Учащийся на рабочем месте трактора должен иметь правильную посадку, должен твердо знать назначение, расположение и действия рычагов и педалей, находить рычаги и педали не глядя на них, запомнить положение рычага коробки при включении различных передач, а также должен правильно и последовательно действовать рычагами и педалями управления.
Включают и выключают муфту сцепления педалью или рычагом, расположенными в кабине трактора перед сиденьем машиниста. Для включения муфты сцепления следует резко нажать на педаль до отказа, а при выключении— плавно отпускать с замедлением в конце рабочего хода. Нельзя держать ногу на педали муфты сцепления при движении трактора, так как при этом можно (при некотором нажатии на педаль) ослабить сцепление дисков, что вызовет их пробуксовывание и ускорит износ. Нельзя также резко (быстро) бросать педаль муфты сцепления при троганин трактора с места, так как это может вызвать рывки и дергание трактора, что приводит
ускоренному износу его механизмов и деталей, а также может вызвать остановку двигателя.
Управление рычагом подачи топлива — акселератором заключается в установлении его в различные положения соответственно при пуске, холостом ходе, трогании с места, движении и остановке-двигателя. Перемещение рычага акселератора изменяет положение рейки топливного насоса и увеличивает или уменьшает покачу топлива, при этом изменяется число оборотов коленчатого пала. При перемещении рычага акселератора назад — увеличивается, а вперед — уменьшается подача топлива. Чтобы остановить двигатель, рычаг акселератора переводят вперед за упор, оттянув кнопку фиксатора влево. В это же положение устанавливают рычаг акселератора при подготовке двигателя к запуску.
Необходимо соблюдать согласованность действий педалью-сцепления и рычагом подачи топлива. Вначале нужно нажать ногой на педаль сцепления, затем при помощи рычага акселератора увеличить подачу топлива и одновременно отпустить педаль сцепления с замедлением в конце рабочего хода. При переводе рычага акселератора в положение «Холостой ход» нужно одновременно’ нажать педаль сцепления, затем отпустить педаль сцепления и снять ногу с педали.
Необходимо соблюдать согласованность действий при переключении передач и муфты сцепления. Рычаг коробки передач-должен находиться в нейтральном положении. При этом следует-нажать на педаль муфты сцепления и после остановки трактора перевести рычаг в положение нужной передачи. Затем нужно установить рычаг в нейтральное положение и отпустить педаль муфты сцепления. Рекомендуется провести тренировку на всех передачах, переднего и заднего хода трактора, выполняя отдельные и согласованные действия педалью муфты сцепления и рычагом переключения передач, а на тракторах С-100 и Т-100М рычагом реверса, а также рычагом подачи топлива соответственно троганию трактора с места, при его движении вперед и назад и остановках.
Необходимо соблюдать согласованные действия рычагами управления бортовыми фрикционами, педалями тормозов и рычагом подачи топлива, соответствующие плавным и крутым поворотам-трактора.
Для плавного поворота гусеничного трактора нужно рычаг управления бортовым фрикционом оттянуть на себя: левый рычаг пРи повороте влево и правый рычаг при повороте вправо. Поворот-па большой радиус производится без торможения. Плавные повороты колесного трактора осуществляются рулевым управлением.
Для крутого поворота гусеничного трактора нужно оттянуть на себя рычаг управления бортовым фрикционом и нажать тормозную педаль с той стороны, в которую нужно повернуть трак-Г0Р и увеличить обороты коленчатого вала двигателя. Радиус по-в°рота зависит от силы нажатия на тормозную педаль. Крутые-Повороты, как правило, следует совершать только при движении «а I передаче. Держать ноги на тормозных педалях, когда не требуется применения тормоза, не рекомендуется, так как это ведет к быстрому износу накладок тормоза и повышенному расходу топлива. Окончив поворот, надо отпустить педаль тормоза, сняв с нее ногу, затем плавно, но быстро включить бортовой фрикцион, отпустив рычаг управления.
Степень усвоения упражнения оценивается умением учащегося: занимать требуемое положение на рабочем месте; правильно держать руки на рычагах, рулевом колесе, нош на педалях и т. п.; уверенно производить отдельные и согласованные действия педалями и рычагами, не глядя на них.
К вождению трактора допускают учащихся, успешно выполнивших все задания первого раздела — обучение на месте, усвоивших расположение органов управления, их назначение, приемы пуска и остановки двигателя; действия педалями и рычагами.
Указание инструктору. Занятие по обучению приемам управления и согласованного действия педалями и рычагами проводится на тракторном тренажере, на учебном неходовом или ходовом тракторе. Место занятий — тренажерный класс или площадка для стоянки машин. На тренажере или тракторе занимаются два учащихся: один выполняет упражнение, другой наблюдает. Затем они меняются местами.
Занятие — групповое и состоит из ряда последовательно выполняемых согласованных действий рычагами и педалями. Особое внимание инструктор обращает на привитие учащимся навыков в согласованных действиях: педалью сцепления и рычагом подачи топлива; педалью сцепления и рычагом коробки передач; педалью сцепления, рычагом коробки передач и рычагом подачи-топлива; рычагом управления трактором и педалью тормоза; педалью сцепления, рычагом подачи топлива, рычагом коробки передач и педалью тормоза.
В процессе обучения инструктор показывает правильную посадку на рабочем месте, правильное положение рук на рычагах и ног на педалях управления. Объясняет и показывает приемы пользования рычагами при плавных поворотах трактора в ту или другую сторону, крутых поворотах на одном месте, а также приемы притормаживания во время движения под уклон.
Показывает правильное устойчивое положение ноги на педалях сцепления и тормозов, приемы включения различных передач и установку рычага в нейтральное положение, обращая внимание учащихся на правильное положение руки на рычаге переключения передач и на важность перевода его в нейтральное положение при остановке трактора. Объясняет необходимость и показывает правильные приемы полного выключения сцепления перед включением и переключением передач. Начиная с этого упражнения, на протяжении всего периода обучения инструктор следит за тем, чтобы учащиеся не смотрели на рычаги и педали при действиях с ними, не отвлекались от наблюдения за дорогой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Приемы действия рычагами и педалями трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы