Современные скоростные трассы должны удовлетворять ряду разнообразных требований.
Скоростные дорожные кольца протяженностью от 2.5 до 5,5 км наиболее типичны для современных закрытых трасс. Их конфигурация и продольный профиль должны позволять автомобилям двигаться с высокой скоростью в соответствии с требованиями ФИА. На всей трассе должна быть обеспечена безопасность для участников соревнований и зрителей.
Рентабельность трасс, способных содействовать популяризации автомобильного спорта, в первую очередь зависит от количества зрителей на соревновании. Поэтому при разработке проектов трасс нужно учитывать следующие условия:
1. Удобное размещение зрителей, создающее им полную безопасность и хороший обзор возможно большей части трассы. При этом зрители должны находиться только с наружной стороны трассы.
Когда трасса проходит по пересеченной местности, для зрителей должны быть использованы пологие, спланированные склоны; на них могут быть оборудованы удобные места для зрителей с хорошей обзорностью трассы. Кроме того, такое расположение зрителей обеспечивает им наибольшую безопасность. Если нижняя кромка откоса находится в 3 м (по вертикали) от уровня трассы, в этом случае согласно требованиям ФИА не обязательно создавать защитные устройства, вместо которых достаточно легкого ограждения, препятствующего подходу к верхней кромке откоса.
2. Минимальное количество постов, предназначенных для охраны трассы от посторонних лиц. В дни соревнований трасса не должна требовать специального оцепления.
3. Удобство подъезда служебных машин по внешним путям к каждому участку трассы (санитарных, пожарных, технической помощи).
4. Простота изоляции трассы при проведении тренировок, испытательных заездов и учебных занятий.
5. Использование внутренней зоны, находящейся в контуре трассы, для размещения вспомогательных помещений и служб с обязательным устройством путепровода для связи с этой зоной, обеспечивающего пересечение с трассой в разных уровнях.
6. Устройство стоянки для личных транспортных средств зрителей.
7. Обеспечение зрителей в дни соревнований транспортом общего пользования.
Для уменьшения площади, занимаемой трассой, и ее лучшей обзорности она не должна быть слишком вытянутой. По возможности ей придают вид петель, направленных внутрь контура трассы.
Контур трассы не должен включать в себя длинные прямые, заканчивающиеся участками резкого торможения перед входом на кривую большой крутизны. После длинного прямого участка должна следовать кривая наибольшего радиуса. Большое количество кривых малого радиуса, требующих интенсивного торможения перед входом на них, не только увеличивает опасность бокового заноса, но и вызывает повышенный износ шин, особенно у серийных автомобилей, обладающих большой массой. В связи с этим предпочтительно в трассу включать плавные кривые с равномерно изменяющимся радиусом, требующие переменного режима движения, но без резкого снижения скорости. Отдельные ветви трассы можно размещать в разных уровнях при условии плавных вертикальных сопряжений.
Постоянно действующие трассы должны иметь помещения и оборудование для проведения учебно-тренировочных сборов и специальных занятий по повышению водительского мастерства (мастерские, боксы для автомобилей, оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей).
Выбирая места для постоянных автомобильных трасс вблизи населенных пунктов, следует учитывать необходимость снижения шума, чтобы не нарушать спокойствие жителей. Отдельные ветви трассы должны быть продолжены так, чтобы между ними и ближайшими домами имелись естественные преграды, препятствующие распространению шума и воздушных потоков, относящих отработавшие газы в сторону жилых домов.
Дорожные трассы для скоростных соревнований, в отличие от скоростных треков автодромов, рассчитаны на переменный режим движения с резким перепадом скоростей. Поэтому дорожные трассы, как правило, имеют сложную конфигурацию в плане. Для них характерны петлевые участки, S-образные повороты, подъемы и спуски, профилированные виражи с относительно небольшими поперечными уклонами. Они содержат основные элементы современных автомобильных дорог и представляют собой замкнутые контуры неправильной формы с прямыми участками различной длины. Условно их можно разделить на два основных вида:
— трассы, расположенные на специальной территории и не входящие в общую дорожную сеть;
— трассы, включающие отдельные участки дорог, открытых для общего пользования в обычное время и закрываемых на период соревнований и тренировок.
Трасса должна быть в виде замкнутой кривой, иметь повороты, подъемы и спуски, радиус и кривизна которых допустимы для дорог общего пользования.
Если направление трассы резко меняется и на ее продолжении оказывается дорога, не являющаяся частью трассы, она должна быть закрыта для постороннего движения и свободна от препятствий на протяжении не менее 200 м.
Трасса должна иметь прямые участки достаточной длины, позволяющие развивать скорость, близкую к их максимальной.
На поворотах трассы кривые должны иметь возрастающий радиус (по направлению движения) или в крайнем случае постоянный.
Кривые в конце прямых участков, на которых автомобили развивают наибольшие скорости, должны иметь возможно больший радиус.
Продольные уклоны на трассе (как прямолинейных, так и криволинейных участков) не должны превышать 20% На прямых участках, между двумя краями дорожного полотна или между средней линией и одним краем, допускается поперечный уклон в пределах 53%, который создается для стока воды. Поперечный уклон криволинейных участков делается внутрь кривой. Если угол поперечного уклона переменный, то он должен уменьшаться от наружного края к внутреннему. Максимальное значение этого уклона (за исключением автодромов) равно 10%.
Обзорность трассы оценивается видимостью дороги с места водителя гоночного автомбиля, движущегося с большой скоростью. Расстояние видимости должно соответствовать пути торможения.
Покрытие должно быть ровным, обладать высоким коэффициентом сцепления, сохранять его достаточную величину на поверхности, смоченной водой, бензином или маслом. Важным условием является одинаковость качества покрытия на всем протяжении трассы. Если это выполнить нельзя, необходимо не допускать ухудшения покрытия на участках торможения и резкого разгона, а также на участках со значительным изменением продольного уклона и на прямолинейных участках. Кроме того, трассы скоростных соревнований должны удовлетворять требованиям безопасности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные условия создания скоростных трасс"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы