В основу современной организации эксплуатации МТП положена специализация по видам работ. Работу по управлению агрегатом (трактором), ежесменное (ежедневное) техническое обслуживание и обкатку выполняет тракторист-машинист.
Техническое обслуживание (плановое и сезонное) тракторов, обслуживание их в период обкатки и установку на хранение выполняют специальные звенья, состоящие из двух-трех человек.
Для устранения случайно возникающих неисправностей создают звенья технической помощи, как правило, базирующиеся на автопередвижных мастерских.
Звеном по выполнению планового и сезонного обслуживания руководит мастер-наладчик; звено формируют в зависимости от объема работ, конкретных условий эксплуатации машинно-тракторных агрегатов и обеспеченности средствами механизации.
В состав звена, кроме мастера-наладчика, могут входить слесарь, водитель передвижного агрегата для проведения операций технического обслуживания и в качестве временного рабочего тракторист-машинист, трактор которого проходит техническое обслуживание. Обычно рабочие звена совмещают две профессии. Наименьший состав звена — мастер-наладчик, являющийся одновременно водителем передвижного агрегата, и тракторист-машинист, трактор которого проходит техническое обслуживание.
Для проведения технического осмотра и диагностики обычно создают отдельные звенья, располагающие средствами диагностики.
Звено, обеспечивающее установку на хранение машин, устранение их неисправностей и комплектование в агрегаты, работает на машинном дворе. В состав звена входят слесари, один из которых (наиболее квалифицированный) возглавляет звено и является заведующим машинным двором.
Число звеньев и их специализация определяются в зависимости от количества машин и наличия оборудования для их обслуживания в хозяйстве, а также сроков выполнения отдельных элементов обслуживания.
Работу звеньев технической помощи, плановому и сезонному обслуживанию совмещать нельзя, так как это может привести к срыву сроков планового обслуживания.
Оперативное управление работой специализированных звеньев осуществляет служба эксплуатации МТП хозяйства через диспетчера. Своевременное проведение системы мероприятий по техническому обслуживанию МТП повышает производительность машин и снижает расходы на их содержание и ремонт.
В современных условиях эта система мероприятий может проводиться по одной из следующих основных схем:
— первая — все элементы технического обслуживания, в том числе капитальный ремонт машин, проводят в хорошо оснащенных мастерских и пунктах технического обслуживания (ПТО) хозяйств квалифицированные кадры. Вышедшие из строя детали и сборочные единицы заменяют новыми или отремонтированными на специализированных предприятиях «Сельхозтехника»;
— вторая — капитальный ремонт тракторов и других сложных машин и Цх сборочных единиц проводят на предприятиях «Сельхозтехника», а все остальные работы по техническому обслуживанию — в ремонтных мастерских и ПТО хозяйства;
— третья — все элементы технического обслуживания производят совместными усилиями районного объединения «Сельхозтехника» и хозяйства по договорам, в которых строго разграничены взаимные обязанности сторон.
Для многих хозяйств наиболее экономически выгодной и технически совершенной может быть третья схема. Техническое обслуживание тракторов Т-150 должно проводиться на предприятиях «Сельхозтехника».
При проведении плановых и сезонных технических обслуживаний тракторов наиболее ответственные операции выполняет мастер-наладчик, а остальные операции — другие рабочие звена под его наблюдением.
При любом техническом обслуживании работа будет наиболее производительной, если она ведется по технологическим картам, скорректированным с учетом средств механизации для ее проведения и с таким расчетом, чтобы все члены звена были загружены полностью.
Звено ведет работу обычно по нескольким операциям или на различных объектах агрегата. Желательно, чтобы каждый рабочий выполнял на любом тракторе одни и те же операции. В первую очередь выполняют работы по очистке и мойке машин, затем по их заправке и смазке, крепежу и регулировке узлов и механизмов.
Если при плановом техническом обслуживании обнаружены мелкие неисправности, не требующие разборки машины, их нужно тут же устранить. Общая продолжительность работ по устранению этих неисправностей трактора в среднем не должна превышать продолжительности ТО № 1.
Если агрегат удален от ПТО или ремонтной мастерской хозяйства большее расстояние, эти номера плановых технических обслуживаний тракторов следует выполнять на месте их работы.
Значительно сокращается время и облегчается проведение технического обслуживания в полевых условиях при использовании специальных передвижных агрегатов.
Плановое №3 и сезонные технические обслуживания за тракторами следует проводить на ПТО или в ремонтной мастерской хозяйства.
Все виды планового и сезонного технического обслуживания можно проводить в любое время суток при хорошем освещении рабочего места.
За последние годы в ряде хозяйств РСФСР, Украинской, Узбекской и Белорусской ССР получило распространение техническое обслуживание МТП колхозов и совхозов с участием объединений «Сельхозтехника» по методу Богодуховского района Харьковской области.
Сущность богодуховского метода обслуживания машин состоит в следующем. В районном объединении «Сельхозтехника» создана инженерная служба, организующая и руководящая работами по техническому обслуживанию МТП колхозов и совхозов. Объединение помогает хозяйствам создавать машинные дворы, ПТО, нефтебазы, ремонтные мастерские; оснащает эти объекты современным оборудованием, приборами и средствами диагностики и радио-телефонной связи; внедряет техническую учетную документацию. Силами объединения проводят диагностику машин, централизованную доставку на ПТО и в ремонтные мастерские запчастей и сборочных единиц. Специалисты объединения организуют работу специализированных звеньев; помогают проводить техническое обслуживание, внедрять новую технику и прогрессивные формы труда; организуют мероприятия по повышению квалификации механизаторов.
Специализированные звенья, которые выполняют плановое и сезонное обслуживание и текущий ремонт, созданы из квалифицированных рабочих хозяйств.
Все работы районное объединение «Сельхозтехника» выполняет по договорам. Богодуховский метод обслуживания повышает уровень технической готовности машин, снижает удельные материальные и денежные затраты на их содержание и позволяет специалистам хозяйств сосредоточить свое внимание на эффективном использовании МТП, своевременном выполнении всех сельскохозяйственных работ и, следовательно, увеличении производства продукции. Этот метод распространился в УССР и некоторых областях РСФСР.
Во многих районах Николаевской области внедрен богодуховский метод технического обслуживания, измененный с учетом уже накопленного опыта и особенностей области и ее отдельных районов. В Ела-нецком районе, первым внедрившим специализированное техническое обслуживание с участием районного объединения «Сельхозтехника», среднедневная выработка на условный трактор возросла на 8%, сезонная — на 14%, а расходы на ремонт и техническое обслуживание сократились на 20%. За годы девятой пятилетки в районе хозяйствами построено много типовых ПТО, мастерских и нефтебаз.
Министерство сельского хозяйства СССР и Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника» Совета Министров СССР приказом № 421/256 от 22 декабря 1972 года четко определили, что «в зависимости от кон кретных условий, наряду с внедрением специализированного технического обслуживания силами и средствами инженерной службы хозяйств, рекомендовать колхозам и совхозам заключать на добровольных началах договоры с объединениями «Сельхозтехника» на оказание помощи им в обеспечении технической исправности машинно-тракторного парка…».
Специализированное техническое обслуживание построено на развитой материально-технической базе.
На станах бригад (отделений) должны быть созданы пункты технического обслуживания с нефтескладом, постом заправки и площадками для хранения машин, а на центральной усадьбе — ремонтная мастерская, машинный двор, гаражи, навесы исцентральный нефтесклад.
Работа этих подразделений должна строиться с учетом обслуживания всего комплекса машин хозяйства и возможностью наиболее сложные и трудоемкие работы передать предприятиям «Сельхозтехники».
ПТО бригады (отделения) строят по различным проектам. Широкое распространение получили типовые проекты ПТО, разработанные для обслуживания 10, 20, 30, 40 тракторов и соответствующего количества сельскохозяйственных машин.
Рис. 1. Схема генерального плана пункта технического обслуживания на 10 тракторов (типовой проект 810-15):
1 — мастерская с электростанцией; 2 — навес для регулирования сельскохозяйственных машин с монорельсами; 3 — закрытая моечная камера; 4 — резервуар для воды на 50 м3; 5 — площадка и установка для наружной мойки машин; 6 — грязеотстойник; 7 — противопожарный резервуар для воды на 100 м3; 8 — склад для хранения деталей узлов и инвентаря; 9 — гараж для стоянки передвижных средств обслуживания и мотопомпы; 10, 11 — площадки для хранения машин; 12 — склад масла с установкой для заправки машин в мастерской; 13 — трансформаторная подстанция; 14 резервуары для топлива; 15 — раздаточные устройства; 16 — склад масла и тары-
Рис. 2. Мастерская пункта технического обслуживания на 10 тракторов (типовой проект 816-68):
Рис. 3. Общий вид установки для смазки и заправки машин в мастерской ПТО:
1 — смотровая канава; 2 —- сливная воронка; 3 — барабаны с самонаматывающимися рукавами; 4—бочки-со свежими нефтепродуктами (оборудованы пневматическими насосами); 5 — бочки для хранения отработанных нефтепродуктов; 6 — ванна для слива отработанных нефтепродуктов.
Тракторы, работающие на расстоянии более 3 км от ПТО, заправляют нефтепродуктами на месте их работы с помощью передвижных механизированных заправочных агрегатов M3-3904 и M3-3905TM, АЦЗ-4,3-131 и автоцистерн.
Агрегаты M3-3905TM монтируют на шасси двухосных тракторных прицепов. В настоящее время агрегат M3-3904 собирают только на шасси автомобиля ГАЗ-52-01. Эта модель называется 03-4795-Г0С-НИТИ; она предназначена для транспортировки дизельного топлива, бензина, смазочных материалов и воды и механизированной заправки ими тракторов при температуре воздуха не ниже минус 10 °С.
Промышленность выпускает автоцистерны-заправщики АЦЗ-4,3-131 повышенной проходимости на трехосном автомобиле ЗИЛ-131. Оборудование заправщика позволяет выдавать профильтрованное дизельное топливо и масло. Емкость его цистерны 4300 л.
Режим работы передвижных заправочных агрегатов зависит от числа обслуживаемых тракторов, суточного расхода топлива и количества заправок в сутки. Водитель-заправщик на основе сведений о том, где работают тракторы, перед выездом планирует свой маршрут, чтобы пробег был наименьшим. В проведении заправочных работ принимают участие тракторист-машинист и водитель-заправщик.
В зимний период тракторы, как правило, заправляют из топливо-раздаточного устройства ПТО.
Планирование технического обслуживания тракторов и учет их выполнения проводят по объему выполненных работ, выраженных
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация технического обслуживания гусеничных тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы