Трактор и автомобиль были созданы в результате неустанных поисков и целеустремленной, кропотливой работы нескольких поколений талантливых людей. Еще в XVIII в. русские изобретатели, ученые и инженеры положили начало созданию безрельсового транспорта и вездеходов-тягачей. В 1752 г. крепостной крестьянин Нижегородской губернии Леонтий Шамшуренков построил «самобеглую коляску». Профессор М. М. Комов в 1785 г. в работах «О земледелии» и «О земледельных орудиях» выдвинул идею создания «быстродвижной машины для облегчения труда крестьян и замены лошадей».
В 1791 г. гениальный русский техник И. П. Кулибин построил «трехколесную самокатку», приводимую в движение мускульной силой человека. Кулибинский самокат замечателен тем, что в нем ясно выражены многие основные узлы, применяемые в современных тракторах и автомобилях: задние ведущие колеса, переднее направляющее колесо, рулевое управление и некоторые другие.
В начале XIX в. инженер В. Гурьев работал над созданием «сухопутных пароходов», которые рекомендовал для применения при перевозке грузов и в сельском хозяйстве.
Первый в мире «экипаж с подвижными колеями», т. е. повозку на гусеничном ходу, разработал и построил в 1830 г. офицер русской армии Д. Загряжский, а в 1876 г. капитан артиллерии С. Маевский предложил конструкцию гусеничного тягача, в который для изменения скорости движения была введена коробка передач.
Талантливый изобретатель, крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1879 г. получил привилегию (патент) на «особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов». Почти одновременно с Ф. А. Блиновым другой изобретатель, А. П. Костиков-Алмазов, построил гусеничный ход, назвав его «цепями, долженствующими служить тропинками Для перехода через болото». Ф. А. Блинов в 1889 г. на Саратовской выставке продемонстрировал работу первого в мире паровбго гусеничного трактора.
Паросиловые установки конца XIX в. были тяжелы, тихоходны и неэкономичны. Поэтому создание легких и более экономичных двигателей внутреннего сгорания дало возможность совершенствовать конструкцию самоходных тележек. Первый в мире двигатель внутреннего сгорания, работавший на жидком топливе (бензин), с электрическим зажиганием был предложен в 1879 г. и построен в 1884 г. инженером О. С. Костовичем.
Почетное место в развитии отечественного тракторе- и двигателе-строения принадлежит ученику Ф. А. Блинова Я. В. Мамину, который в 1893—1895 гг. построил самоходную тележку с нефтяным двигателем внутреннего сгорания.
В 1902 г. инженер Г. В. Тринклер создал конструкцию двигателя с воспламенением горючей смеси от сжатия, в котором для распиливания топлива было использовано специальное устройство.
В 1910 г. Я. В. Мамин построил первый отечественный колесный трактор, где был применен нефтяной двигатель мощностью 25 л. с. с воспламенением горючей смеси от сжатия.
Однако в условиях дореволюционной России с ее отсталым сельским хозяйством замечательные изобретения русских людей не нашли, да и не могли найти должного понимания и поддержки. Помещикам, крупным землевладельцам было выгодно эксплуатировать крестьян, батраков, потому-то в 1917 г. во всей России было только 165 тракторов.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции открылись неограниченные возможности для широкого использования в сельском хозяйстве тракторов и других сложных машин. В период с 1918 по 1929 г. в нашей стране начинает налаживаться серийное производство тракторов. Гигантское развитие тракторостроения началось в период первой пятилетки. В июне 1930 г. вступил в строй Сталинградский (ныне Волгоградский) тракторный завод, а за ним в октябре 1931 г. Харьковский. Эти заводы стали выпускать колесные тракторы. Летом 1933 г. к выпуску гусеничных тракторов С-60 приступил Челябинский тракторный завод. В 1934 г. на Кировском заводе в Ленинграде взамен устаревшего трактора «ФП» было организовано производство колесного пропашного трактора «Универсал». В 1936—1937 гг. Сталинградский и Харьковский заводы перешли на производство мощного гусеничного , трактора СХТЗ-НАТИ, а Челябинский завод — трактора С-65.
В годы Великой Отечественной войны тракторной промышленности был нанесен большой ущерб. Несмотря на это в годы войны и после ее окончания вступили в строй новые тракторные заводы — Алтайский, Липецкий и Владимирский; вслед за этим были восстановлены разрушенные Сталинградский и Харьковский тракторные заводы.
Несколько позже был построен тракторный завод в Минске, который сначала выпускал тракторы КТ-12 для лесной промышленности, а затем перешел к выпуску дизельных колесных универсальных тракторов «Бёларусь».
В дальнейшем тракторостроители значительно увеличили выпуск тракторов, улучшили их качество и создали новые конструкции. В 1957—1958 гг. было начато серийное изготовление тракторов, работающих с навесными и полунавесными сельскохозяйственными машинами.
В 1968 г. вступил в строй Павлодарский тракторный завод, специализирующийся на выпуске тракторов ДТ-75М.
Новые типы тракторов разрабатывают с учетом агротехнических требований, выдвинутых сельскохозяйственным производством. Цель ученых, инженеров, конструкторов — создание системы тракторов с экономичными двигателями определенной мощности. Это позволит повысить производительность труда, значительно сократить затраты труда и материальные издержки в сельском хозяйстве, широко унифицировать детали и механизмы тракторов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные этапы развития отечественного тракторостроения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы