Эффективность использования строительных машин в значительной мере зависит от правильной организации их эксплуатации и ремонта.
Для оперативного управления парком машин и повышения технического уровня эксплуатации и ремонта необходимо сосредоточивать основные строительные машины в специализированных строительных организациях — управлениях и трестах механизации.
В трестах механизации ремонтно-эксплуатационная база специализирована и значительно лучше оснащена, чем в мелких машиноэксплуатационных организациях. В трестах сосредоточен коллектив квалифицированных работников, проводится единая техническая политика, направленная на совершенствование методов и средств технической эксплуатации и ремонта машин. В результате техническая готовность парка машин выше, чем в других организациях.
Кроме того, трест механизации, имея большой парк машин и обслуживая одновременно большое число строительных объектов, обладает возможностью маневрирования, сосредоточивая машины на тех объектах, где они наиболее нужны в данный момент.
Другим важным преимуществом трестов является то, что их, как правило, размещают в районах сосредоточенного строительства, что сокращает расстояния перебазировки машин и тем самым снижает потери рабочего времени. Помимо этого сосредоточенное строительство способствует повышению коэффициента сменности работы машины и соответственно уменьшает продолжительность возведения зданий и сооружений.
В состав треста механизации входит, как правило, 4…6 управлений механизации универсального типа, специализированных по видам машин. Специализация (или универсализация) этих управлений зависит от конкретных условий строительного производства, объемов и сосредоточенности работ.
Управления механизации, специализированные по видам машин, организуются в составе треста механизации как специализированного (рис. 1, а), так и смешанного типа (рис. 1,б). При большой рассредоточенности объектов строительства специализация управлений по видам машин в большинстве случаев нерациональна, так как при этом значительно увеличиваются непроизводительные затраты времени и средств на перебазирование машин. В этих случаях в составе треста механизации создаются управления механизации универсального типа, в каждом из которых сосредоточиваются все виды строительных машин, обеспечивающих строительство.
Рис. 1. Примерные структуры специализированного треста механизации (а) и треста механизации смешанного типа (б)
При менее сосредоточенном строительстве, когда годовой объем строительно-монтажных работ на территории радиусом 50…60 км менее 80…90 млн руб., трест механизации теряет свои преимущества по сравнению с управлением механизации, входящим в состав строительного треста (отсутствие достаточного объема работ для организации специализированных управлений механизации, невозможность специализации ремонтно-эксплуатационной службы, увеличение расстояния перебазирования машин и др.). В этих условиях наиболее эффективной формой специализации являются управления механизации, входящие в состав строительного треста.
Рис. 2. Примерная структура специализированного управления механизации (а) и универсального типа (б)
В состав управления механизации, как правило, входит 4…6 участков механизации, специализированных по видам машин или универсальных (в зависимости от степени сосредоточенности объектов работ), а также участок, осуществляющий техническое обслуживание и ремонт строительных машин данного управления. Состаз парка машин в каждом участке механизации зависит от сосредоточенности строительства, объема строительно-монтажных работ и вида специализации участка.
Участок механизации располагает стационарными и передвижными ремонтно-механическими мастерскими, специализированными средствами для перевозки строительных машин (тягачи, большегрузные прицепы и пр.). Виды и число ремонтных средств определяются в зависимости от величины и структуры парка машин управления механизации, а число передвижных средств, обеспечивающих техническое обслуживание строительных машин на объектах, определяется, кроме того, с учетом рассредоточенности этих объектов, состояния дорог, связи и прочих конкретных условий строительства (рис. 2).
Для повышения качества ремонта и снижения его Стоимости большое значение имеет правильная организация рабочего места слесаря-ремонтника. Рабочее место слесаря-ремонтника — это не только слесарный верстак или стенд, на котором он работает, но и вся зона рядом, в которой располагается вспомогательное оборудование, приспособления и материалы, используемые при ремонте. Рабочее место должно быть удобным и иметь размеры, достаточные для размещений верстака с тисками, стеллажа для хранения деталей, шкафа для инструмента, стола для разборочно-сборочных работ, хорошее освещение и защитные устройства, обеспечивающие безопасность работы, должно содержаться в чистоте и порядке, не захламляться, на нем должны находиться только те предметы, которые нужны для выполнения текущего задания.
Основным оборудованием рабочего места является слесарный верстак. В ремонтных цехах чаще всего используют многоместные верстаки с несколькими тисками, расположенными на расстоянии 1,2 м друг от друга. В ящиках верстака хранят инструмент, чертежи и детали, причем каждая группа предметов должна иметь свои отделения. Инструменты и заготовки размещают на верстаке так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Рабочее место слесаря должно иметь индивидуальное освещение, так как ни один участок верстака не должен быть в тени. Чтобы слесарь меньше уставал и не стоял на металлической стружке, у верстака устанавливают табурет с подъемным сидением и подставку-решетку, изготовленную из деревянных планок.
На временных рабочих местах применяют передвижные металлические верстаки и столы для выполнения разборочно-сборочных работ. Правильное их размещение на рабочем месте, а также наличие стеллажей и специальных приспособлений имеют большое значение для повышения производительности труда. Стеллажи должны быть сконструированы так, чтобы детали не нагромождались одна на другую, чтобы можно было без труда отыскать и достать нужную деталь.
Различные подставки, стойки, поворотные стенды снижают утомляемость рабочего, обеспечивая ему удобное положение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные положения организации эксплуатации и ремонта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы