Хотя задачи службы зимнего содержания дорог в городах принципиально не отличаются от таковых для дорог, соединяющих населенные пункты, все же они имеют некоторые особенности. В городах не только выше интенсивность .движения транспорта, но и само движение происходит совершенно иначе. Многократно, один за другим следуют перекрестки, транспортные средства часто делают повороты. Обусловленная этим смена полос (рядов) движения и другие маневры приводят к постоянному торможению и троганию с места машин для зимнего содержания дорог. Кроме того, в городах наряду с автомобилями проявляют себя все другие участники уличного движения: пешеходы, средства рельсового транспорта и т. д. Отсюда возникают следующие особенности зимнего содержания дорог в городах: различная ответственность; особые транспортные проблемы; уборка и вывозка снега; расплавление снега.
За участок дороги, соединяющий населенные пункты, обычно ответственность несет только одно государственное учреждение, — как правило, окружное управление дорог. В городах сфера ответственности различна.
Зимнее содержание местных проездов окружных дорог в городах и общинах с населением менее 10 000 чел., а также местных проездов магистральных дорог в городах и общинах с населением менее 50 000 чел. осуществляет окружное управление дорог.
Зимнее содержание городских проездов окружных дорог в городах и общинах с населением более 10 000 чел. и магистральных дорог в городах с населением более 50 000 чел., а также всех прочих улиц, путей, площадей и парков в зоне городов и общин осуществляют советы городов и общин или предприятия, которым советы поручают эти работы.
Если указанное выше разграничение в каких-то конкретных местных условиях будет недостаточно, тогда местные советы в интересах быстрой эксплуатационной готовности и повышения эффективности работ могут заключать соглашения с окружными управлениями о возможных отклонениях от этих принципов.
В некоторых городах служба зимнего содержания дорог находится в ведении городской дирекции дорог, в других городах — в ведении специальных предприятий по уборке города.
Серьезнейшей проблемой для службы зимнего содержания дорог в городах является большая интенсивность движения на городских улицах. Как движущиеся, так и стоящие средства транспорта в значительной мере затрудняют снегоуборку.
Иногда городская администрация старается в некоторой степени облегчить эту проблему. Так, например, Берлинский городской распорядок устанавливает: «Владельцы и водители транспортных средств, которые вследствие оставления (стоянки) своих автомобилей на общественных улицах, путях и площадях препятствуют сквозной уборке улицы или делают ее невозможной, должны сами очистить от снега использованные ими места стоянок». В других городах идут иным путем и запрещают остановки и стоянки на особо грузонапряженных улицах (запрет устанавливают
попеременно на разные стороны улицы). В интересах службы зимнего содержания дорог переменное разрешение на стоянку должно даваться не более чем на один день, чтобы и на другой стороне улицы своевременно можно было проводить работы по зимнему содержанию. Возможность освободить проезжую часть улицы от стоящих транспортных средств для проведения работ по зимнему содержанию дорог заключается в том, что устанавливают переносные щиты, запрещающие остановку, на которых указано время, в течение которого имеет силу данный запрет.
Местные управления дорог для освобождения от снега и льда проезжей части улицы чаще всего используют малогабаритные, специально для этой цели изготовленные снегоуборочные машины. Эти машины устойчивы при встрече с выступающими препятствиями и делают возможной основательную очистку не только проезжей части, но и тротуара. Подвеска отвалов на этих машинах осуществляется с помощью гидравлических или пневматических устройств, обеспечивающих копирование очищаемой поверхности.
Такие машины позволяют осуществлять перестановку отвала для уборки снега в правую и левую стороны. Городские плужные снегоочистители имеют так называемые промежуточные отвалы; такой отвал смонтирован между передней и задней осями базовой машины. Эти отвалы являются чаще всего откидными, благодаря чему базовую машину можно использовать и как транспортное средство. Используемые в Советском Союзе в городах машины для зимнего содержания дорог имеют плужный снегоочиститель впереди, а между осями машины цилиндрическую подметальную щетку. Это способствует эффективной очистке улицы от снега.
Другой особенностью зимнего содержания дорог в городах является проблема вывоза снега. Она вытекает из требования, согласно которому проезжую часть улицы необходимо очистить от снега на полную ширину. Это значит, что только на тех участках, где движение не затруднено или не подвержено опасности можно, перемещать снег к кромкам тротуара или проезжей части. Во всех других случаях снег должен быть вывезен.
Для погрузки снега широко используются механические погрузочные агрегаты. Они погружают снег в грузовой автомобиль с помощью транспортеров или роторного устройства. В последние годы расширяется использование ковшовых погрузчиков.
При использовании погрузочных машин помехи движению городского транспорта должны быть по возможности сведены к минимуму. Следует стремиться, чтобы погрузочная машина и загружаемый грузовой автомобиль не занимали больше, чем одну полосу движения. Если снег подается в транспортную машину с малой скоростью, как, например, при погрузке механическим снегопогрузчиком, то грузоподъемность транспортных средств используется не полностью. Поэтому гораздо целесообразнее грузить снег высокопроизводительными роторными снегоочистителями, которые могут быть оборудованы для этой цели специальными погрузочными’ желобами. Благодаря высокой скорости, с которой снег попадает в транспортное средство, он будет уплотняться, что позволит перевезти гораздо больше снега, чем в случае, если он транспортируется в рыхлом состоянии.
В Москве, например, ежегодно приходится вывозить 15 млн. м3 снега. Затраты службы зимнего содержания дорог составляют здесь 60—70% от всех расходов по уборке города.
Успешному выполнению требований инструкции «Вывозка снега в городах и населенных пунктах» [58] способствует советский снегопогрузчик С-4, представляющий собой специальный самоходный непрерывно работающий агрегат. Снег забирается двумя поворотными лапами и посредством скребкового конвейера в рыхлом виде сбрасывается на транспортный автомобиль. Успешная уборка снега этим снегопогрузчиком достигается, если:
на участках дорог и площадях, с которых запланирована вывозка, снег собран так, что его погрузка и вывозка осуществляются без затруднений;
погрузка снега происходит при движении транспортного потока (необходимые транспортные ограничения в зависимости от значения улицы, интенсивности движения, количества и состояния снега, видимости и прочего должны быть согласованы с Государственной автоинспекцией);
при погрузке снега на тротуарах и велосипедных дорожках, а также площадях покрытия на них имеют достаточную прочность;
выбраны короткие маршруты проезда для вывозки снега. С удлинением расстояния необходимо значительное увеличение количества транспортных средств, чтобы можно было использовать на полную мощность снегопогрузчик.
Например, при расстоянии транспортировки снега 3 км необходимо 11 грузовых автомобилей; – погрузка снега производится преимущественно в период незначительного уличного движения (например, ночью, так как сокращение времени оборота транспортных средств уменьшает потребность в них); – с помощью предписывающих и воспрещающих дорожных знаков обращено внимание водителей транспортных средств и других участников движения на то, что производится погрузка снега. Владельцы машин, стоящих продолжительное время в зоне работы, должны быть своевременно уведомлены о начале работ по уборке и вывозке снега; – снегопогрузчик С-4 становится в рабочую позицию только после осуществления указанных выше мероприятий безопасности. Диспетчер направляет первую грузовую автомашину под скребковый транспортер. Рабочую скорость снегопогрузчика регулируют в зависимости от количества и свойств снега. Грузовой автомобиль следует задним ходом за погрузчиком; – предусмотренные места выгрузки снега (не используемые в течение года внутригородские площади, главные коллекторы канализаций, реки, озера и т. п.) должны позволять производить непрерывную разгрузку транспортных средств без простоев.
При указанных условиях сменная производительность снегопогрузчика С-4 составляет 1875 м3 снега, а затраты на вывозку снега составляют 1,3 марок/м3 снега.
Так как грузовой автомобиль при погрузке снега двигается задним ходом за погрузчиком С-4, то имеется большая опасность аварий. Поэтому целесообразно ориентироваться на использование плужно-роторных снегоочистителей с погрузочным желобом.
Наряду с широким использованием обычных способов снегоочистки не прекращаются попытки искусственного плавления снега на месте. Проблема состоит з том, чтобы добиться такого интенсивного воздействия тепла на относительно маленькую поверхность, при котором снег быстро плавится. Если это будет достигнуто, плавление снега станет до некоторой степени экономичным. Использование установок для плавления снега из-за высокой стоимости их изготовления и эксплуатации может быть приемлемым только в больших городах. Производительность плавления передвижными установками такого рода составляет около 30—40 т/ч при расходе жидкого топлива от 250 до 300 л/ч. Фактическое время плавления снега составляет около 80% общего рабочего времени.
Установка, приобретенная дорожной администрацией города Осло для экспериментальных целей, в зависимости от температуры и свойств снега имеет производительность от 30 до 35 т/ч. Это соответствует приблизительно девяти автомобилям, везущим по 10 м3 снега каждый.
Если в период одной зимы выпадает нормальное количество снежных осадков, то затраты на плавление 1 м3 снега приблизительно такие же, как и при обычной погрузке и вывозке снега. При большом количестве снежных осадков затраты на плавление 1 м3 снега уменьшаются до 25%.
В общем использование установок для плавления снега пока может быть оправдано только в случаях, когда расстояние от места погрузки снега до разгрузочной площадки очень велико, существуют существенные препятствия движению транспортных средств, а снегопады очень интенсивны. В ГДР и за рубежом пока нет ясности в том, насколько установки для плавления снега могут вытеснить традиционное оборудование. Обычно установки для плавления снега рассматривают как дополнение к снегоуборочной технике. Соответствующего технико-экономического основания целесообразности использования установок для плавления снега на территории ГДР пока не имеется.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности зимнего содержания дорог в городах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы