На рис. 1 показано однодисковое сцепление с центральной пружиной, которое устанавливается на автомобилях МАЗ-500, МАЗ-200, КрАЗ-214, КрАЗ-219, КрАЗ-221 и КрАЗ-222.
Ведущая часть сцепления состоит из маховика, опорного диска, вставленного в центральное отверстие кожуха, привернутого к маховику, и ведущего диска, соединенного с кожухом шпильками. Эти шпильки входят в соответствующие пазы кожуха и служат направляющими для диска при его осевом перемещении.
К ведомой части сцепления относятся: первичный вал коробки передач и расположенный на его шлицах ведомый диск со ступицей. Разрезной ведомый диск отштампован из стали; с обеих сторон к нему приклепаны заклепками фрикционные накладки. Опорами для первичного вала коробки передач служат два шарикоподшипника, расположенных в выточке маховика и в стенке картера коробки передач (на рисунке не видно).
Возможны два варианта соединения ведомого диска с его ступицей: при помощи заклепок и через гаситель крутильных колебаний.
Нажимной механизм сцепления состоит из центральной пружины, опирающейся на диск и втулку, и двадцати упругих рычагов. Пружина давит на втулку, установленную свободно в отверстии диска, стремясь сдвинуть ее назад. На переднем конце втулки с помощью опорного кольца закреплены две шайбы, между которыми на шариках закреплены внутренние концы рычагов выключения. Давление пружины через втулку передается рычагам. Рычаги, опираясь на кольцевой выступ опорного диска, наружными концами давят на кольцевой выступ ведущего диска, который плотно прижимает ведомый диск к маховику. Соотношение плеч у рычагов таково, что они увеличивают силу давления на ведомый диск по сравнению с силой пружины в 7,5 раза. Благодаря этому сцепление может передавать большие крутящие моменты при относительно слабой центральной пружине.
Схема действия сцепления с центральной пружиной показана на рис. 2.
Силу пружины регулируют с помощью прокладок, установленных между опорным диском и кожухом. При уменьшении или увеличении числа регулировочных прокладок изменяется положение опорного диска относительно кожуха. Минимально допустимая величина зазора Б гарантирует полноту включения сцепления (отсутствие пробуксовки дисков).
В механизм управления сцеплением входят: вилка выключения с валом, муфта выключения с шарикоподшипником, рычаг, тяга и педаль; муфта может перемещаться вдоль направляющей втулки, во фланце которой закреплен палец, фиксирующий правильное положение муфты.
Сцепление может быть выключено, если с помощью педали, тяги, рычага и вилки выключения сцепления переместить вперед по втулке муфту. При этом шарикоподшипник нажмет на втулку и, сжимая пружину, повернет рычаги, прекращая их давление на ведущий диск. Пружины, упирающиеся в шайбы, закрепленные на шпильках штифтами, отведут диск, и ведомый диск освободится. В исходное положение муфта возвращается под действием пружины.
Рис. 1. Сцепление с центральной пружиной автомобиля КрАЗ-214:
1 — маховик; 2 — ведущий диск; 3 — шпилька; 4 — ведомый диск; .5 и 6 — накладки; 7 — ступица ведомого диска; 8 и 18 — шарикоподшипники; 9 — первичный вал коробки передач; 10 — опорное кольцо; 11 и 28 — шайбы; 12 — заклепка; 13 — регулировочные прокладки; 14 — картер сцепления; 15 — рычаг выключения; 16 — шарики; 17 — палец; 19 — крышка первичного вала коробки передач; 20, 25 и зо — пружины; 21 — муфта выключения сцепления; 22 — втулка; 23 — вилка выключения: 24 — вал; 26 — опорный диск; 27 — крышка смотрового люка; 29 — штифт; 31 — кожух
Рис. 2. Схема действия сцепления с центральной пружиной:
а — сцепление включено; б — сцепление выключено
Рис. 3. Привод выключения сцепления чвтомобиля КрАЗ-214:
1 — ВДУЖииа; 2 — ось серьги; 3 – ось педали; 4 — серы
На рис. 2, а показано положение деталей сцепления с центральной пружиной во включенном положении, а на рис. 2, б — в выключенном положении.
Интенсивному охлаждению сцепления способствует большое число рычагов выключения, сделанных в виде лопастей и образующих вместе как бы крыльчатку вентилятора.
Картер сцепления прикреплен болтами к картеру маховика. Доступ к деталям сцепления, расположенным внутри картера, возможен через люк, закрытый крышкой.
Отличие в конструкции сцеплений с центральной пружиной, устанавливаемых на автомобилях МАЗ и КрАЗ, заключается лишь в размерах ведомого диска и наличии на автомобилях КрАЗ пружинного усилителя, установленного на рычаге вала педали выключения сцепления и служащего для облегчения его выключения. На рис. 3 приведена схема пружинного усилителя привода выключения сцепления. Когда сцепление включено и давление на его педаль отсутствует, ось педали находится ниже оси серьги на величину т, и педаль удерживается пружиной. При нажатии на педаль ось серьги опускается ниже оси педали и пружина помогает выключать сцепление.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности устройства сцепления с центральной пружиной"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы