Пропитка обмоток электрических машин повышает их надежность. Пропиточные лаки, проникая между проводниками катушек и заполняя воздушные промежутки между слоями изоляции, делают обмотку монолитной; повышаются механическая и электрическая прочность изоляции и ее теплопроводность. Пленка, образующаяся на поверхности пропитанной обмотки, препятствует проникновению в нее влаги и паров масел из окружающего воздуха, оказывающих вредное действие на электроизоляционные материалы. Перед пропиткой обмотку обязательно сушат, чтобы удалить из ее изоляции влагу и обеспечить более полное заполнение пропиточным составом всех пустот в обмотке и пор изоляции.
Для пропитки применяют лаки с растворителями, лаки без растворителей и компаунды.
Лаки с растворителями состоят из основы лака (50—55% объема) — натуральных или синтетических смол и растворителей — легко испаряющихся веществ (ксилола, толуола и др.), служащих для разжижения основы лака. В состав лака добавляется также некоторое количество пластификаторов, придающих гибкость застывшей лаковой пленке, и сиккативов — веществ, ускоряющих процесс отвердевания основы лака после пропитки. При добавлении растворителей пропиточный состав разжижается и во время пропитки основа лака проникает внутрь обмотки и остается там после испарения растворителей. Однако объем, занятый растворителем после его испарения, остается свободным и его снова заполняет воздух. Поэтому пропитку производят не один, а два или три раза с обязательной промежуточной сушкой. Этим достигается более полное заполнение всех пустот основой лака.
Для пропитки обмоток с изоляцией классов нагревостойкости Е и В наибольшее распространение получили лаки с растворителями МЛ-92 и МГМ-8, основой которых служат натуральная глифталевая смола; с изоляцией класса нагревостойкости F — лаки ПЭ-933 и ПЭ-993, основа которых состоит из синтетических полимерных веществ и смол; с изоляцией класса нагревостойкости Н — лаки КО-916К и КО-964Н, имеющие высокую нагрево-стойкость, пригодные для пропитки обмоток влагостойкого тропического и химостойкого исполнений.
Пропитка в лаках с растворителями производится путем погружения в лак или заполнения пропиточным составом лаковой ванны с установленными в ней изделиями. Оборудование для пропитки занимает много места, а процесс пропитки сопровождается выделением большого количества летучих — паров растворителей. Поэтому для пропитки выделяют отдельные участки цехов и оборудуют их мощной системой вентиляции.
Лаки без растворителей на 100% состоят из основы лака, поэтому более полное заполнение обмотки достигается быстрее, чем при применении лаков с растворителями. Широкое распространение в современном электромашиностроении получили лаки без растворителей К.П, состоящие из полиэфирных смол с добавкой кремнийорганической смолы (лак КП-34) или эпоксидной смолы (лак КП-103). Лаки этого типа становятся жидкотеку-чими и легко проникают внутрь обмотки при нагреве их до 70— 80 °С, а при 150—160 °С быстро отверждаются под действием инициатора — перекиси бензоила, вводимого в состав лака до пропитки.
Оборудование для пропитки лаками без растворителей занимает относительно мало места. Это позволяет встраивать его непосредственно в технологические линии изготовления электрических машин. Сравнительно небольшое количество паров лака, выделяющихся во время пропитки, удаляется вентиляторами, смонтированными в пропиточных установках.
Компаундами называют пропиточные составы, жидкие в нагретом состоянии в момент их применения и твердеющие после охлаждения в результате происходящих в них химических реакций. Компаунды, твердеющие при охлаждении, называют термопластичными. При повторном нагреве они снова размягчаются и опять твердеют при охлаждении. К таким компаундам относятся битумные. Ранее их применяли для пропитки обмоток высоковольтных машин с непрерывной изоляцией из микаленты и обмоток машин низкого напряжения с усиленной влагостойкой изоляцией. В настоящее время применение битумных компаундов резко сокращается, так как ими нельзя пропитывать обмотки выполненные из проводов с эмалевой изоляцией. Температура размягчения битумных компаундов не превышает 125—130 °С, поэтому ими пропитывают лишь изоляцию обмоток с классом нагревостойкости В, находящихся на неподвижных частях машины, т. е. изоляцию статоров в машинах переменного тока или катушек возбуждения в машинах постоянного тока.
Для пропитки изоляции обмоток современных электрических машин широко распространены компаунды, затвердевающие в результате химических процессов, происходящих в них после пропитки изоляции обмоток во время запечки при высокой температуре. Такие компаунды называют термореактивными, так как после затвердевания они не могут быть снова размягчены. К термореактивным относятся компаунды на основе эпоксидной смолы. Они служат для пропитки изоляции машин высокого напряжения, состоящей из нескольких слоев слюдинитовой или слюдо-пластовой ленты, намотанной вполнахлеста, или гильзовой изоляции из тех же изоляционных материалов. Для затвердевания изоляции в состав компаунда вводят отвердитель. После запечки термореактивный компаунд образует прочный монолитный слой, имеющий хорошие влагостойкость, электрическую и механическую прочность. По нагревостойкости такая изоляция относится к классу F.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пропиточные составы и методы пропитки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы