При правильном вождении увеличивается средняя скорость движения, снижается расход топлива и повышается эффективность использования автомобиля и срок его службы.
Перед началом движения прогреть двигатель.
Начинать движение можно только после того, как прекратится подача звукового сигнала (зуммера) и погаснут сигнальные лампы.
При трогании с места включить первую передачу. Переключать передачи плавно, обязательно выключив сцепление. Рекомендуется кратковременно задержать рычаг в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, не включать передачу резкими толчками. Нужно плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удается включить передачу при трогании автомобиля с места, вторично выключить сцепление и снова включить передачу.
При выборе момента переключения передач и скорости движения для лучшего использования мощности двигателя и его динамических качеств необходимо контролировать частоту вращения коленчатого вала по тахометру. Во всех режимах движения надо ориентироваться на зеленое поле указателя тахометра.
Максимальную мощность двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 2600 мин-1.
Скорость движения на маршруте нужно выбирать с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя — при частоте вращения коленчатого вала 2000…2200 мин-1.
Длительная езда с использованием максимальной мощности двигателя ведет к повышенному расходу топлива и износу деталей двигателя.
Превышение предельной частоты вращения коленчатого вала недопустимо из-за возможной поломки двигателя.
Необходимо помнить, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 1600… 1800 мин-1. Дальнейшее снижение частоты вращения от нагрузки вызывает потери мощности и требует дополнительных затрат энергии на разгон автомобиля.
При разгоне не включать более высокую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не возрастет до максимальной.
При переходе с высших передач на низшие применять двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую применение этого способа переключения обязательно.
Масса перевозимого груза не должна превышать установленной нормы, так как перегрузка влияет на безопасность движения и вызывает ускоренный износ агрегатов автомобиля.
При движении с прицепом обращать внимание на его виляние, подергивание, увод и другие признаки износа деталей тя-гово-сцепного устройства. Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков. Если произойдет автоматическое затормаживание автомобиля в местах, не допускающих остановку, например перекресток, железнодорожный переезд, то нужно нажать на кнопку аварийного растормаживания (при ее наличии) и, не отпуская ее, на малой скорости вывести автомобиль из опасной зоны.
Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. При вынужденной остановке для предотвращения скатывания автопоезда включить стояночный тормоз, низшую передачу в коробке передач и подложить противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и прицепа.
При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, немедленно остановить автомобиль для их устранения и включить систему аварийной сигнализации.
Необходимо помнить, что снижение давления воздуха в шинах на 100 кПа (1 кгс/см2) против заданного ведет к увеличению расхода топлива на 1… 1,5 л на 100 км пути. При движении по дорогам с твердым покрытием поддерживать давление в шинах 320 кПа (3,2 кгс/см2).
Контролировать состояние всех систем автомобиля помога-нэт контрольные приборы и сигнальные устройства. Следить за их показаниями и своевременно устранять неисправности.
Короткие подъемы преодолевать, используя запас скорости. Крутые или затяжные подъемы преодолевать на низших передачах коробки передач, учитывая при выборе передачи загруженность автопоезда, длину подъема и его крутизну. По возможности использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.
Для увеличения тягового усилия переходить на понижающую передачу в раздаточной коробке.
Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, медленно спустить автомобиль задним ходом вниз для новой попытки.
При движении на спусках не выключать двигатель, а для замедления движения пользоваться вспомогательным тормозом, при необходимости притормаживая автомобиль (автопоезд) рабочим тормозом.
Перед началом движения по заболоченной местности или снежной целине снизить давление воздуха в шинах до 80 кПа (0,8 кгс/см2), включить первую передачу в раздаточной коробке и механизм блокировки межосевого дифференциала. Двигаться со скоростью не более 10 км/ч без остановок и крутых поворотов, не допуская буксования колес, по возможности прямолинейно; поворачивать автомобиль по окружности с большим радиусом. При движении колонной не двигаться по следу, проложенному впереди идущим автомобилем.
Перед началом движения по песчаной местности или сырой луговине снизить давление воздуха в шинах до 120…170 кПа (1,2…1,7 кгс/см2), включить понижающую передачу в раздаточной коробке. Соблюдать плавность движения, избегая резких ускорений и остановок. Двигаться со скоростью не более 20 км/ч в колонне по следу впереди идущей машины, соблюдая дистанцию не менее 40…50 м. Поворачивать автомобиль по окружности с большим радиусом без снижения скорости движения.
Небольшие песчаные барханы преодолевать с разгона. Если колеса начали буксовать при падении скорости движения, выключить сцепление, отъехать назад для разгона и вторично попытаться преодолеть трудный участок.
При движении по пересеченной местности канавы, кюветы и рвы преодолевать по возможности перпендикулярно препятствию с небольшой скоростью на низших передачах в коробке передач и раздаточной коробке и включенным механизмом блокировки межосевого дифференциала.
Съезжать в канаву с минимальной скоростью, при необходимости притормаживая. Как только колеса коснутся дна канавы, увеличить подачу топлива, используя для выезда из канавы силу инерции.
Перед преодолением брода проверить установку заглушки в пробке крана слива отстоя топлива из бака, глубину брода, исследовать состояние донного грунта, выбрать и проверить места въезда и выезда автомобиля и отметить вехами глубокие места.
Включить понижающую передачу в раздаточной коробке и механизм блокировки межосевого дифференциала; выключить гидравлическую муфту привода вентилятора, если уровень воды окажется выше лопастей вентилятора; снизить давление воздуха в шинах до 80…170 кПа (0,8…1,7 кгс/см2) в зависимости от плотности прибрежного и донного грунта.
Въезжать в воду осторожно (не создавая волны) на первой или второй передаче коробки передач при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Двигаться по броду не останавливаясь, по возможности без крутых поворотов. Если по какой-либо причине двигатель остановился, нужно попытаться два-три раза пустить двигатель стартером, в случае неудачи немедленно отбуксировать автомобиль на берег.
После выезда из воды, особенно зимой, сразу же просушить тормозные механизмы, несколько раз притормозив автомобиль при движении для нагрева тормозных барабанов. Проверить состояние масла в агрегатах и, обнаружив воду, заменить масло немедленно. Произвести смазку через пресс-масленки всех точек смазки. Для удаления воды из камеры сгорания и газоходов предпускового подогревателя включить его на продувку на 3…5 мин.
Вывернуть пробку нижнего люка картера сцепления, слить воду и ввернуть пробку.
При движении по скользким и обледенелым дорогам автопоезд вести «врастяжку», длэ чего тормозить запасным или вспомогательным тормозом, так как при этом в первую очередь срабатывают тормоза прицепа.
При заносе, не выключая сцепления, плавно уменьшить подачу топлива, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса.
Для замедления движения при заносе пользоваться вспомогательным тормозом или притормаживать стояночным. В исключительных случаям и для полной остановки автопоезда допустимо притормаживание рабочим тормозом при включенном сцеплении. При торможении не допускать скольжения колес.
Перекл!бчение передач и выключение сцепления на скользком участке дороги нежелательно. Перед троганием с места на скользком участке дороги заблокировать межосевой дифференциал (при включении блокировки загорается контрольная лампа и горит все время, пока дифференциал заблокирован). Как только скользкий участок дороги остался позади, притормозить автомобиль и немедленно разблокировать дифференциал.
Если автомобиль забуксовал, затормозить колеса, заблокировать дифференциал, включить вторую передачу и при возможно малой частоте вращения коленчатого вала (чтобы только не остановился двигатель) плавно отпустить педаль сцепления. Если автомобиль продолжает буксовать, расчистить колею под колесами.
При движении во время тумана, дождя, снегопада, а также при движении по узким дорогам с частыми крутыми поворотами для улучшения видимости пользоваться противотуманными фарами, включая их клавишным переключателем. Низкое расположение противотуманных фар улучшает освещение дороги.
При движении в ненастную погоду включать стеклоочистители, регулярно протирать боковые стекла кабины и зеркала заднего вида. Не забывать просушивать тормозные механизмы.
При выходе из строя гидроусилителя рулевого управления пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно. Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем не допускается.
При разрыве шлангов насоса гидроусилителя:
– соединить шлангом трубопроводы высокого и низкого давления, идущие от насоса, и по возможности включить радиатор для охлаждения масла;
– заглушить нагнетательные и сливное отверстия гидроусилителя деревянными пробками;
– долить в бачок насоса масло до нормы. Допускается заливать масло, применяемое для двигателя, с заменой его по возвращении в парк;
– двигаться при работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала, наблюдая за температурой масла в бачке. При нагреве масла более 100 °С остановиться и дать маслу остыть.
При сцепке тягача с прицепом:
– затормозить прицеп стояночным тормозом; открыть замок крюка тягово-сцепного устройства;
– установить дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне буксирного крюка автомобиля;
– осторожно подать автомобиль назад до упора буксирного крюка в сцепную петлю прицепа;
– накинуть сцепную петлю на буксирный крюк и закрыть замок;
– вставить штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля;
– соединить головки шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля;
– соединить прицеп с автомобилем страховочным тросом или Цепью;
– открыть разобщительные краны пневмопривода тормозов прицепа, установленные на автомобиле (однопроводной или двухпроводной системы); – растормозить стояночный тормоз прицепа.
Для улучшения маневренности при буксировке прицепа снять с автомобиля задние буферы.
При расцепке:
– затормозить прицеп стояночным тормозом;
– отсоединить штепсельную вилку от розетки тягача и вставить в отверстие пластины дышла, аккуратно смотав шнур электропроводки в бухту. При отключении вилки убедиться в том, что контактирующая часть розетки закрыта крышкой;
– закрыть разобщительные краны пневмопривода тормозов;
– разомкнуть соединительные головки шлангов тормозной системы и укрепить их на кронштейнах дышла;
– отсоединить страховочный трос;
– снять сцепную петлю дышла прицепа с буксирного крюка автомобиля.
Для буксировки неисправного автомобиля использовать специально изготовленный жесткий буксир. Применение буксиров других конструкций допускается при снятом переднем буфере.
При буксировке автомобиля с неработающим двигателем для наполнения его пневматического тормозного привода сжатым воздухом использовать шланг для накачки шин. Один конец шланга подсоединить на буксируемом автомобиле к буксирному клапану, расположенному на конденсационном баллоне питающей части пневмопривода тормозов, второй — к такому же клапану на буксирующем автомобиле (если буксирующий автомобиль модели КамАЗ).
Если нельзя наполнить пневмосистему неисправного автомобиля сжатым воздухом, разблокировать тормоза задней тележки.
При буксировке автомобиля на расстояние, не превышающее 150 км, выключить сцепление, включить прямую (пятую) передачу в коробке передач, дать проехать автомобилю не менее 500 м (для смазки деталей коробки передач) со скоростью 45 км/ч, выключить передачу и включить сцепление.
Для буксировки автомобиля на большее расстояние отсоединить карданные валы привода промежуточного и переднего мостов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности вождения Камаз 4310"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы