Хорошее оснащение салона вызывает у водителя и пассажиров приятное ощущение уюта. Кроме того, при разумном исполнении оно способствует повышению пассивной безопасности салона. Поэтому внутреннее оснащение салона должно быть продуманным и со вкусом оформленным. Чтобы обеспечить выполнение требований по безопасности, к основным внутренним деталям предъявляются определенные законодательные положения, которые в США излагаются в разделе «Защита пассажиров и водителя», а в Европе оговорены в Правиле R 21 ЕЭК ООН. Эти предписания направлены на уменьшение травматизма при ударе о внутренние детали салона. Не останавливаясь на изложении подробностей, заметим, что в нормативах указываются зоны удара, которые должны иметь определенную способность рассеивать энергию (например, панель приборов). Кроме того, для выступающих деталей (например, подлокотников, ручек) оговариваются минимальные габаритные размеры и радиусы закруглений. К внутреннему оснащению относятся следующие важнейшие детали: обивка дверей и боковин, подлокотники; обивка стоек дверей и крыши; обивка потолка; панель приборов, вещевые ящики; контрольные приборы, выключатели и кнопки; внутренние ручки дверей, стеклоподъемников, механизмов регулировки положения сидений, рычаг переключения коробки передач, ручки управления на панели приборов, противосолнечные козырьки, зеркала заднего вида и т. д.; покрытия пола (коврики), изоляция.
Предложения по форме почти всех этих деталей предварительно вносят дизайндры. Не стоит напрасно бороться с их попытками по общей стилизации и улучшению интерьера до тех пор, пока ими не будут устранены стилистические огрехи и учтены требования, предъявляемые к функциональности деталей, а также изложенные в упомянутых предписаниях. Плодотворные результаты в этом приносит тесное сотрудничество дизайнеров и инженеров-кузовщиков. Ниже приведены важнейшие данные по конструкции перечисленных выше узлов и деталей.
Обивка дверей и боковин, подлокотники. Обивка дверей не только закрывает внутренний каркас и механизмы замков и стеклоподъемников, но и функционально необходима для шумо- и теплоизоляции; при боковых столкновениях она может способствовать лучшему распределению энергии удара. Как правило, обивка состоит из панели, формованной из атмосферостойкого картона или синтетического материала, сверху которой положена полиуретановая прокладка, покрытая искусственной кожей, украшенной тиснеными узорами или металлическими молдингами. Для этих материалов чрезвычайно важна устойчивость к воздействию влажной среды, так как внутри дверей и боковин нередко скапливается влажный воздух, а иногда даже вода (конденсат). Через обивку к внутренней панели двери или каркасу крепятся подлокотник (если он не выполнен в самой обивке) и детали привода различных механизмов (ручка открывания двери, кнопка блокировки замка, ручка стеклоподъемника); сама обивка крепится с помощью скоб или пластмассовых пружинных зажимов и нескольких винтов, которые легко отвинчиваются. В настоящее время подлокотники изготовляют литьем под давлением из пенопластмасс с жестким каркасом, а сверху покрывают оболочкой из искусственного материала, похожего на кожу.
Обицовка стоек дверей и крыши. Облицовка стоек служит не только для того, чтобы скрыть сварные швы и стыки, но и для того, чтобы своей мягкостью способствовать лучшему распределению энергии удара при авариях. Облицовка не может поглощать большое количество энергии, поэтому она поглощается при деформации стальных деталей, располо-женных под облицовкой. Облицовка чаще всего состоит из полос пеноматериала толщиной 3—5 мм, покрытых искусственной кожей, которые приклеиваются к стальным деталям. Особо тщательно следует проектировать обивку поперечин крыши, поскольку они видны изнутри. Это относится, например, к поперечине над ветровым стеклом, большая площадь сечения которой требуется для крепления различных внутренних деталей (противосолнечных козырьков, внутреннего зеркала заднего вида), а также для обеспечения достаточной жесткости кузова в случае переворота автомобиля на крышу.
Обивка крыши. Обивка крыши должна не только закрывать голую или оклеенную шумоизоляционными прокладками крышу вместе с рамами, усилителями и поперечными дугами безопасности, но и защищать салон от воздействия тепловых лучей и способствовать поглощению отраженных звуковых волн. Чтобы обивка крыши обладала свойствами поглощающего фильтра, ее чаще всего изготовляют из пористого или перфорированного материала, обычно из синтетического или текстильного полотна. В целях получения эстетического интерьера предпочтение следует отдавать светлым тонам обивки. При наличии люка в крыше, когда в конструкцию крыши входит выступающая внутрь направляющая рама, часто с острыми краями, обивка крыши под ней должна быть выполнена весьма тщательно, чтобы исключить получение травм в случае дорожно-транспортного происшествия.
Натяжка обивки потолка, имеющего сложную пространственную поверхность, с помощью натяжительных дуг из стальной проволоки является своего рода искусством. Типичная конструкция обивки крыши показана на рис. 1. Необходимо обеспечить надежное крепление обивки крыши, особенно при наличии люка в крыше, так как вследствие воздушных потоков, создающих разность давлений, возникают силы, стремящиеся пс>рвать материал обивки.
Рис. 1. Конструкция натяжителей обивки крыши, а также крепление дуги
Рис. 2. Конструкция панели приборов и вещевого ящика с пластмассовой крышкой (фирма «Опель»)
Панель приборов («поперечина салона»), вещевые ящики, рукоятки и рычаги. Панель приборов, а правильнее было бы ее назвать поперечиной салона, по своей структуре является важным элементом несущего каркаса кузова. Панель приборов чаще всего выполняют в виде большой пластмассовой детали, которую либо приклеивают, либо крепят с помощью пружинных зажимов или другим способом к стальному каркасу. В состав панели входят щиток приборов и другие детали (например, перчаточник). Облицовку образует деталь, формуемая из полиуретана, с твердым покрытием, на котором выполняются тиснения и узоры, а также другие необходимые элементы. Пластически деформируемая пластмасса лучше всего подходит для уменьшения пиковых нагрузок, возникающих при столкновении. Общепринято и целесообразно приборы утапливать и защищать козырьком, чтобы на поверхности стекол не образовывались блики. Матовая, чаще всего темная, поверхность препятствует появлению бликов и зеркальных отражений на ветровом стекле.
Рис. 3. Схема размещения приборов, органов управления, облицовок и выходных отверстий воздуховодов:
1 — дефлекторы для обогрева ветрового стекла; 2 — осевая линия автомобиля; 3—боковые дефлекторы; 4 -зона размещения контрольных приборов и выключателей (тахометра, указателя температуры охлаждающей жидкости, указателя запаса топлива, индикаторных лампочек, выключателей наружного освещения и фонарей, аварийной сигнализации, подсветки приборов, противотуманных фонарей, рукоятка управления воздушной заслонкой, выключателя обогрева стекла и т. д.); 5— зона размещения органов управления и устройств, доступных и водителю и пассажиру, а также центральных дефлекторов, часов, радио, ручек управления отоплением и вентиляцией (а также кондиционером); 6 — зона размещения вещевого ящика
Выключатель очистителя и омывателя стекла, а возможно, что и кнопка звукового сигнала, могут входить в состав подрулевого переключателя. При расположении рулевого управления справа схема размещения приборов симметрична показанной предпочтительным) на консоли между передними сиденьями, однако такое положение затрудняет поперечные перемещения человека в салоне. На правой стороне панели приборов должен быть расположен большой вещевой ящик или карман (если для принадлежностей не предусматривается запираемый ящик). В центре панели располагаются рычаги управления системой отопления и вентиляции, ручки радиоприемника и центральный дефлектор свежего воздуха, а также другие приборы (например, часы), которыми можно пользоваться как с места водителя, так и с места сидящего рядом пассажира.
При оформлении крышки вещевого ящика требуется особая тщательность, так как необходимо исключить возможность само-открывания крышки при аварии, поскольку это может повлечь тяжелейшие повреждения коленных суставов. По этой причине для крышки следует применять поворотный замок, который не открывается под воздействием сил инерции, возникающих при столкновении. Приняв во внимание изложенные выше принципы, мы почти неизбежно придем к размещению приборов и элементов управления, показанному на рис. 3. Множество общепринятых в настоящее время приборов, а также ручных органов управления, для размещения которых требуется много места, побуждают конструкторов искать другие решения, отличные от современного щитка приборов, чтобы поперечина салона была более функциональной, служила как несущим элементом, так и элементом пассивной безопасности. Поиски такого решения предполагают существенное уменьшение шкальных приборов или их объединение. Об этом написано в следующем разделе.
Приборы, переключатели. Еще недавно объемистая панель приборов с многочисленными выключателями и кнопками являлась предметом особой гордости заводов-изготовителей и владельцев автомобилей; кажется, это время может вновь вернуться. И в настоящее время размещение и оформление этих элементов салона является излюбленным полем деятельности «стилистов». Конечно, богато оснащенная панель приборов создает приятное впечатление, однако в увеличении числа контрольных приборов необходимо вовремя остановиться. Чтобы не перегружать внимание водителя, нужно предусматривать минимально возможное количество приборов и ручных органов управления, тогда ими будет легче пользоваться. Какие указательные и контрольные приборы предписано иметь обязательно, а какие могут устанавливаться по желанию?
Для контроля эксплуатационных режимов движения необходимо иметь следующие приборы:
— спидометр со счетчиками общего и суточного пробега;
— контрольную лампочку указателей направления движения (сигнализаторов поворота);
— контрольную лампочку света фар — дальнего или стояночного;
— указатель запаса топлива, желательно с контрольной лампочкой, лучше с указателем расхода топлива.
Желательно наличие следующих приборов:
— радиоприемника-автомата, передающего информацию о дорожной обстановке (радиодекодера);
— указателя температуры внешней среды;
— предупредительной сигнализации об уменьшении минимально допустимой дистанции до объектов, находящихся на дорожном полотне.
Для контроля работоспособности автомобиля необходимо иметь следующие приборы:
— прибор, контролирующий температуру в системе охлаждения двигателя;
— контрольную лампочку заряда аккумуляторной батареи;
— контрольную лампочку давления масла в системе смазки двигателя.
— контрольную лампочку, сигнализирующую о включении электрообогрева заднего стекла;
— контрольную лампочку, сигнализирующую о включении противотуманных фонарей;
— контрольную лампочку системы аварийной сигнализации.
Желательно наличие следующих лриб9ров:
— тахометра (только при механической коробке передач);
— контрольной лампочки включения стояночного тормоза (при установке автоматической коробки передач — обязательна);
— часов, желательно с отметкой времени (таймер);
— индикатора, указывающего давление масла, вольтметра;
— контрольной лампочки выхода из строя тормозного контура, контрольной лампочки минимального уровня тормозной жидкости *, индикатора износа тормозных накладок.
Необходимо иметь следующие элементы ручного управления автомобилем:
— выключатели наружного освещения, подсветки приборов, указателей поворота, аварийной сигнализации, очистителя и омывателя стекол, дальнего и ближнего света фар, противотуманных фонарей, обогрева стекла, электропривода механизма регулировки положения сиденья, стеклоподъемника и т. д.;
— органы управления и выключения системы вентиляции и отопления или кондиционера;
— ручку привода воздушной заслонки карбюратора (если не предусмотрена автоматика).
Стояночный тормоз, чаще всего ручной, как и замок зажигания, в узком смысле относятся к простейшим элементам управления. Рычаг переключения механической или автоматической коробки передач не относится к указанным выше деталям, его следует отнести к сложным органам системы управления. Несмотря на сведение до минимума числа приборов и выключателей их остается в списке все еще довольно много. Большинство контрольных приборов предназначено только для водителя, поэтому они должны располагаться компактно в зоне видимости и досягаемости водителя. Ручку привода воздушной заслонки карбюратора и замок зажигания следует размещать в таком месте, чтобы ими можно было пользоваться одновременно (правой и левой руками).
Индикаторные лампочки применяют в том случае, когда необходимо осуществить только контроль срабатывания или функционирования, а числовые значения не нужны (например, контрольные лампочки габаритных огней, ручного тормоза, указателей поворота).
Индикаторы со шкалами применяют в том случае, когда необходимо проследить изменение режима эксплуатации автомобиля (например, скорости, температуры охлаждающей жидкости, запаса топлива). В этом случае предпочтение следует отдавать стрелочным приборам, обладающим лучшей читаемостью.
Все измерительные приборы в темное время суток должны освещаться с постоянной или регулируемой яркостью. Днем и в темное время суток на поверхности стекол не должно быть бликов, что достигается путем наклонной установки приборов или придания вогнутой формы стеклам приборов.
Рис. 4. Комбинация приборов с деталями из пластмассы:
а — обратная сторона комбинации приборов со встроенным разъемом и регулятором отопителя; б — комбинация приборов с козырьком; в — встроенный блок предохранителей; г — корпус с безбликовым стеклом и штекксром для присоединения проводов
Контрольные приборы следует размещать и группировать в соответствии с их назначением, таким образом, чтобы положение приборов не запутывало водителя. Важнейшие измерительные приборы вместе с контрольными лампочками в настоящее время объединяют в одном корпусе с электрическими разъемами, подсветкой и т. д., который входит в панель прибдров в качестве отдельной сборочной единицы (комбинация приборов). Типичная конструкция комбинации приборов показана на рис. 4. Из опыта известно, что белые цифры на черном фоне лучше заметны, а в ночное время меньше блестят, чем черные цифры на белом фоне. Щиток приборов не должен иметь светлых деталей, а благодаря матовой черной окраске не должен отражаться в ветровом стекле.
Чтобы компактно разместить многочисленные выключатели, не-котдрые из них объединяют: например, выключатель очистителя и омывателя стекла встроен в рычажный переключатель указателя направления движения, этим же рычагом осуществляются переключение дальнего и ближнего света фар и световая сигнализация фарами. Однако не следует слишком усердствовать в объединении выключателей, поскольку из-за этого увеличивается вероятность совершения ошибки при пользовании ими. Положение рычага переключения указателей поворота следовало бы стандартизировать, он должен располагаться слева под рулевым колесом, и поблизости от него не должно быть второго рычага. Переключатели света фар (стояночный, ближний и дальний свет) и освещения приборов можно скомбинировать, но таким образом, чтобы переключение света фар осуществлялось поворотом рычага *, а не смещением его вверх или вниз. Для систем аварийной сигнализации и обоцрева стекла, противотуманных фонарей имеются отдельные выключатели, внутрь которых часто встраиваются контрольные лампочки.
Для многих органов управления и контрольных лампочек опознавательные символы уже нормированы (частично в стандарте ИСО 2575/1976), нормированы и цвета светофильтров контрольных лампочек, причем красный может использоваться только для указателей опасности или повреждения, а голубой — для указателя дальнего света. Эти унифицированные символы и цвета предписываются Правилами ЕЭК ООН (в основном сохранены обозначения, используемые в федеральных стандартах США). Наличие большого числа контрольных прибчров, особенно с их современными габаритами, создает значительные затруднения при размещении их в относительно небольшом объеме щитка приборов, Это привело к созданию дополнительной консоли, излишность которой вызывает желание искать новые решения по уменьшению числа приборов и их габаритных размеров, без ухудшения считывания информации и снижения потребительской ценности приборного щитка. Путь к таким решениям открывает электроника. В электронных вычислительных устройствах и часах- информация выдается на чрезвычайно компактных цифровых индикаторных дисплеях (например, жидкокристаллических). Они пригодны для всех индикатцров, применяемых в автомобиле, и обладают одним существенным преимуществом: не нуждаются в механическом приводе и могут получать сигналы управления по электропроводам. Могут также использоваться индикаторы на базе светодиодов, это позволило бы уменьшить объем, занимаемый приборами.
Новую индикаторную технику можно оптимизировать, если приборы и контрольные индикаторы объединить в один комплексный дисплей, который по первому требованию выдает информацию о возможных опасных неисправностях или нарушениях в системах автомобиля. Совершенно аналогичное устройство под наименованием «Бортовая ЭВМ» сделано для автомобиля «Кадиллак» выпуска 1978 г. фирмой «Джи-эм». Эта центральная информационная система выдает оперативные данные о важнейших режимах эксплуатации автомобиля (например, скорость, запас топлива ит. д.), а при нажатии на соответствующую кнопку — интересующую информацию (например, средний расход топлива, оставшееся расстояние до цели, возможный пробег до повторной заправки бака, температура внешней среды, температура в салоне и пр.). Подобная система разработана для автомобилей высшего класса фирмы БМВ. При размещении приборов следует принимать во внимание объем, занимаемый мини-ЭВМ, обеспечивающей работу дисплея, и объем, необходимый для прокладки многожильных пучков проводов. Кроме того, следует учитывать тот факт, что может потребоваться установка приборов для контроля за процессом движения (например, прибор, сигнализующий об уменьшении минимально допустимой дистанции). Со временем, возможно, будет предусмотрена обязательная установка их. Хотя размещение таких приборов несколько упрощается, так как индикатор отдален от датчиков и микропроцессора и соединен с ними только электрическим пучком, однако, учитывая постоянный рост количества дополнительных электронных приборов, нельзя недооценивать значения проблемы размещения их на автомобиле.
Механизмы и термошумоизолирующие покрытия кузова. Внутренние механизмы, противосолнечные козырьки, зеркала заднего вида и др. В настоящее время ручки органов управления и стеклоподъемников формуются преимущественно из пластмассы с металлическим каркасом, они обладают достаточной прочностью, при ударе упруго деформируются и в противоположность металлическим деталям не ломаются. Другие ручные органы управления, например ручку привода воздушной заслонки карбюратора, ручки управления системой отопления и вентиляции, во избежание бесконтрольной установки в произвольном положении следует выполнять в виде поворотных рычажков, а не в виде вращающихся ручек, так как их положение должно точно указывать на положение рабочих органов, кроме того, они должны обеспечивать передачу больших усилий, необходимых для управления механизмами. Кнопки следует выполнять из мягкого материала. Ручки механизма регулировки положения сиденья должны обеспечивать передачу больших усилий, необходимых для за них нельзя было зацепиться и получить травму. Замок зажигания вместе с противоугонным устройством по функциональным соображениям должен располагаться рядом с рулевой колонкой, в верхней ее части. При размещении замка зажигания следует добиваться того, чтобы он располагался вне зоны возможного удара коленей о него.
Рис. 5. Откидывающееся зеркало внутреннего вида с механизмом регулировки на шаровом шарнире фирмы «Термопласт» (Thermoplast), г. Индштайн
По указанным выше причинам замок зажигания нельзя располагать на панели приборов или в заглублении, так как это затруднило бы пользование им. Широко применяемый в настоящее вре.мя ключ замка зажигания с мягкой головкой не предотвращает опасности получения травмы. Удачным является размещение замка в верхней части рулевой колонки с наклоном в поперечной плоскости.
Особое внимание требуется при проектировании конструкции внутреннего и наружного зеркал заднего вида и их размещении. Основные требования по обзорности, размерам, местам и способам крепления обобщены в соответствующей Директиве ЕЭС, аналогичной федеральному стандарту 111 и в проекте соответствующего Правила ЕЭК ООН *. Согласно этим предписаниям внутреннее зеркало при ударе с силой, указанной в документе, должно отрываться от поверхности крепления. Это требование можно выполнить различными путями, например порредством закрепления зеркала с помощью подпружиненной защелки к верхней части рамы ветрового окна, на которой обычно располагают зеркало. Крепление должно быть таким, чтобы при движении автомобиля зеркало не вибрировало, что осуществить не совсем просто. Для этого зеркало должно быть либо предельно легким, либо тяжелым, чтобы с учетом упругости узла крепления частота собственных колебаний зеркала не попадала в область резонанса, которая зависит от конструкции подвески двигателя и от амплитудно-частотной характеристики подвески автомобиля. Зеркало должно иметь регулировку («День» и «Ночь»), а по размерам и форме должно быть согласовано с положением заднего окна и зоной возможного положения глаз водителя. Сферические зеркала неприемлемы вследствие искажения изображения. Вместо них вполне допустимо использовать широкое зеркало, разделенное на две части, плоскости которых образуют небольшой излом отражающей поверхности.
Рис. 6. Наружное зеркало заднего вида с регулировкой изнутри фирмы «Рейтер унд Шефенакер» (Reitter und Schefenacker), г. Эсслингер
Наружные зеркала заднего вида должны быть выполнены таким образом, чтобы под действием определенной силы они складывались или отпадали, не травмируя людей. Популярная в настоящее время регулировка положения зеркала из салона лишь в некоторых случаях обеспечивает точную установку. Регулировка положения зеркала с помощью специального электродвигателя — излишняя роскошь, ее можно оправдать только для правого зеркала, обязательного в некоторых странах *. Удачная конструкция зеркала показана на рис. 95. Форма зеркала не относится к предмету деятельности только стилистов, она определяется, прежде всего, требуемой зоной обзорности.
Общепринятые в настоящее время откидывающиеся противосол-нечные козырьки не всегда отвечают своему назначению. Необходима тщательная защита глаз водителя от солнечных лучей при больших размерах гнутых и плоских ветровых стекол. Если предусмотрены противосолнечные козырьки с левой и правой сторон, то необходимо выполнить их таким образом, чтобы не оставалось пространства между козырьками, не закрытого от солнечных лучей. Кроме того, козырьки должны быть обиты мягким материалом, чтобы при аварии не травмировались пассажиры и водитель. Расположение зеркала или даже часов в противосолнечном козырьке неуместно. Козырьки должны допускать поворот в боковую сторону, чтобы можно было эффективно закрыть верхнюю часть боковых стекол, не оставляя большого свободного просвета. По этой причине для крепления козырьков целесообразно использовать шаровой шарнир. Еще лучше иметь отдельные боковые противосолнечные козырьки, чтобы от лучей солнца можно было защищаться одновременно спереди и сбоку. А лучше всего защищают от солнечных лучей со всех сторон стекла, тонированные в верхней части.
Покрытие пола, изоляция переднего щитка, обивка багажника. Покрытие пола в легковом автомобиле выполняет несколько функций. Оно служит в качестве облицовки металлоконстг рукции, придающей уют салону автомобиля; теплоизоляции, обладающей в определенной степени влагопоглощаемостью; шумо- и виброизоляции.
Покрытие пола должно быть устойчивым к механическим повреждениям и гниению, оно должно легко выниматься из автомобиля. Ни один из широко применяемых в настоящее время «ковриков» не соответствует этим задачам.
Темные пластмассовые (или резиновые) накладки хотя довольно прочны и относительно легко моются, однако всегда холодны, неуютны и негипроскопичны. Демпфирование шума при правильно подобранной конструкции может быть вполне удовлетворительным.
Рис. 7. Примеры конструкций покрытий пола и багажника и их крепление:
а — передний коврик (под ним расположены термошумоизоляционные прокладки; б — задний коврик в двух исполнениях (под ним на металлический пол наклеивают шумоизоляционную накладку); 1 — усилительные накладки; 2 — защитные накладки от истирания; 3 — изоляция из пеноматериала; 4 — звукоотражающий слой; 5 — коврик; <> —резиновый коврик; 7 — крапление с помощью кнопки; 8 — крепление с помощью держателя; 9—ребра жесткости
Следует предусматривать оребрение нижней стороны покрытия, чтобы получить воздушную подушку, служащую изоляционным слоем, само покрытие должно быть профилированным, а не гладким. Вследствие большой массы покрытия хорошо гасят вибрации пола. Пластмассовые покрытия, несмотря на относительно высокую стоимость формовки, довольно дешевы. Несколько лучше покрытия из пеноматериала (полиуретана) с твердым поверхностным слоем. Оба типа покрытий изготовляются в виде одной формованной детали, которая укладывается в автомобиль на пол и крепится по кромкам (пороги дверей). Однако их можно легко вынимать. Качественно лучше ковровые покрытия, если они состоят из нескольких слоев различных демпфирующих материалов, в частности, нижнего слоя из пеноматериала для демпфирования шума; толстого шумоизолирующего слоя; тканевого покрытия, который может быть ворсованным.
Такое покрытие отвечает требованиям по шумопоглощению и шумоизоляции и имеет приятный внешний вид, обладает достаточной гигроскопичностью. Лучше всего применять такую комбинацию покрытий в виде формованной детали, образующей своеобразную «звукопоглощающую ванну», имеющую достаточную толщину, а в зонах критического уровня вибраций соответствующие усиления. Применяемые до сих пор тканевые нейлоновые покрытия и коврики оставляют желать лучшего в отношении износоустойчивости (скатывание, истирание); в этом направлении еще следовало бы поработать. Поэтому в наиболее изнашиваемых местах, например под педалями и в районе тоннеля, рекомендуется применять защитные накладки из пластмассы или другого прочного материала. Нередко для гашения вибраций с большой амплитудой к полу требуется приклеить дополнительную шумопоглощающую панель. Предпосылкой хорошей шумоизоляции является качественное уплотнение (например, с помощью пластмассовых уплотнителей) всех без исключения мест, в которых через передний щиток проходят приводы органов управления и пучки электропроводов. Этих мест по возможности должно быть меньше. Со стороны салона обивку образует формованный картон (или твердая панель) с мягкой прокладкой и соответствующим тиснением поверхности. Обивка также может быть изготовлена в виде формованной детали из пенополиуретана с твердым поверхностным слоем. Покрытие должно иметь толщину по меньшей мере 20 мм и доходить до нижней кромки панели приборов так, чтобы передняя перегородка салона была полностью закрыта. Верхняя часть обивки должна быть съемной или, по меньшей мере, откидывающейся, чтобы можно было иметь доступ к приборам, расположенным под панелью приборов. Иногда такого типа обивки бывает недостаточно. В этом случае да внутренней стороне стенки отсека двигателя целесообразно поместить изоляционную прокладку из мягкого поливинилхлорида или аналогичного ему материала с высоким коэффициентом затухания. В качестве покрытия пола багажника приемлемо использовать износостойкое покрытие из поливинилхлорида, которое необходимо надежно закрепить, например, с помощью кнопок. Для автомобилей с кузовом универсал и с изменяемым объемом багажника (за счет складывания заднего сиденья) следует предусмотреть дополнительную изоляцию от шума качения шин, применяя для этого комбинированное покрытие пола багажника (включая арки задних колес).
Рис. 8. Изоляция передней части салона:
1 — кнопка крепления прокладки; 2 — шумоизоляционная прокладка из ПВХ; 3 — капот с отверстиями для притока воздуха; 4 — двухслойная изоляция из пеноматериала с формованной тяжелой плитой и звукоотражающим слоем; 5 — корпус отопителя; 6 — формованное покрытие пола (коврик) с изоляцией из пеноматериала; 7 — приклеенный шумоизоляцион-пый материал; 8 — панель пола (тоннель); 9 — типичное оформление перехода проводов с помощью пластмассовой втулки и закрывающейся розетки; 10 — тяжелая изоляционная прокладка
Наружные механизмы и детали, молдинги. Важнейшими наружными элементами механизмов кузова являются детали, служащие для открывания дверей. Отдельному размещению личинки замка отдается предпочтение в целях предотвращения угона, возможности легкой замены при неисправности и точного соответствия внутреннему механизму замка. Другие наружные элементы, такие как заводской знак, орнаменты и т. д., должны быть размещены по возможности компактно. Орнаменты желательно изготовлять из металлизированной пластмассы и крепить в пробитых при штамповке отверстиях (а не просверленных после окраски кузова). С внутренней стороны орнаменты крепят с помощью стопорных шайб.
Рекомендуется иметь боковые предохранительные накладки, и совершенно непонятно, почему они так редко встречаются па автомобилях стандартного исполнения. Однако эти накладки должны располагаться таким образом, чтобы после установки автомобиля на стоянке не затруднялось открывание дверей. Необходимо, чтобы предохранительные накладки были широкими и имели достаточную толщину; если накладки образованы металлическим профилем, то в него должна быть вставлена пластмассовая накладка. Светлые боковые молдинги нежелательны. Их лучше размещать в подштамповках дверей или боковин кузова, это одновременно позволяет увеличить жесткость и уменьшить вибрацию панелей. Молдинги могут приклеиваться; но их лучше устанавливать с помощью пластмассовых держателей. В этом случае при повреждении молдинг можно легко заменить. Это относится к любым молдингам.
Рис. 9. Крепление молдингов и орнаментов:
а — защелкивающееся крепление декоративного молдинга (фирма «Фольксваген»); б — крепление орнамента с помощью зажимных шайб (фирма «Хаппих»); 1 — декоративный молдинг; 2 — наружная панель задней части автомобиля; 3— поперечина; 4 — наружная панель; 5 — уплотнитель; 6 — зажим; 7 — панель двери; 6’— пластмассовый держатель
Как упомянуто выше, все отверстия для крепления на кузове обивок, облицовок, ручек дверей должны пробиваться перед окраской, а не просверливаться после нее во избежание коррозии металла. Так называемые хромированные молдинги в настоящее время уже не следует изготовлять из хромированной латуни или коррозионностойкой стали, их можно изготовлять из чистого алюминия (99,99%) с анодированной или полированной поверхностью. Алюминий легче обрабатывать, а в результате анодирования и полировки поверхность молдингов становится довольно устойчивой к коррозии. Примеры крепления молдингов и орнаментов показаны на рис. 9.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оснащение салона (облицовка, приборы, обивка, покрытия)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы