Остановы и храповики. Для удержания груза, поднимаемого лебедками, применяют остановочные устройства, действие которых основано на том, что они позволяют вращаться валу, передающему крутящий момент, в одну сторону и препятствуют вращению в обратную сторону.
По конструктивному исполнению различают остановы: храповые—с наружным и внутренним зацеплением и фрикционные— роликовые и клиновые. На рис. 36, а представлен храповой останов с наружным зацеплением, состоящий из зубчатого храпового колеса, закрепленного на валу и собачки, вращающейся свободно на пальце, закрепленном на корпусе лебедки. При вращении барабана лебедки в сторону подъема груза собачка автоматически выводится из зацепления, а при вращении в обратную сторону западает между зубьями и препятствует вращению. Храповой останов с внутренним зацеплением показан на рис. 36, б. Принцип работы его основан на заклинивании защелки (во время спуска). В зависимости от способа действия остановы делятся на нормально закрытые (замкнутые) и открытые; в зависимости от назначения — на спускные и стопорные одно- или двустороннего действия; в зависимости от системы управления — на управляемые и действующие автоматически.
Автоматические остановы (см. рис. 36, в) состоят из наружного диска, внутренней звездочки, заклинивающих шариков и пружины.
Рис. 37. Фрикционный останов
На рис, 37 показан фрикционный останов с клиновидным сцеплением. Ступица насажена на вал, с которой шарнирной осью соединены собачки, расположенные с противоположных сторон, которые входят в желоб, выточенный в ободе диска. Если вал вращается против часовой стрелки, собачка сжимает пружины и не препятствует вращению. При вращении вала по часовой стрелке собачка благодаря трению между нею и ободом, повернется на оси, заклинится в выточке желоба и остановит вал.
Рис. 38. Тормоза:
а — колодочный; б — ленточный; в — дисковый электрический
Тормоза и тормозные системы. Принцип работы тормозов основан на использовании силы трения, возникающей между вращающимся и прижимаемым к нему невращающимся элементами, и превращении кинетической энергии движущегося груза в тепловую энергию, что позволяет их использовать при любых скоростях. Тормоза классифицируют: в зависимости от конструкции и формы контактирующих элементов на колодочные (рис. 38, а), ленточные (рис. 38, б) и дисковые электрические (рис. 38, в).
Тормоз ленты будет нормально работать в том случае, если лента будет обходить от шкива в расторможенном состоянии при диаметрах шкива меньше 400 мм на е=0,14-0,25 см, при диаметрах шкива больше 400 мм на 8 = 0,15-0,3 см.
По закреплению концов тормозной ленты ленточные тормоза классифицируют на простые, дифференциальные и суммирующие. У механизмов, где крутящий момент направлен всегда в одну сторону, применяют простой ленточный тормоз.
С целью облегчения управления и обеспечения безопасной работы применяют специальную конструкцию тормоза с храповым устройством, где тормозной шкив установлен свободно на втулке барабана и связан с ним через храповой механизм. Дифференциальный ленточный тормоз является тормозом одностороннего действия, в котором набегающий конец ленты тормоза с натяжением Т закрепляют на хвостовом плече рычага. При неудачном выборе соотношения плеч тормоз может самозатягиваться, т. е. торможение может произойти без приложения внешней силы. Положительным свойством этих тормозов является то, что они пригодны для торможения больших моментов. В механизмах передвижения и вращения применяется суммирующий ленточный тормоз. В этих тормозах оба конца ленты закрепляют на одной стороне тормозного рычага на одинаковых плечах, что обеспечивает постоянную величину момента от натяжения обоих концов ленты.
Колодочные тормоза выполнены с двумя колодками, диаметрально расположенными относительно шкива. Преимущество их состоит в том, что они не создают изгибающего момента на валу тормозного шкива (см. рис. 38, а). Колодочный тормоз состоит из станины, стоек, в которых укреплены шарнирно колодки с фрикционными накладками, прижимаемые к тормозному шкиву при сближении стоек. Стойки перемещаются системой, состоящей из укрепленной на стойке поперечной тяги и хомута, укрепленного на стойке, находящейся под действием усилия пружины. Электромагнит или электрогидравлический толкатель производит размыкание тормоза (отвод колодок). Равномерный развал обеих стоек обеспечивается упорным болтом, В зависимости от типа применяемого электромагнита различают колодочные тормоза с ко-роткоходовым (ход якоря 1—4 мм), среднеходовым (ход якоря 10—14. мм) и длинноходовым (ход якоря 20—40 мм) электромагнитом.
Ленточный тормоз состоит из огибающей тормозной шкив упругой стальной ленты с фрикционной накладкой, закрепленной на станине (см. рис. 38, б). Набегающий конец ленты крепится на станине, а сбегающий конец (с винтовой стяжкой) к тормозному рычагу. При нажиме на педаль тормозная лента 15 натягивается и плотно обжимает тормозной шкив 16. При снятии с педали усилия педаль возвращается в исходное положение с помощью пружины. Равномерный отход ленты от тормозного шкива в верхней точке обеспечивается пружиной, которая крепится к кронштейну. Эту же функцию выполняют регулировочные болты, находящиеся в кожухе.
Дисковый электрический тормоз (см. рис. 38, в) включает: упорный диск, ведущие диски, ведомые диски, стопорное устройство, базовый диск, пружины, корпус, направляющий шток, электромагниты.
Рис. 39. Дисковый тормоз
Рис. 40. Схема конусного тормоза
Конусный тормоз (рис. 40) состоит из вращающегося конусного диска, сидящего на шлицах тормозного вала, не-вращающегося конусного диска и пружины, которая и создает тормозной момент.
Рис. 41. Центробежный тормоз
Автоматически действующие центробежные тормоза используют для ограничения скорости опускания груза (рис. 41). На тормозном валу установлен диск, на ступице которого свободно вращается храповик, на котором закреплены тормозные накладки. Диск с прикрепленными к нему на угловых рычагах грузами может поступательно перемещаться по шлицам. Пружина установлена на валу и стремится раздвинуть диски.
С увеличением скорости выше расчетной грузы под действием центробежной силы отклоняются и прижимают диски к закрепленному собачкой храповику, в результате чего снижается скорость опускаемого груза.
Тормозной системой называется устройство, состоящее из нескольких тормозов, управляемых с общего пульта, а также узлов и деталей для их управления. Примером таких систем могут быть тормозная система автомобиля, лесовозного автопоезда и т. д.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Остановы и тормозные устройства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы