Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Вождение тракторов

Публикация:
   Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора

Читать далее:




Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора

Органы управления трактором включают механизмы, посредством которых пускают или останавливают агрегаты и механизмы, а контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за работой двигателя и электрооборудования.

Правильное управление — одно из основных условий надежной эксплуатации — удлиняет сроки службы и высокопроизводительное использование трактора, а также прицепных и навесных дорожных машин и механизмов.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы размещены в кабине трактора. Остальные рычаги, при помощи которых управляют определенными механизмами двигателя, расположены по сторонам двигателя и пользоваться ими можно только во время остановки трактора.

Органы управления трактора ДТ-54А показаны на рис. 1.

Рычаг переключения передач может быть установлен в семи положениях. Буквой Я показано нейтральное положение рукоятки рычага, при котором все передачи выключены из сцепления и рычаг может свободно передвигаться влево и вправо.

Цифрами 1, 2, 3, 4 и 5 показано положение рукоятки рычага на I, II, III, IV я V передачах при движении трактора вперед, а буквами ЗХ — задний ход. Переключение передач возможно только при полностью выключенной главной муфте сцепления, что осуществляется нажатием левой ногой на педаль.

При оттягивании рычагов управления левой и правой муфтами поворота (бортовыми фрикционами) назад трактор плавно поворачивается соответственно в левую или правую сторону. Для крутого поворота необходимо, оттянув рычаг, нажать ногой на рядом расположенную педаль тормоза.

Чтобы остановить трактор в заторможенном состоянии, необходимо при выжатой педали приподнять зубчатый сектор и ввести его в зацепление со штифтом педали.

Рис. 1. Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора ДТ-54А

Позиция указывает три рычага управления распределителем гидравлической системы. Левый рычаг служит для управления выносным цилиндром, подключенным с левой стороны трактора, средний — для управления основным или выносным задним цилиндром и правый — для управления правым выносным цилиндром. При установке каждого рычага в крайнее верхнее положение происходит выдвижение штока из цилиндра (подъем механизма) .

В среднее нейтральное положение рычаг устанавливается автоматически после окончания подъема или опускания. При установке рычага в нижнее (после нейтрального) положение происходит втягивание штока в цилиндр (опускание). Крайнее нижнее положение рычага (плавающее) позволяет свободно перекатываться на опорных колесах. Перестанавливать рычаг из нейтрального в плавающее положение надо быстро, не останавливаясь на положении опускания, а для подъема из плавающего оложения рычаг нужно быстро переводить в крайнее верхнее положение. После окончания подъема рычаг автоматически устанавливается в нейтральное (среднее) положение.

Рис. 2. Схема положения рукоятки рычага переключения передач трактора ДТ-54А

Рис. 3. Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора
а — расположение рычагов в кабине; б — расположение рычагов на двигателе

Нормальная температура охлаждающей воды по дистанционному термометру 24 должна быть 75—95 °С.

Давление масла в масляной магистрали двигателя по манометру должно быть 1,7—2,5 кГ/см2. При давлении масла ниже 7 кГ/см2 работа запрещается.

Рычаг переключения передач может быть установлен в девяти положениях, соответствующих скоростям движения. Переключение передач возможно только при полном выключении главной муфты сцепления педалью. Кроме того, трактор оборудован увеличителем крутящего момента, который приводится в действие рычагом и в сочетании с передачей, включенной рычагом, соответственно снижает скорость движения трактора вперед. Рычаг 9 включается и выключается при движении трактора без выключения главной муфты сцепления — без остановки трактора.

Поворот трактора производится рычагами управления левой и правой муфтами поворота, а при крутых поворотах одновременно приводится в действие соответствующая педаль тормоза. Для оставления трактора в заторможенном состоянии необходимо выжать педаль и ввести защелку в зацепление.

Нормальная температура охлаждающей воды по термометру 4 Должна быть 90—95 °С, а давление масла в системе смазки по манометру 5—2,5—3,0 кГ/см2.

Трактор имеет коробку передач, обеспечивающую девять передач трактора вперед и три для заднего хода. Коробка имеет рычаг переключения групп передач и рычаг переключения передач в каждой группе. Положение рукояток рычагов 1 и 2 при включении каждой передачи переднего и заднего хода показано на рис. 6.

Переключение допускается только после полного выключения главной муфты сцепления и остановки ее вала. Главная муфта крепления включается и выключается рычагом. Для включения главной муфты сцепления рычаг нужно установить в крайнее заднее положение, а для выключения — в крайнее переднее. При работающем основном двигателе рычаг муфты сцепления может оставаться в выключенном положении не более 2—3 мин.

Рис. 4. Схема положения рукоятки рычага переключателя передач трактора ДТ-75

Рис. 5. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-75

Повороты трактора производятся рычагами, а при крутых поворотах нужно, отведя назад рычаг, нажать ногой соответственно на педаль.

Для переключения передач коробки передач имеется рычаг переключения групп передач и рычаг переключения передач в каждой группе. Положение рукояток рычагов при включении каждой передачи переднего и заднего хода показано на рис. 8.

Переключение передач допускается только после полного выключения главной муфты сцепления и остановки – ее вала. Главная муфта сцепления выключается нажатием ножной педали.

Рис. 6. Схема положения рукояток рычагов переключения передач трактора Т-75

Рис. 7. Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора Т-74

Коробка передач трактора может быть оборудована ходоуменьшителем (увеличителем крутящего момента) и может быть без него. Ходоуменыпитель включается и выключается педалью, размещенной под правой ногой в кабине. Включение и выключение педали может производиться без выключения главной муфты сцепления — без остановки трактора. Таким образом при сочетании положения рычагов с включенной педалью трактор имеет двенадцать передач вперед и четыре назад.

Рис. 8. Схема положения рукояток рычагов переключения передач трактора Т-74

Плавные повороты трактора производятся рычагами, а крутые — после оттяжки рычага нажимом на педаль.

Нормальная температура охлаждающей воды по термометру должна быть 90—95 °С. Давление масла в системе смазки по манометру 23 должно быть 2,5—3,0 кГ/см2.

Отличительными особенностями устройства органов управления указанных тракторов является то, что тракторы ДТ-54А и ДТ-75 для изменения скорости движения имеют один рычаг переключения передач, а тракторы Т-75 и Т-74 — два. Трактор ДТ-75 имеет рычаг включения увеличителя крутящего момента.

Тракторы ДТ-75, Т-75 и Т-74 имеют рычаг включения электростартера для запуска пускового двигателя, а запуск трактора ДТ-54А производится шнуром вручную.

Тракторы ДТ-54А и Т-74 имеют рычаг переключения передач редуктора пускового двигателя, а у трактора Т-74 имеется еще рычаг включения редуктора независимого вала отбора мощности.

Трактор ДТ-75 имеет органы управления электрофакельным подогревателем, манометр для контроля масла в корпусе увеличителя крутящего момента и защелку для рычага его выключения, а также рукоятку для регулирования открытия шторки радиатора.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора С-100 показаны на рис. 9. Для пуска пускового двигателя предусмотрен валик заводной рукоятки. При установке рычажка выключателя магнето-зажигания пускового двигателя вверх зажигание включается, при установке вниз — выключается. При запуске пускового двигателя зажигание необходимо включить.

Шестерня венца маховика включается поворотом рычага на себя. Перед включением рычага необходимо предварительно убедиться в том, что муфта сцепления пускового двигателя выключена. Нельзя пользоваться рычагом механизма включения шестерни при включенной муфте сцепления.

Рис. 9. Органы управления и контрольные приборы трактора С-100

Для установки рычага декомпрессора дизельного двигателя имеются надписи: «Пуск», «Половина» и «Рабочее». Рычаг декомпрессора фиксируется в требуемом положении стопором, который входит в пазы, имеющиеся на секторе кронштейна рычага.

При установке рычага в положение «Пуск» механизм декомпрессора приоткрывает впускные клапаны во всех цилиндрах. При Установке рычага в положение «Половина» приоткрытыми остаются впускные клапаны второго -и третьего цилиндров, а в положение «Рабочее» механизм декомпрессора на клапаны не воздействует.

Рычаг редуктора пускового двигателя предназначен для переключения редуктора на замедленную или ускоренную передачу. Положения рычага отмечены на крышке редуктора надписями: «Замедленно», «Ускоренно».

Тормозные педали позволяют осуществлять крутые повороты фактора. Если нажать ногой на педаль при выключенной муфте оворота, трактор поворачивается на месте. Для того чтобы остановить трактор, нужно одновременно нажать на обе педали.

Нельзя тормозить, не выключив муфт. Для остановки трактора на длительное время (стоянка на подъеме или спуске) на правом тормозе имеется замок.

При передвижении замка вперед его собачка под действием пружины входит в зубцы рейки и удерживает правую тормозную педаль в определенном положении. При передвижении замка назад собачка выходит из зацепления с рейкой и тормозная педаль освобождается.

Для выключения муфты сцепления при остановке трактора или при переключении передач рычаг следует передвинуть вперед до отказа.

Для включения муфты сцепления рычаг перемещают назад.

Рычаг сблокирован с механизмом переключения передач, поэтому при выключении муфты сцепления необходимо всегда переводить рычаг вперед до отказа, иначе переключение передач будет затруднено или невозможно.

При перемещении рычага вперед до отказа срабатывает также тормозок муфты поворота, что облегчает и ускоряет переключение передач.

При оттягивании рычага управления муфтами назад выключается соответствующая муфта и трактор плавно поворачивается в заданном направлении.

При передвижении рычага управления подачей топлива дизеля назад подача топлива увеличивается, при передвижении вперед—уменьшается. Крайние положения рычага полной подачи и холостого хода ограничиваются стопором. При перемещении рычага из положения холостого хода (после оттягивания стопора) вперед полностью прекращается подача топлива и двигатель останавливается.

В рабочем состоянии топливный проходной кран должен быть открыт полностью. Его открывают вывертыванием стержня рукоятки до отказа, затем дополнительно в том же направлении поворачивают стержень, чтобы поджать прокладку, уплотняющую резьбовые соединения. Это предупредит течь топлива.

Топливный спускной кран находится в днище бака и служит для спуска осадков и топлива из бака. Для доступа к проходному и спускному кранам необходимо снять задний щиток.

При заднем положении рычага реверса трактор будет двигаться вперед на включенной передаче. При передвижении рычага реверса вперед (при тех же положениях рычага переключения передач) трактор будет двигаться назад на соответствующей передаче (за исключением пятой).

Рычаг переключения передач может занимать пять различных положений. Каждому из них соответствует одна передача.

Дроссель при пуске двигателя должен быть открыт незначительно. Открывается он при помощи тяги.

Запорный вентиль топливного бачка пускового двигателя открывается только при запуске и работе пускового двигателя трактора.

В прогретом двигателе давление масла, определяемое по манометру, должно быть 1,7—2,7 кГ/см2.

При пользовании сигналом необходимо включить генератор П,)И помощи выключателя. Нормальное давление топлива, определяемое по манометру, должно быть 0,6—1,1 кГ/см2.

Кроме штепсельной розетки над задней правой фарой установлены еще три штепсельные розетки для освещения прицепных машин и механизмов, а также выключатель передних и задних фар.

Температура воды, опеределяемая по дистанционному термометру, должна быть 75—85 °С. Для регулирования открытия воздушной заслонки предусмотрен рычаг.

Кроме того, на тракторе имеется работомер — счетчик, регистрирующий работу двигателя в условных часах. Работомер установлен с правой стороны дизеля на корпусе регулятора. При помощи работомера определяют число часов работы дизеля и устанавливают, когда следует проводить периодическое техническое обслуживание.

На тракторах, предназначенных для районов с холодным климатом, устанавливается подогреватель воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя. Бачок и насос подогревателя расположены под всасывающей трубой дизеля, а корпус подогревателя с помещенным в нем распылителем и запальной свечой — на приливе переходного патрубка от воздухоочистителя.

Подогреватель воздуха действует только при работающем двигателе от его магнето.

Рукоятка управления шторкой радиатора находится в кабине с левой стороны от машиниста.

Коробка передач имеет пять передач, переключаемых рычагом, которые переключаются рычагом реверса на движение трактора передним ходом или задним ходом. Рычаг может занимать шесть положении: Н — нейтральное, и 1—V—соответствующие одной из пяти передач.

При заднем положении рычага реверса 13 трактор будет двигаться вперед на включенной передаче. При передвижении рычага вперед трактор будет двигаться назад на соответствующей передаче рычага, за исключением V передачи.

При использовании трактора для работы с навесными или прицепными машинами и механизмами с гидравлическим или механическим (канатно-блочным) приводом трактор оборудуется дополнительными рычагами управления соответственно системе привода.

Гпактор С-100- имеет основной (дизельный) двигатель марки ММ-100 с предкамерным смесеобразованием мощностью 98—100 л.с.

Трактор Т-100М создан на базе трактора С-100, имеет основной двигатель марки Д-108, созданный на базе двигателя КДМ-100; в отличие от него имеет смесеобразование и сгорание топлива происходит в нераздельной камере сгорания, расположенной в днище поршня.

В связи с этим и увеличением подачи топлива, а также числа оборотов коленчатого вала мощность двигателя Д-108 увеличена до 108 л. с.

Двигатель Д-108 отличается от двигателя КДМ-100 по устройству еще тем, что пуск пускового двигателя осуществляется электростартером. В связи с этим изменена схема и характеристика электрооборудования.

Двигатель Д-108 трактора Т-100М по устройству аналогичен двигателю КДМ-100; изменения сделаны только такие, которые вызываются необходимостью из-за разного смесеобразования двигателей. Поэтому несколько отличными конструктивно являются некоторые одноименные детали: поршень, головка цилиндров, клапана и коромысла, форсунки, распределительный вал, прокладка головки цилиндров, шестерня привода топливного насоса. Кроме того, секции топливного насоса второго и третьего цилиндров снабжены плунжерами, автоматически отключающими (регулятором) на холостом ходу подачу топлива в указанные цилиндры двигателя.

Остальные узлы и детали двигателя Д-108 взаимозаменяемые с одноименными узлами и деталями двигателя КДМ-100.

Двигатель Д-108 имеет пусковой двигатель марки П-23 вместо П-46 у двигателя КДМ-100. Двигатель П-23 отличается от двигателя П-46 только тем, что запуск его (кроме заводной рукоятки) производится электростартером.

По внешнему виду двигатель Д-108 не имеет отличий от двигателя КДМ-100 за исключением следующего: на выхлопной трубе двигателя Д-108 установлена крышка, открывающаяся под напором выхлопных газов и предохраняющая двигатель от попадания осадков через выхлопную трубу во время стоянки трактора; установлено электрооборудование с однопроводной коммутацией электропроводки, внесены незначительные конструктивные усовер-j шенствования.

Кроме вышеуказанного, тракторы Т-100М и С-100 имеют аналогичные конструкции и взаимозаменяемые одноименные узлы и детали.

Трактор Т-100М выпускается Челябинским тракторным заводом нескольких модификаций:
Т-100МГП — гидрофицированный с передней навеской (для бульдозера, корчевателя, кустореза);
Т-100МГС — гидрофицированный с задней (сельскохозяйственной) навеской;
Т-100МБ — болотоходный (имеет уширенные башмаки гусениц) и гидрофицированные болотоходные машины Т-ЮОМБГП и
Т-100МБГС, приспособленные под установку ходоуменынителя. На всех модификациях трактора Т-100М установлен дизельный вигатель Д-108. Трансмиссия (силовая передача) и ходовая часть Д тракторов Т-ЮОМГП и Т-ЮОМГС по устройству аналогичны трактору Т-100М.

Трактор Т-100М имеет органы управления, аналогичные трактору С-100 с той лишь разницей, что запуск пускового двигателя производится электростартером, для включения и выключения которого имеется специальный рычаг. Включается стартер перемещением рычага вправо (назад), выключается — влево (вперед).

Рис. 10. Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора Т-140:
1 — щиток контрольных приборов; 2 — рычаг переключения передач; 3 — рукоятка управления шторкой радиатора; 4 — рычаги управления механизмом поворота трактора; 5 — выключатель вентилятора кабины; 6 — краник стеклоочистителя; 7 — рычаг управления навесным и прицепным оборудованием; 8 — рычаг управления подачей топлива; 9 — педаль муфты сцепления; 10 — защелка Игорного тормоза»

Рычаг управления раздельно-агрегатной гидросистемой включает основной цилиндр гидравлического привода, рычаг правый выносной цилиндр, рычаг 12—левый выносной цилиндр.

Рис. 13. Органы управления и контрольные приборы трактора «Беларусь» МТЗ-5М;
1 — педаль муфты сцепления; 2 — ограничитель хода педали сцепления; 3— педаль включения стартера; 4 — рычаг управления жалюзи радиатора; 5 — рычаг переключения передач коробки передач; 6 — педали левого и правого тормозов; 7 — рычаг управления подачей топлива; 8 — педаль уменьшения подачи топлива; 9 — педаль включения механизма блокировки дифференциала; 10 — рычаг включения вала отбора мощности; 11—рычаг управления распределителем главного цилиндра; 12—рычаг управления распределителем левого цилиндра; 13 —рычаг управления распределителем правого цилиндра; 14 — контрольный элемент свечей накачивания; 15 — указатель температуры воды в системе охлаждения; 16 — указатель уровня топлива; 17 — выключатель ламп освещения приборов; 18 — переключатель задних фар и ламп заднего фонаря; 19 — кнопка включения свечей накаливания: 20 — переключатель передних фар и подфарников; 21 — включатель указателя уровня топлива; 22 — амперметр; 23 — манометр системы смазки; 24 — горловина топливного бака; 25 — щиток контрольно-измерительных приборов; 26 — рулевой штурвал

Дистанционный термометр указывает температуру воды в системе охлаждения, которая должна быть 25—90 °С.

Рис. 14. Схема поло жения рукоятки ры чага переключения пе редач трактора «Бела русь» МТЗ-5М

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Вождение тракторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства