Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство автомобиля

Публикация:
   Основные типы автомобилей с дизельными двигателями

Читать далее:




Основные типы автомобилей с дизельными двигателями

В мировом автомобильном парке дизельный двигатель стал основным силовым агрегатом для автомобилей большой и средней грузоподъемности. Широко его используют также на грузовых автомобилях малой грузоподъемности и автобусах.

Большое распространение дизельных двигателей объясняется многими причинами. Главное их преимущество заключается в большей топливной экономичности по сравнению с автомобилями, имеющими карбюраторные двигатели.

Важнейшим показателем топливной экономичности является удельный расход топлива, который у дизельных двигателей меньше, чем у карбюраторных, на 18—20%. Практически при эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями в различных дорожных условиях их топливная экономичность по сравнению с равными по грузоподъемности автомобилями с карбюраторными двигателями в ряде случаев достигает 35—40%.

Для грузовых автомобилей с дизельными двигателями выпускают двух- и трехосные шасси.

В связи с экономической целесообразностью повышения грузоподъемности автомобилей при соблюдении установленных норм нагрузки на ось все увеличивается доля выпускаемых трехосных автомобилей.

В настоящее время в СССР двухосные автомобили с дизельными двигателями выпускает только Минский автомобильный завод.

До 1977 г. с заводского конвейера сходили двухосные автомобили семейства МАЗ-500А, состоящего из следующих моделей:
МАЗ-500А — транспортный автомобиль с деревянной бортовой платформой, грузоподъемностью 8 т;
— MA3-503A — автомобиль-самосвал с цельнометаллическим кузовом, опрокидываемым назад, грузоподъемностью 8 т;
МАЗ-504А — седельный тягач, предназначенный для транспортировки седельных полуприцепов общей массой до 17 750 кг. С 1977 г. Минский автозавод приступил к производству автомобилей нового семейства MA3-5335, в которое вошли базовая модель MA3-5335, представляющая собой транспортный автомобиль с такой же общей компоновкой, как и автомобиль МАЗ-500А, но с металлической бортовой платформой и отдельными изменениями в конструкции, грузоподъемностью 8 т;
— автомобиль-самосвал МАЗ-5549 грузоподъемностью 8 т с опрокидываемым назад кузовом, предназначенный для перевозки строительных и других сыпучих и кусковых грузов;
—- седельный тягач МАЗ-5429 с седельно-сцепным устройством для транспортировки полуприцепов различных типов общей массой до 17,75 т;
— седельный тягач МАЗ-504В с седельно-сцепным устройством для транспортировки полуприцепов различных типов общей массой до 26 т.

Характерной особенностью конструкции автомобилей Минского завода является расположение кабины над двигателем.

Рис. 1. Автомобиль MA3-5335

Такая компоновка, называемая бескапотной, позволяет сместить кузов и кабину вперед, повысив полезную площадь кузова, при сохранении той же длины автомобиля.

Продвижение кузова вперед обеспечило более рациональное распределение нагрузки по осям автомобиля. Расположение кабины над двигателем создало хорошую обзорность дороги с места водителя. Удобный доступ к двигателю и другим механизмам (рулевому механизму, передней подвеске, приборам электрооборудования) обеспечивается благодаря откидыванию кабины автомобиля вперед. Для обеспечения возможности откидывания кабина крепится к раме при помощи шарнирного устройства, надежно запираемого в транспортном положении.

Бескапотная компоновка предъявляет определенные требования к двигателю (двигатель должен иметь небольшую длину и высоту и хорошо вписываться в пространство под кабиной). V-образные двигатели хорошо удовлетворяют этим условиям.

В качестве силового агрегата на автомобилях МАЗ применяют дизельные двигатели производства Ярославского моторного завода: 6-цилиндровые ЯМЗ-236 мощностью 132,4 кВт и 8-цилиндровые ЯМЭ-238 мощностью 176,5 кВт.

Помимо двухосных автомобилей Минский автомобильный завод выпускает некоторые модели трехосных автомобилен. Преимущества трехосных автомобилей заключаются в благоприятном распределении нагрузки па полотно дороги, хорошей проходимости, относительно высокой объемной грузоподъемности, т. е. способности вмещать большое количество легковесного груза.

Таблица 1.
Краткая техническая характеристика основных моделей автомобилей Минского автозавода

Магистральные транспортные автомобили, предназначенные для хороших дорожных условий, не требующих повышенной тяги, например на равнинной или слабо холмистой местности, иногда выполняют с третьим неведущим дополнительным мостом. Так, на Минском автомобильном заводе создай грузовой автомобиль МАЗ-516Б для магистральных перевозок с третьим неведущим дополнительным мостом, вывешиваемым при необходимости кратковременного повышения тяги на ведущем мосту или во время холостого пробега. Незначительное увеличение собственной массы такого автомобиля позволяет почти в два раза увеличить его грузоподъемность.

Конструкция трансмиссии в значительной мере определяется колесной формулой автомобиля. Формула эта состоит из двух цифр: первая указывает общее число колес, вторая — число ведущих колес. Так, например, при колесной формуле 6X4 общее число колес равно 6, а ведущих — 4.

Автомобили, предназначенные для эксплуатации по дорогам с твердым покрытием, имеют колесную формулу 4X2, 6X2 или 6X4, а для условий бездорожья применяют автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 4X4 или 6X6.

В частности, Кременчугский автозавод выпускает в основном трехосные модели автомобилей с колесной формулой 6X4. На этих автомобилях устанавливают 8-цилиндровые дизельные двигатели ЯМЗ-2Э8 мощностью 176,5 кВт.

Рис. 2. Автомобиль КрАЗ-257

В качестве базовой модели на этом заводе находится в производстве с 1977 г. автомобиль КрАЗ-257Б1. По сравнению с предшествующей моделью КрАЗ-257. КрАЗ-257Б1 имеет некоторые усовершенствования, в частности раздельный привод передних и задних колес.

КрАЗ-257Б1 — транспортный автомобиль с деревянной платформой, имеющей металлическое основание и трехместную кабину, грузоподъемностью 12 т. Он может буксировать прицеп общей массой 16,6 т.

КрАЗ-256Б1 представляет собой автомобиль-самосвал с цельнометаллическим кузовом и разгрузкой назад, грузоподъемностью 12 т. По сравнению с транспортной моделью самосвал имеет укороченную базу.

КрАЗ-285Б1 является седельным тягачом, обеспечивающим транспортировку полуприцепа общей массой 30 т. Так же как и автомобиль-самосвал, он имеет укороченную базу. Однако он не обладает высокими динамическими качествами, и автопоезд в составе такого тягача и полностью груженого полуприцепа может развивать скорость не выше 68 км/ч. В связи с этим такие автопоезда не предназначены для магистральных перевозок на дальние расстояния.

Таблица 2.
Краткая техническая характеристика автомобилей Кременчугского автозавода

Для всех моделей Кременчугского автозавода характерна капотная компоновка с расположением двигателя над передней осью. Кабина водителя имеет деревянный каркас с металлической облицовкой.

К.амский автомобильный завод выпускает трехосные автомобили с колесной формулой 6X4. На все основные модели автомобилей КамАЗ устанавливают двигатели ЯМЗ-740 производства Камского завода. Этот двигатель с рабочим объемом 10,85 л развивает мощность 154,4 кВт, обеспечивая автомобилям необходимые динамические качества.

У всех моделей автомобилей Камского автозавода бескапотная компоновка с откидывающейся цельнометаллической кабиной, расположенной над двигателем.

Конструкции кабин грузовых автомобилей придают в последнее время большое значение, поскольку от внешней формы кабин зависит размер лобовой площади автомобиля, определяющий величину сопротивления воздуха во время движения.

Ширина кабины зависит от допустимой габаритной ширины автомобиля, которая согласно требованиям Международной Конвенции по дорожному движению ограничена величиной 2,5 м.

Высота кабины может быть различной. Объясняется это тем, что автомобили большой грузоподъемности с бортовой платформой эксплуатируются, как правило, с поднятым тентом, обеспечивающим сохранность груза. Таким образом, габаритная высота автомобиля определяется не кабиной, а расположением тента. Чем больше возвышение тента над кабиной, тем больше сопротивление воздуха, поэтому в ряде случаев на крыше кабины устанавливают специальный обтекатель.

Рис. 3. Автомобиль КамАЭ-5320

Базовой моделью Камского автозавода является транспортный грузовой автомобиль КамАЗ-5320. Для возможности эксплуатации его по всей сети автомобильных дорог, допускающей нагрузку на ось не более 6 т, его грузоподъемность ограничена 8 т, при этом нагрузка на заднюю тележку автомобиля не превышает 11 т. Оп может буксировать прицеп общей массой не свыше 11,5 т. Кузов выполнен в виде платформы с металлическими бортами и основанием и металлическим каркасом для установки тента.

На базе модели КамАЗ-5320 Камский автозавод выпускает следующие основные модификации автомобилей с той же колесной формулой 6X4:
— транспортный грузовой автомобиль КамАЗ-53202 грузоподъемностью 8 т, с удлиненной базой (на 500 мм) и удлиненной бортовой платформой (на 900 мм). Автомобиль рассчитан на буксировку прицепа общей массой 11,5 т;
— седельный тягач КамАЗ-5410, с укороченной базой (на 350 мм), предназначенный для буксировки полуприцепа общей массой 19 т;
— автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с цельнометаллическим кузовом и разгрузкой назад, оборудованный двухместной кабиной. Грузоподъемность автомобиля 10 т.

Кроме указанных модификаций Камский автомобильный завод выпускает автомобили КамАЭ-53201 и КамАЗ-53203 в виде шасси для установки на них специальных кузовов.

Таблица 3.
Краткая техническая характеристика основных моделей автомобилей Камского автозавода

Наряду с автомобилями отечественного производства в автотранспортном парке страны имеется немало автомобилен большой грузоподъемности с дизельными двигателями, выпущенных за рубежом. К их числу относятся автомобили-самосвалы «Татра», седельные тягачи «Шкода», самосвалы «Магирус-Дейтц» и седельный тягач «Мерседес-Бенц» (ФРГ), седельный тягач «Вольво» (Швеция).

На автомобилях «Татра» и «Магирус-Дейтц» применяют дизельные 8-цилиндровые V-образные двигатели с воздушным охлаждением, тепловой режим которых поддерживается при

Таблица 4.
Краткая техническая характеристика зарубежных автомобилей с дизельными двигателями

помощи обдува ребер цилиндров мощным вентилятором. Отключение вентилятора посредством специальной муфты позволяет прогреть двигатель. Особенностью шасси автомобилей «Татра» является применение массивной трубчатой хребтовой рамы.

На двигателях автомобилей «Вольво» использован турбо-наддув при помощи нагнетателя, работающего под действием отработавших газов. Это позволяет при том же рабочем объеме цилиндров двигателя повысить мощность и крутящий момент па 20—30%.

Повышение тяговых качеств автопоездов, буксируемых седельными тягачами, требует увеличения числа ступеней в коробке передач. На седельном тягаче «Мерседес-Бенц» установлена, например, 8-ступенчатая коробка передач с дополнительной понижающей передачей для преодоления тяжелых участков горных дорог.

Интересна задняя подвеска тягача «Вольво» с очень длинной полуэллиптпческой рессорой, имеющей всего лишь три разделенных листа. Эти листы обладают достаточной упругостью и способны поглощать толчки от неровностей без значительного прогиба.

Рулевые управления отвечают требованиям затраты минимального усилия на управление автомобилем даже при сложном маневрировании. С этой целью у всех автомобилей применяют рулевые механизмы с малыми внутренними потерями на трение и снабжают их гидравлическими усилителями.

У автомобилей, имеющих двигатели с воздушным охлаждением, отопление кабины осуществляется независимыми отопи-телями, работающими на дизельном топливе. У автомобилей «Магпрус» применяют два отопителя, один из которых обогревает ветровое стекло или нижнюю часть внутреннего помещения, а другой — отсек, в котором расположены аккумуляторные батареи и все остальное помещение кабины.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Основные типы автомобилей с дизельными двигателями"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства