Для осуществления торможения прицепов, входящих в состав автопоезда, на тягаче должен быть установлен комбинированный тормозной кран (кран для торможения прицепов, конструктивно объединенный с тормозным краном тягача).
Кроме установленных на прицепе баллона для сжатого воздуха и тормозных камер, в тормозную систему автопоезда также входят воздухораспределитель, соединительная головка, соединяющая воздушные магистрали тягача и прицепа, и разобщительный кран, который отключает магистраль прицепа.
В тормозных системах автомобилей МАЗ и КрАЗ устанавливается комбинированный тормозной кран поршневого типа, обслуживающий одновременно тормозные системы тягача и прицепа. Между гайкой и стенкой верхнего цилиндра зажата уравновешивающая пружина, надетая на трубку. На наружный конец тяги управления верхним краном, помещенной внутри трубки, навертывается гайка. затягивающая уравновешивающую пружину. Приводной рычаг крана имеет отверстие, в которое свободно входят трубка и тяга. Нижний конец приводного рычага шарнирно связан с тягой управления нижним краном. Тяга проходит через регулировочный стакан, и надетая на нее регулировочная пружина упирается одним концом в этот стакан, а другим — в гайку, навернутую на тягу.
Рис. 1. Схема пневматического тормозного привода автомобиля МАЗ-200 с прицепом:
В комбинированном тормозном кране имеется шесть полостей, из которых полости А и Е соединяются с атмосферой, В и Г — с баллоном сжатого воздуха; полость Б соединяется с магистралью прицепа и полость Д — с магистралью тягача. Кроме того, полости А, Е и В, Г соединены попарно друг с другом. Поршень разделяет полости А и Б, поршень — полости Е и Д, клапан — полости Б ж В ж клапан 16 — полости Д ж Г.
Внутренняя полость корпуса воздухораспределителя 32 прицепа также делится на две части (полости Ж и 3) внутренней перегородкой. Внутри корпуса может перемещаться поршень, на одном штоке с которым свободно надет впускной клапан и закреплен выпускной клапан 12. Удерживаемая в определенном положении пружиной резиновая диафрагма отделяет в нижней части корпуса полость И.
Полость Ж соединена с баллоном прицепа, полость 3 — с тормозными камерами прицепа, полость И — с атмосферой и полость К над поршнем — с магистралью прицепа. Положение деталей, показанное на рис. 304, а, соответствует расторможенному состоянию.
Величину давления воздуха в баллоне прицепа можно регулировать путем затяжки пружины гайкой. Компрессор через баллон сжатого воздуха тягача, полость В, клапан, полость Б, соединительную головку, магистраль, трехходовой кран и полость Ж подает сжатый воздух в баллон прицепа до тех пор, пока давление воздуха в баллоне не достигнет 4,8—5,3 кГ./см2 (480—530 кн/м2). Тогда под действием давления воздуха в полости Б поршень переместится влево и закроет клапан, вследствие чего прекратится дальнейшее поступление сжатого воздуха в баллон.
При торможении рычаг, действуя через трубку, сжимает пружину, которая перестает давить на поршень, и последний под действием пружины и сжатого воздуха в полости Б перемещается влево. Клапан, нагруженный пружиной, садится в седло; при этом полости Б и В изолируются одна от другой, а шток соединяет с атмосферой полость К воздухораспределителя через полости Б, А и Е. В то же время полость изолируется от атмосферы, так как поршень, перемещаясь вверх под действием пружины и сжатого воздуха из баллона, плотно прижимает выпускной клапан к отверстию в диафрагме. Клапан поднимает впускной клапан вверх; при этом в перегородке открывается отверстие, через которое сжатый воздух проходит из полости Ж в полость далее к тормозным камерам прицепа, вызывая торможение его колес
Торможение колес тягача производится с некоторым запаздыванием по отношению к торможению колес, прицепа, чтобы исключить возможность накатывания прицепа на тягач. При нажатии на тормозную педаль тяга перемещает вправо шток. Когда торец штока упирается в клапан, то полость Д изолируется от атмосферы. При открытии клапана 16 под действием штока полости Г и Д соединяются, и сжатый воздух из баллона тягача через них поступает к тормозным камерам колес тягача, вызывая их торможение.
В зависимости от массы прицепа изменяется затяжка пружины, а следовательно, и время запаздывания торможения тягача по отношению к торможению прицепа.
Для того чтобы интенсивность торможения автопоезда соответствовала силе давления ноги шофера на педаль, тормозной кран и воздухораспределитель имеют следящее устройство, которое состоит из поршней и пружин. Нижний конец рычага стремится повернуться относительно верхнего шарнира в результате давления на поршень пружины и сжатого воздуха в полости Д, но удерживается пружинами 3 и 28. При уравновешивании давления пружин с одной стороны и пружины и сжатого воздуха — с другой поршень может переместиться влево до закрытия клапана, в результате чего в полости Д установится давление определенной величины. Таким образом, давление в полости Д, а следовательно, и в тормозных камерах колес тягача зависит от силы нажатия на тормозную педаль. Чем больше сила нажатия, тем сильнее сжимаются пружины.
В верхнем цилиндре давление в полости Б меняется по мере расходования воздуха, что вызывает перемещение поршня вправо под действием пружины до упора штока в клапан. При этом полость Б изолируется от атмосферы и в ней устанавливается давление, пропорциональное силе нажатия на тормозную педаль.
Диафрагма воздухораспределителя регулирует давление воздуха в тормозных камерах прицепа. При одинаковом давлении воздуха в полости Ж ив полостях плюс давление пружины диафрагмы в полости устанавливается определенное давление, так как диафрагма, прогнувшись вниз, закрывает клапан и изолирует полость от полости Ж.
В случае поломки сцепного устройства магистраль прицепа разрывается, и прицеп затормаживается, так как в полости К давление становится равным атмосферному. При повороте трехходового крана из положения, показанного на рис. 1, б на 90° по часовой стрелке, происходит растормаживание прицепа, разъединенного с тягачом. Давление с обеих сторон поршня в полостях уравновешивается за счет воздуха, поступающего из баллона прицепа. Под действием сжатого воздуха в полости открывается выпускной клапан, через который тормозные камеры сообщаются с полостью атмосферой.
В комбинированном тормозном кране диафрагменного типа (автомобилей ЗИЛ-130А1 и ЗИЛ-130А4) имеются две секции, из которых верхняя управляет тормозами прицепа или полуприцепа, а нижняя — тормозами тягача. Резиновые диафрагмы зажаты по краям между крышками корпусом крана. В кране также образуется шесть полостей А, Б, В, Г, Д, и Е, отделенных одна от другой диафрагмами и клапанами. Полости А и Е через окно связаны с атмосферой; полость Б соединена с магистралью прицепа; полости В я Г связаны с баллонами тягача и полость Д соединена с магистралью тягача.
В расторможенном состоянии кран работает следующим образом. Впускной клапан открыт и пропускает сжатый воздух из баллонов в магистраль прицепа. Величину давления сжатого воздуха можно регулировать пружиной. Впускной клапан секции, управляющей тормозами тягача, закрыт, а выпускной открыт, и к тормозным камерам тягача сжатый воздух не проходит.
При нажатии на тормозную педаль ведущий рычаг поворачивается относительно оси в вилке рычага. При этом рычаг смещает влево шток, закрепленный на оси, вследствие чего сжимается пружина. Шток перестает давить на шток, поэтому диафрагма под действием сжатого воздуха и пружины прогибается влево, и пружина сажает в гнездо клапан. Шток, смещаясь влево, отходит от выпускного клапана, и он открывается. Через окно, полость А, пустотелый шток и полость Б магистраль прицепа соединяется с атмосферой, и воздух из нее выходит наружу.
Понижение давления в магистрали вызывает срабатывание воздухораспределителя, установленного на прицепе, и приводит в действие тормоз прицепа. Нижний конец рычага нажимает на рычаг, который, перемещая стакан, сжимая уравновешивающую пружину, закрывает выпускной клапан и открывает впускной клапан, соединяющий магистраль тягача с баллонами через полость Д, что приводит к торможению тягача.
Рис. 2. Комбинированный тормозной кран диафрагменного типа:
А—Е — полости; 1 и 4 — оси рычагов; 2 и 6 — рычаги; 3, 11 и 24 — штоки; 5 — валик; 7, 12, 16, 17, 21 и 26 — пружины; 8 — направляющая втулка; 9 — упорная шайба; 10 и 23 — диафрагмы; 13 и 18 — крышки корпуса крана; 14, 15, 19 и 20 — клапаны; 22 — корпус выключателя; 25 — стакан; 27 — корпус крана; 28 — окно
При прекращении нажатия на тормозную педаль рычаг освобождается от нагрузки и пруяшна, разжимаясь, перемещает шток вправо. Выпускной клапан, управляющий тормозами прицепа, закрывается, а впускной открывается. В магистраль прицепа поступает сжатый воздух, и колеса прицепа растормаживаются. В секции, управляющей тормозами тягача, закрывается впускной клапан и открывается выпускной клапан, через который выходит сжатый воздух из тормозных камер тягача.
Пружины и диафрагмы осуществляют следящее действие в этом кране по тому же принципу, что и в тормозном кране автомобилей МАЗ.
Если затормозить тягач ручным тормозом, то специальная система рычагов включит пневматический тормозной привод прицепа. Рычаг повернет валик, кулачок которого надавит на вырез штока и, перемещая его вправо, включит в работу секцию тормозного крана, управляющую тормозами прицепа.
На рис. 3 показан тормозной кран прицепа с пневматическим управлением, устанавливаемый на автомобилях ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157. В расторможенном положении пружина поднимает шток вверх и открывает впускной клапан, через который сжатый воздух из баллона тягача поступает в полость В, затем в магистраль, через обратный клапан в полость воздухораспределителя и по каналу наполняет баллон прицепа.
При открытом обратном клапане давление в полостях Г и Д с обеих сторон поршня выравнивается. Под действием пружины поршень вместе с пустотелым штоком перемещается вверх, и полость Е через шток и полость Ж соединяет тормозные камеры прицепа с атмосферой. Когда давление воздуха в полости В станет больше давления пружины на поршень, поршень со штоком опускается. Клапан закрывается, и сжатый воздух из баллона тягача в баллон прицепа перестанет перетекать.
Рис. 3. Схема пневматического тормозного привода прицепа:
А—Ж — полости; 1, 5, 17 — пружины; 2 и 15 — штоки; 3, 4, 16 и 18 — поршни; 6 — тормозной кран прицепа; 7 — фильтр; 8, 10 и 13 — клапайы; 9 — магистраль; 11 — тормозная камера; 12 — баллон; 14 — канал; 19 — воздухораспределитель; 20 — тормозной кран тягача
В случае нажатия на тормозную педаль под давлением сжатого воздуха, поступающего в полость А из тормозного крана, поршень со штоком опускается. При этом отверстие в торце штока открывается, и магистраль прицепа соединяется с атмосферой через фильтр, полость Б, канал в штоке и полость В. Установление атмосферного давления в полости Д приводит к опусканию штока под действием давления на поршень сжатого воздуха из баллона. Шток, упираясь в клапан, разобщает полость Ж с атмосферой и открывает через клапан проход сжатому воздуху из баллона в тормозные камеры прицепа.
Поршни и пружины крана образуют следящую систему. Пружина давит на поршень и стремится поднять его вместе со штоком вверх, тогда как пружина, нагружающая клапан, и давление воздуха в полостях А и В на поршни стремятся опустить шток вниз. Увеличение силы нажатия на тормозную педаль вызывает увеличение давления в полости А, что приводит к поступлению дополнительного количества сжатого воздуха в тормозные камеры прицепа, т. е. к повышению интенсивности торможения.
Соединительная головка служит для соединения воздухопроводов тормозных систем тягача и прицепа. Она закрепляется в задней части тягача. Такая же головка, но имеющая штифт вместо клапана, находится на конце гибкого шланга магистрали прицепа.
Перед тем как соединить головки тягача и прицепа, открывают крышку, нажимают на клапан и продувают головку сжатым воздухом, открыв для этого рукоятку разобщительного крана. При соединении головок имеющиеся на них гребешки клиновидной формы входят в скобы. Торцы уплотнительных прокладок плотно прижимаются друг к другу, и клапан в головке тягача под действием штифта головки прицепа сжимает пружину и открывается. После соединения головок открывают разобщительные краны тягача и прицепа.
Рис. 4. Соединительная головка пневматического тормозного привода:
а — разрез; б — общий вид; 1 — корпус головки; 2 — пружина; 3 — обратный клапан; 4 — прокладка; 5 — гайка; 6 — крышка; 7 — гребешок; S — скоба
Перед каждой поездкой производится проверка, открыты ли разобщительные краны.
Перед тем как разъединить соединительные головки, разобщительный кран закрывают.
При поломке сцепного устройства между тягачом и прицепом головки тягача и прицепа разъединяются, и закрывавшийся клапан 3 не выпускает сжатый воздух из магистрали тягача.
Разобщительный кран закрыт, если его рукоятка расположена поперек корпуса, и открыт, если она стоит вдоль корпуса.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности устройства привода к тормозам прицепа"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы