зубчатый венец. Вертикальная нагрузка от поворотной рамы к ходовой части передается через кронштейны, оси балансиров, балансиры, оси, втулки, ролики и опорный круг. При наклоне поворотной рамы относительно ходовой части ролики упираются в верхний пояс опорного круга, удерживая таким образом поворотную раму от опрокидывания. Поворотную раму центрируют относительно ходовой части центральной цапфой аналогично тому, как это делают в многороликовом опорно-поворотном устройстве. Раму поворачивают в горизонтальной плоскости при обкатывании консольной шестерни поворотного механизма по венцу, с которым она находится в постоянном зацеплении.

Рис. 67. Малороликовое опорно-поворотное устройство:
а — схема устройства, б — балансир с роликами; 1 — рама поворотной платформы, 2 — центральная цапфа, 3 — зубчатый венец, 4 — кронштейн, 5 — ролики, 6 — опорный круг, 7 — рама ходовой части, 8 — ось балансира, 9— балансир, 10 — ось ролика, 11 — втулка ролика

Конструкция малороликового опорно-поворотного устройства не предусматривает регулирования для компенсации износа. Это весьма существенный недостаток, так как втулки, работающие все время под большой нагрузкой, изнашиваются сравнительно быстро. Вследствие этого появляется зазор, допускающий значительные качания поворотной рамы относительно ходовой части. Как указывалось выше, это может привести к повреждению зубьев венца и центральной цапфы, а кроме того, вызывает дополнительные нагрузки при толчках, сопровождающих (раскачивание ловоротной рамы. Поворачивание эксцентриковой оси балансира дает возможность лишь поднимать или опускать тот угол поворотной платформы, в котором закреплен кронштейн регулируемого балансира. Поэтому в большинстве случаев при малороликовом устройстве ось выполняют не эксцентриковой, а обычной (без регулирования) .

В многороликовом опорно-поворотном устройстве в отличие от малороликового за счет регулирования захватных роликов можно поддерживать в допустимых пределах зазор, от величины которого зависит нормальная работа поворотного механизма и центральной цапфы. Кроме того, износ втулок захватных роликов значительно меньше, чем износ опорно-захватных катков малороликового устройства, так как первые нагружаются периодически (только при наклоне поворотной рамы), вторые работают постоянно и при значительно больших нагрузках.

Уход за опорно-поворотным устройством заключается, кроме регулирования зазора на захватных роликах, в поддержании чистым опорного рельса, по которому катятся ролики, и в регулярной смазке втулок центральной цапфы и захватных роликов многороликового устройства или опорно-захватных роликов малороликового устройства. Следует наблюдать за тем, чтобы во время поворота рамы вращались все опорные ролики, так как при перемещении их юзом образуются лыски на ролике и изнашиваются поверхности круга, по которому они катятся.

Рис. 68. Поворотные механизмы:

Независимо от типа опорно-поворотного устройства применяют зубчатый венец с наружными или внутренними зубьями, находящийся в постоянном зацеплении с шестерней механизма поворота.

На рис. 68 показаны механизмы поворота платформы экскаваторов, имеющих многороликовое опорно-поворотное устройство с внутренним и наружным зубчатыми зацеплениями. Движение валу поворотного механизма, установленному на подшипниках, передается с приводной шестерни через кулачковую муфту. При этом шестерня, закрепленная на шлицах консольной части вала, обкатывается по венцу, поворачивая катящуюся на роликах раму вокруг центральной цапфы. При изменении направления вращения вала рама поворотной платформы поворачивается в обратном направлении.

Раму удерживают на месте при выключенной кулачковой муфте, а также тормозят при повороте платформы наружным

ленточным тормозом открытого типа, тормозной шкив которого установлен на шлигах зерхнего конца вала. Тормоз поворотного механизма включают рычагом управления, связанным механически с тормозом или гидравлическим исполнительным цилиндром, шток которого через тягу и рычаги затягивает тормозную ленту. На верхней части тормозного шкива сделаны выступы, между которыми опущен стопор, удерживающий поворотную платформу от случайного поворота в нерабочее время, когда в системе нет давления. У экскаваторов с механическим управлением это достигается установкой рычага управления тормозом на защелку, удерживающую его во включенном положении.

На экскаваторах Э-157А, Э-302А и др. устанавливают шариковые опорно-поворотные устройства. Они представляют собой горизонтально-расположенные шариковые (одно-или двухрядные) подшипники большого диаметра. Одна из обойм подшишика жестко ук-еплена на раме ходовой части, а другая — на поворотной раме экскаватора.

Рис. 69. Роликовый опорно-поворотный круг с внутренним зубчатым венцом: а — разрез роликового круга, б— расположение роликов; 1 — внутреннее кольцо-венец, 2 — зуб венца, 3 — ролик, 4 — нижнее кольцо, 5 — верхнее кольцо; В и Г — дорожки катания роликов

В настоящее время отечественные экскаваторы переводят на нормализованные роликовые опорно-поворотные круги (рис. 69). Ропиковые круги меньше по размерам и весу, чем шариковые, рассчитанные на такие же нагрузки. Ролики расположены между кольцами, причем соседние‘ТТолики имеют взаимно перпендикулярные оси, которые наклонены к вертикали под углом 60 или 30°.

Кольцо обычно крепят на ходовой части экскаватора, а кольца, скрепленные между собой болтами, — к поворотной, где расположен механизм поворота платформы. Кольца крепят к ходо. вой и поворотной рамам болтами через отверстия в кольцах. При эксплуатации нужно следить за затяжкой болтов.

Ролики, катящиеся по дорожкам, воспринимают действующие вниз нагрузки, ролики, которые катятся по дорожкам Г, работают как захватные, передавая усилия от кольца к кольцу и удерживая поворотную платформу от опрокидывания. Ролики смазывают через специальные масленки в кольце.

Как шариковые, так и роликовые круги воспринимают горизонтальные усилия, сдвигающие поворотную платформу относительно ходовой части. Поэтому нет необходимости в центральной цапфе.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация экскаваторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Опорно-поворотные устройства и поворотные механизмы экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства