Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Ремонт дорожных машин

Публикация:
   Основные положения по проектированию ремонтных предприятий

Читать далее:




Основные положения по проектированию ремонтных предприятий

Решающим фактором эффективной эксплуатации дорожных машин является хорошо организованный ремонт, осуществляемый своевременно и высококачественно. Это обстоятельство вызывает необходимость создавать специальные ремонтные предприятия.

Каждое такое предприятие должно быть тщательно спроектировано. Проектирование осуществляют в две или в одну стадию. При двухстадийном проектировании вначале разрабатывают технический проект, а затем рабочие чертежи; при одностадийном технический проект совмещается с рабочими чертежами (технорабочий проект). Количество стадий проектирования зависит от мощности будущего предприятия, его сложности, номенклатуры ремонтируемой техники, места расположения предприятия, ориентировочной стоимости его строительства, предполагаемой оригинальности. Количество стадий указывается в задании на проектирование.

Задание на проектирование представляет собой документ, разрабатываемый заказчиком с участием проектной организации в соответствии со схемой развития и размещения предприятий по ремонту дорожных машин. Оно утверждается министерством автомобильных дорог или Советом Министров союзной республики. Перед утверждением задание предварительно согласовывается с заинтересованными организациями в части энерго- и водоснабжения, канализации, транспортного обеспечения, кооперирования с другими предприятиями. Задание на проектирование —это основной документ, на основе которого создается проект предприятия.

В задании указывают: наименование предприятия, район, пункт и площадку строительства; номенклатуру ремонтируемых машин и их количество по видам; режим работы предприятия; намечаемую специализацию; производственное и хозяйственное кооперирование; основные источники обеспечения предприятия при его эксплуатации и в период строительства ремонтным фондом, сырьем, водой, топливом и электроэнергией; условия по очистке и сбросу сточных вод; основные требования по автоматизации и механизации производственных процессов, применению новых технологических процессов и оборудования; намечаемые сроки строительства и очередность ввода мощностей; размер капитальных вложений и основные технико-экономические показатели предприятия, которые должны быть достигнуты при осуществлении* проекта; данные для проектирования объектов жилищного и культурно-бытового строительства; стадийность проектирования; наименование проектной организации; наименование строительной организации — генерального подрядчика.

Технический проект предприятия является первой стадией при двухстадийном проектировании и состоит из следующих основных частей: общая пояснительная записка с кратким изложением содержания проекта, очередности строительства; технико-экономическая часть; генеральный план и транспорт; технологическая часть; организация труда и система управления производством; строительная часть; организация строительства; сметная часть; жилищ-но-гражданское строительство. Он должен содержать минимально необходимое, но достаточное количество чертежей, расчетов, описательного материала для обоснования проектных решений и определения сметной стоимости строительства.

После утверждения технического проекта реализуется вторая стадия проектирования — разрабатываются рабочие чертежи. В рабочих чертежах уточняются и более детально разрабатываются решения, принятые в техническом проекте. Они включают: генеральный план предприятия со всеми нанесенными на нем коммуникациями (водопровод, канализация, теплофикация, электро- и телефонные линии, газопроводы, транспортные пути), данными для планировки, озеленения и благоустройства территории; здания и сооружения — планы этажей, разрезы, фундаменты под здания и оборудование, перекрытия и кровлю; планы и разрезы производственных цехов, отделений, участков с нанесенным на них технологическим, транспортным, энергетическим оборудованием; технологические трубопроводы; устройства по охране труда и технике безопасности (площадки, ограждения, предохранительные приспособления, пылеулавливатели и др.).
Техно-рабочий проект разрабатывают в одну стадию. Такие проекты применяют преимуществено для небольших и технически несложных предприятий с простой технологией, а также в тех случаях, когда проектирование ведется на основе широкого использования типовых или повторно применяемых экономичных индивидуальных проектов. В техно-рабочем проекте решаются те же задачи, что и при двухстадийном проектировании.

Для проектирования ремонтного предприятия прежде всего должна быть задана или определена расчетным путем производственная программа ремонтов по номенклатуре машин и механизмов, для чего нужно знать, какое количество машин и механизмов находится в эксплуатации в закрепляемых за предприятием дорожных организациях.

Производственную программу обычно задают в натуральном и денежном выражении. Программа в натуральном выражении — это количество дорожных машин и механизмов по типам и маркам, которые должны быть отремонтированы в течение года. Программа в денежном выражении — это сумма денег, на которую должно быть выпущено отремонтированной техники по действующим отпускным ценам.

Трудоемкость ремонтных работ — это затраты времени в человеко-часах, необходимые для их выполнения. Затраты времени на ремонт одной машины или одного механизма называются удельной трудоемкостью.

Режим работы цехов, фонды времени и такт производства. Режим работы цехов ремонтных предприятий обусловливается годовой производственной программой и наличными производственными мощностями и площадями. Как правило, он является двухсменным. Трехсменный режим устанавливается в тех случаях, когда недопустимы перерывы в технологическом процессе, а также для уникального дорогостоящего оборудования, когда приобретение дополнительного числа единиц такого оборудования невозможно или экономически затруднительно для предприятия. Реже трехсменная работа устанавливается как временная мера для тех видов работ, для которых предприятие испытывает недостаток производственных мощностей или площадей. В проектных решениях такие случаи должны быть исключены.

Продолжительность рабочей смены отдельных цехов и участков, а также продолжительность отпусков работающих определяются в соответствии с трудовым законодательством.

Исходя из режима работы цехов подсчитывают фонд рабочего времени работающего, а также фонды времени оборудования и рабочего места. Обычно расчеты при проектировании ведут на календарный год.

Таблица 11

По явочному числу рабочих в одну смену осуществляется планировка участка, отделения, цеха.

Потребное количество рабочих по профессиям рассчитывают аналогично. В этом случае всю трудоемкость в человеко-часах распределяют по видам работ согласно табл. 12.

Кроме основных производственных рабочих в каждом цехе имеются вспомогательные рабочие, которые непосредственного участия в ремонте дорожных машин не принимают, но без них невозмож-на нормальная работа цеха; это слесари и электрики по обслуживанию основного технологического оборудования, кладовщики, контролеры, грузчики, разнорабочие и др.

Таблица 12
Подбор подъемно-транспортного оборудования. Подъемно-транспортные работы неотделимы от производственно-технологического процесса. Выбор такого оборудования производится из расчета наибольшей механизации демонтажно-монтажных работ, транспортирования ремонтируемых машин, агрегатов, узлов, деталей и материалов. В проектах новых ремонтных предприятий должны предусматриваться, как правило, только электрифицированные и механизированные транспортирующие и грузоподъемные устройства и приспособления. Применение устройств с ручным приводом допустимо лишь в качестве резерва на мелких предприятиях. Нередко для одних и тех же работ оказывается возможным применить подъемно-транспортное оборудование различных видов.

Принимается тот вариант, по которому удельная стоимость наименьшая.

Для местных подъемно-транспортных операций непосредственно у рабочих мест широко используются гидравлические и электрические подъемники, поворотные консольные краны, пневматические подъемные столы, тали, подвешенные к специальным металлоконструкциям, и др. На крупных ремонтных предприятиях применяются конвейеры прерывного и непрерывного действия.

Производственным инвентарем называют предметы обихода, необходимые для выполнения технологических операций (столы, верстаки, тумбочки), создания безопасных условий труда (защитные экраны, занавеси для постов сварки, ограждающие устройства) или облегчения условий труда (стеллажи, подставки, баки, тара). Количество верстаков и столов определенного вида должно соответствовать количеству рабочих мест. Количество стеллажей, специальной тары и подставок определяют так, чтобы их хватило для изделий. Производственный инвентарь подбирают по каталогам-справочникам, а в исключительных случаях проектируют в индивидуальном порядке.

Расчет площадей. Площадь ремонтного предприятия находится в зависимости от его годовой производственной программы. В общую площадь предприятия входят производственные и вспомогательные площади, а также площади конторско-бытовых помещений. К производственным относятся площади цехов и отделений, занятые станками, верстаками, стендами, приспособлениями, рабочими местами, а также проходами и проездами между ними. Вспомогательными являются площади складов, кладовых, коридоров и главных проездов. В группу конторско-бытовых входят площади контор, помещений общественных организаций, гардеробов, курительных, душевых, туалетов, умывальных и т. п.

Площади, полученные расчетом, уточняют планировкой оборудования и вспомогательных помещений на чертежах.

Строительные требования при проектировании ремонтного предприятия. Периметр здания должен быть возможно меньший, а площадь равна расчетной. При этом условии затраты на возведение наружных стен будут минимальными, меньше будут также расходы на отопление здания и некоторые другие цели. Наилучшими с этой точки зрения являются квадратные здания, но они не всегда обеспечивают рациональный технологический поток, поэтому чаще строят здания прямоугольной формы с отношением длины к ширине не более 3:1.

Шаг колонн обычно равен 6 м, а ширина пролетов здания принимается 9, 12, 18 и 24 м. При установке крана ширина пролета зависит от его грузоподъемности: от 1 до 3 т ширина не,более 18 м, от 5 до 15 т — 18—24 м.

Высота пролетов большинства цехов при отсутствии кранов должна быть не менее 3,6; высота тепловых цехов принимается от 4 до 5 м, а горячих цехов — не менее 6 м. Если в цеху устанавливается кран, то высота должна быть больше — она диктуется габаритом крана и зоной его работы по вертикали. Высота сборочно-разбо-рочных цехов, куда поступают крупногабаритные дорожные машины, составляет 7—8 м.

Размещение станков и другого оборудования в цехах должно соответствовать производственному потоку и занимать возможно меньшую площадь при условии полного обеспечения требований техники безопасности и охраны труда.

Следует придерживаться следующих правил:
а) минимально допустимое расстояние от стен до станков должно составлять 800 мм — для обеспечения свободного прохода или расположения рабочих мест от стены, а до крупногабаритных станков— 1000 мм; между колоннами и стенами — 500 мм, а при расположении рабочего места со стороны колонны — 700 мм;
б) расстояние между станками вдоль линии их расположения для мелко- и среднегабаритных — 600 мм, а при расположении рабочего места между ними — 800 мм; для крупногабаритных — от 1000 до 1200 мм. Если станки расположены тыльными сторонами друг к другу, то расстояние между ними — 500 мм;
в) расстояние от линии станков до проекции подкранового пути или проезда для автокар (тележек, автомобилей) оставляется 400 мм, а при условии расположения рабочих мест, обращенных к путям, — 800 мм. При этом нельзя располагать рабочие места, обращенными к автомобильным проездам;
г) расстояния до верстаков берутся аналогично станкам средних габаритов с той разницей, что они могут устанавливаться тыльной или боковой стороной впритык друг к другу, к стене или колонне. При этом расстояние между тисками должно быть не менее 1500 мм, а при мелких работах — не менее 1000 мм.

Ширина внутрицеховых проездов зависит от ширины транспортных средств и колеблется в пределах:-при одностороннем движении (без включения рабочей зоны, обращенной к проезду) от 1200 мм (для малогабаритных самоходных тележек) до 3500 мм (для автомобилей); при двухстороннем движении — от 1600 до 4000 мм, причем двухстороннее движение автомобилей или тракторных тележек внутри цеха не разрешается. Если для транспортировки применяются рольганги, то ширина транспортной полосы должна быть больше его собственной на 1600 мм, если конвейеры,— то она равна наибольшей ширине перемещаемой детали плюс 1600 мм.

Ширина ворот для тележек, электрокаров и других малогабаритных подвижных средств принимается от 2,25 до 2,50 м, а для автомобилей — от 2,5 до 3 мм. Ширина технологических ворот для подачи и вывода дорожных машин или отдельных агрегатов равна ширине этих механизмов плюс 1200 мм, но не менее 2500 мм.

Рис. 91. Условные изображения на планах цехов основных типов металлорежущих станков

Проходы минимальной шириной 1 м позволяют пропускать 100 чел., для пропуска 150—200 чел. ширина прохода принимается 1,5 м, для пропуска 250—500 чел. —2 м. Проходы около горячих агрегатов (печей, горнов и др.) должны быть не менее 1,5 м. Все проходы должны выходить на проезды или кончаться выходом из помещения.

На рис. 91 показаны условные изображения на планах цехов наиболее распространенных металлорежущих станков.

Гардеробные рассчитывают по количеству рабочих для всех смен. Удельная площадь с учетом проходов в гардеробных составляет 0,75—0,80 м2 на одного человека. Удельная площадь в умывальных— 0,10—0,15 м2 на одного человека, причем один умывальный кран устанавливается на 10 чел.

Удельные площади вспомогательных помещений составляют: на одного счетно-конторского работника 4—5 м2, на мастера, технолога, конструктора — 7—8 м2, для кабинета начальника цеха или отдела — 10—12 м2.

Во всех помещениях ремонтного предприятия устраивается естественная, механическая или смешанная вентиляция в зависимости от интенсивности загрязнения воздуха.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Ремонт дорожных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Основные положения по проектированию ремонтных предприятий"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства