Катушки наматываются из медных шин шириной до 80 мм при толщине 2—15 мм. Изгиб таких шин на ребро вызывает большое утолщение внутренних участков, которое не удается выровнять прессованием, как в катушках меньших размеров. Чтобы избежать утолщения при изгибе витков, катушки крупных гидрогенераторов наматывают не из прямоугольных шин, а из шин специального профиля. Поперечное сечение таких шин имеет вид, показанный на рис. 1. Боковые поверхности шины параллельны лишь на половине ее ширины. Сторона, обращенная к внутреннему радиусу изгиба, постепенно утоньчается с углом скоса (в несколько градусов (приблизительно 2—4°), что компенсирует ее утолщение при изгибе. Внешняя сторона витков скошена «топориком». Это увеличивает поверхность соприкосновения витков катушки с охлаждающим воздухом, так как с наружной стороны катушки гидрогенераторов не изолируются. Свободное пространство между витками в частях, прилегающих к сердечнику полюса, после сборки катушки заполняется асбестовой бумагой и клеящим лаком.
Катушки гидрогенератора наматывают на станке. От приводного двигателя через плоскоременную передачу и систему зубчатых передач получает вращение шестерня, закрепленная на вертикальном валу. С шестерней сцеплено зубчатое фигурное основание оправки. Движение оправки по плоскости стола ограничивается вертикальным пальцем, проходящим через овальный паз оправки. Шестерня сообщает оправке возвратно-поступательное и вращательное движение. Сверху оправки-укреплены стальные цилиндры — штыри, формирующие закругления витков катушки. После намотки нужного числа витков шина приподнимается и обрезается пневматическими ножницами. После намотки катушки отжигают, нагревая витки током чтобы не образовалась окалина.
Рис. 1. Катущки из шинной меди обмоток возбуждения гидрогенераторов:
1 — изоляция между витками, 2 — витки катушек из шинной меди специального профиля, 3 — полоски асбеста для заполнения промежутков между шинами, 4 …… изоляция катушки от корпуса, 5 — сердечник полюса
Рис. 2. Станок для намотки катушек возбуждения гидрогенераторов:
а — принципиальная схема станка, б — намотка витков, в — отрезание витков пневматическими ножницами
Катушки гидрогенераторов не пропитывают. Их витковая изоляция — асбестовая бумага толщиной 0,3—0,5 мм — нарезается по форме витков и приклеивается к широкой поверхности витков клеящим лаком.
Междувитковую изоляцию запекают, предварительно отрихтовав и выровняв нагретую катушку. Запечку производят под давлением при температуре, зависящей от состава лака и размеров катушки. Охлажденную после запечки катушку очищают от остатков клеящего лака, подрезают излишки витковой асбестовой изоляции и лакируют всю ее поверхность.
Контроль готовых катушек заключается в проверке их размеров и испытании витковой изоляции. Испытания изоляции производят десятикратным по сравнению с номинальным испытательным напряжением. Катушка при этом устанавливается под пресс в холодном состоянии.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности изготовления катушек возбуждения крупных синхронных гидрогенераторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы