С 1960 г. проведен ряд экспериментов по оптимизации службы зимнего содержания дорог. При этом имеется в виду сниженне в целом затрат на зимнее содержание дорог. Однако в большей части экспериментов по оптимизации это удавалось пока недостаточно. Причина, по-видимому, заключается в том, что до сих пор в дорожных предприятиях вообще не вводили методы оптимизации, хотя они и пропагандировались.
Была исследована и проанализирована часть экспериментов по оптимизации работ службы зимнего содержания дорог. Оказалось, что почти всегда речь шла об уменьшении порожнего пробега при проведении работ по зимнему содержанию дорог. Однако сокращение транспортных расходов представляет собой лишь частичное решение проблемы.
Целью оптимизации является самое дешевое для народного хозяйства зимнее содержание дорог при соблюдении требований и правил дорожного движения. Поэтому основная цель общей оптимизации работ службы зимнего содержания дорог — это минимум всех затрат по зимнему содержанию дорог в период средней зимы.
Нельзя одновременно оптимизировать по всем важным видам затрат службы зимнего содержания дорог. Поэтому возникает вопрос: как учесть в достаточной мере множество имеющихся критериев, чтобы создать практичный способ оптимизации. До сих пор такой способ еще не найден. Однако известно много факторов, которые существенно влияют на общие затраты службы зимнего содержания дорог и должны быть обязательно приняты во внимание при оптимизации: расположение опорных пунктов службы зимнего содержания дорог; размеры хранилищ для раствора хлористого магния; взаимосвязь отдельных видов работ; скорость машин; продолжительность (в часах) дежурства; грузоподъемность транспортных средств.
Например, в одном районе для хранения раствора хлористого магния можно приспособить с относительно малыми затратами неиспользуемый пожарный водоем. Но он находится в неудобном для службы зимнего содержания дорог месте. Если он будет использован, то распределители должны будут делать большое количество порожних пробегов и, следовательно, необходимое оптимальное количество распределителей увеличится. Возникающие при этом дополнительные затраты должны быть сопоставлены с возможными расходами на строительство хранилища в удобном месте.
Расчеты показывают, что хранилища для раствора хлористого магния следует устраивать возможно больших размеров. В этом случае затраты на хранение раствора хлористого магния будут меньше. Например, затраты на хранение одной тонны раствора хлористого магния в хранилище емкостью 600 м3 в 2 раза меньше, чем в хранилище емкостью 200 м3.
На основании оптимизации работ по снегоочистке, распределению сыпучих и жидких противогололедных материалов устанавливают для равной территории определенное число машин. В особых случаях, если требуется большее число машин для распределения сыпучих материалов, следует мобилизовать специальный резерв транспортных средств. Важной предпосылкой для того, чтобы число машин можно было сделать минимальным, является взаимозаменяемость машин на отдельных видах работ. Поэтому необходимо, чтобы все машины для распределения сыпучих и жидких противогололедных материалов могли бы быть использова-ньг также и для снегоочистки.
За расчетные скорости машин принимают их среднее значение. Рабочая скорость принимается равной 30 км/ч, скорость порожнего пробега — 40 км/ч.
Значительная экономия транспортных средств и уменьшение порожнего пробега достигаются, если машины будут использованы с прицепами. Однако для успешного применения автопоездов при зимнем содержании дорог необходимо соблюдать следующие условия: автопоезда применять на ровных участках дорог; в емкостях для жидких материалов должны быть успокоительные переборки; в первую очередь нужно опоражнивать прицеп; нельзя превышать заданную рабочую скорость.
Исследованиями установлено, что минимум затрат на 1 км распределения жидких материалов имеют машины с радиусом действия, соответствующим длине участка обработки. Машина должна иметь возможно большую грузоподъемность, но такую, чтобы при достижении следующего хранилища она уже успела бы опорожниться. Машина с большим радиусом действия всегда лучше, чем с малым.
Затраты на 1 км обработки дороги жидкими материалами только в зависимости от выбранной грузоподъемности машины могут отличаться до 0,75 марок.
В [59] опубликован способ оптимизации, который объясняет, как научное планирование и управление можно осуществить в условиях зимнего содержания дорог. Так как большая часть всех затрат службы зимнего содержания дорог приходится на транспортные работы, автор проводит оптимизацию потребности транспорта для следующих случаев: определение оптимальных запасов фрикционных материалов и раствора хлористого магния; разработка производственных планов снегоочистки и распределения сыпучих и жидких противогололедных материалов.
Целью оптимизации запасов материалов является снижение транспортных затрат, включая затраты на перегрузку материалов. При этом оптимизация затрат на доставку фрикционных материалов и растворов хлористого магния должна вестись раздельно, так как оптимизировать можно только по одному виду материалов.
Решение транспортной проблемы предполагает, что известны поставщики и их возможности поставок; определены площади для хранения материалов и возможности хранения раствора хлористого магния, а также количество материала, подлежащее хранению.
Цель оптимизации при составлении производственных планов работ состоит в том, чтобы установить такие маршруты для специального транспорта, которые позволяют как можно меньше участков проезжать дважды. С этой целью весь район, для которого разрабатывают производственные планы зимнего содержания дорог, делят на возможно малые круговые маршруты и каждой машине расписывают столько круговых маршрутов, сколько она при расчетной скорости движения (включая время загрузки) может выполнить. При этом учитывается интервал времени, за который дороги с различной степенью срочности выполнения работ должны быть очищены, посыпаны сыпучими материалами или обработаны жидкими реагентами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные принципы оптимизации зимнего содержания дорог"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы