Для безопасности движения по скользким покрытиям в зимнее время необходимо обеспечить требуемое сцепление между колесами автомобилей и покрытием. На практике это значит: плавно трогаться с места на малом газе, чтобы колеса не пробуксовывали (с места трогаться только на второй скорости); ездить не очень быстро и по возможности с постоянной скоростью, приспосабливаясь к изменениям дорожных условий; избегать крутых и резких поворотов, так как появляющиеся при этом поперечные силы приводят к боковому заносу; кривые участки дорог проезжать так, чтобы на возникающие при этом центробежные силы не накладывались дополнительно силы торможения и машину не заносило в сторону; для остановки машины своевременно уменьшать скорость и тормозить только плавно; при заносе в сторону машину выводить из юза не торможением, а легким обратным (встречным) поворотом руля и плавным уменьшением или добавлением газа.
Важнейшей характеристикой безопасности движения является длина тормозного пути. Влияние скорости движения и состояния покрытия на тормозной путь изображено на рис. 81; при неблагоприятном состоянии дорожных покрытий необходимо уменьшение скорости движения.
Для зимних условий нередко применяют специальные шины. Ниже рассмотрены некоторые типы таких шин.
Применение шин с шипами противоскольжения основывается на том, что их жесткие, торчащие из резины шипы врезаются в твердый слой льда или плотно-наезженного снега; при этом создается необходимое сцепление между колесом и покрытием. Эффективность применения таких шин зависит от твердости слоев льда или снега, покрывающих проезжую часть дороги.
Рис. 81. График зависимости тормозного пути от состояния покрытия и скорости движения:
1 — сухое покрытие; 2 — грязное покрытие; 3 — обледенелое покрытие
Тормозной путь при внезапном торможении на обледенелых покрытиях у автомобилей, имеющих шины с шипами, сокращается в интервале скоростей от 40 до 70 км/ч по отношению к зимним шинам без шипов примерно на 40%. На уплотненном проездом автомобилями слое снега сокращение тормозного пути составляет от 10 до 30%. На покрытиях с рыхлым слоем снега шипы малоэффективны или даже вовсе не влияют на эффект торможения. На обледенелых дорожных покрытиях из брусчатки (каменных мостовых) с их неровной поверхностью эффект действия шин с шипами противоскольжения также снижается, так как в процессе торможения не все шипы имеют сцепление с поверхностью покрытия. На покрытии, свободном от снега и льда, шипы уменьшают площадь контакта с покрытием, а также вызывают повышенные напряжения в самой шине и в верхнем слое покрытия. Вследствие незначительной площади контакта между шиной и покрытием происходит (особенно при движении по каменным мостовым) значительное снижение силы сцепления колеса с покрытием по сравнению с использованием нормальных зимних шин. Это относится к движению как по сухому, так и по мокрому, грязному или покрытому рыхлым снегом полотну проезжей части. Указанное положение подтверждается проведенными в Скандинавских странах и США испытаниями [52]. На покрытиях, свободных от снега и льда, тормозной путь у зимних? шин с шипами противоскольжения увеличивается по сравнению с нормальными зимними шинами на 17-23%.
В то время как на обледеневших покрытиях шипы вдавливаются в слой снега или льда и не создают опасности для поверхности покрытия, то на покрытиях, свободных от снега и льда, они оказывают разрушающее воздействие непосредственно на верхний слой покрытия. На участках торможения и разгона к этому еще добавляется царапающее действие шипов, сильно истирающее покрытие. Особенно сильно изнашиваются покрытия из битумоминеральных смесей, но даже такие высококачественные покрытия, как из асфальтобетона и литого асфальта, уже через несколько лет требуют ремонта. На дорогах повреждения, вызванные истиранием покрытий, проявляются преимущественно в форме колей. Они появляются особенно часто на типичных участках торможения или разгона, например в зонах, регулируемых светофорами перекрестков, на крутых подъемах и т. д. Исследования, проведенные за границей, подтверждают эти выводы. Так, например, Технический университет в Западном Берлине [53] установил: широкое использование автомобильных шин с шипами противоскольжения ведет к значительному износу поверхности всех типов покрытий; покрытия, построенные с применением органических вяжущих, при прочих равных условиях повреждаются сильнее, чем цементобетонные; наибольшие повреждения возникают в процессе торможения и трогания с места (разгона).
В результате этих исследований были определены относительные значения средней глубины износа в зависимости от состояния движения: при прямолинейном движении — 1, при движении по кривой — 1,1, при разгоне — 1,4 и при торможении — 2,8.
Подводя итог, можно сделать вывод, что шины с шипами противоскольжения бесспорно повышают безопасность движения при опасных из-за гололеда состояниях дорог. Они целесообразны там, где приходится ездить преимущественно по обледенелым или покрытым снегом дорогам. Однако шипы противоскольжения снижают устойчивость автомобиля на свободных от снега и льда покрытиях, вызывают повышенный износ покрытий и создают повышенную опасность при колонном движении автомобилей, имеющих разные шины (часть — шины с шипами противоскольжения, часть — нормальные шины). Исходя в основном из вышеперечисленных обстоятельств, предполагается запретить впредь применение шин с шипами противоскольжения. Зарубежный опыт также подтверждает такую тенденцию.
Шины со специальным рисунком протектора для грязи и снега обеспечивают прежде всего хорошее сцепление при рыхлом снеге. Вследствие этого они позволяют ездить по рыхлому снегу с терпимым буксованием в таких условиях, когда на шинах с нормальным профилем неизбежно пришлось бы застрять. Тормозной путь автомобилей, у которых все четыре колеса снабжены шинами с рисунком протектора для грязи и снега, значительно короче. На плотнонаезженном снегу или гололеде шины с рисунком протектора для грязи и снега с их крупными грунтозацепами по эффективности не отличаются от шин нормального летнего профиля. На мокрых дорогах коэффициент сцепления с покрытием шин с рисунком протектора для грязи и снега меньше, чем у летних. Кроме того, зимние шины тяжелее летних, вследствие чего существенно увеличивается нагрузка на подшипники, оси и муфту сцепления. Кроме того, при шинах с рисунком протектора для грязи и снега расход топлива выше, чем при летних шинах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Применение специальных шин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы