Многочисленные опытные данные свидетельствуют о необходимости учета твердости абразива при оценке износостойкости материалов (а именно—соблюдения реальных соотношений твердости абразива и испытуемых материалов).
Для уточнения влияния твердости абразива при оценке износостойкости материалов нами были проведены сравнительные испытания большого количества сталей на песчаной и карборундовой шкурках по несколько измененной методике М. М. Хрущева и М. А. Бабичева. Твердость зерен «а этих шкурках составляла соответственно 1000 и 2240 кГ/мм2. В качестве показателя износостойкости была принята величина, обратная износу (не отнесенная к величине износа эталонного материала); размерность этого показателя 1/мк.
Испытания позволили установить, в частности, что с повышением твердости сталей выше значений, составляющих примерно 60% твердости песка, начинается резкий подъем износостойкости. Характерно, что при меньших твердостях испытуемых материалов значения износостойкости, определенные на песчаной и карборундовых шкурках, практически совпадают.
Малоуглеродистые стали (20, 20Х, 20ХН, 12ХНЗА и др.) занимают область на диаграмме йзносостойкость — твердость. В связи с тем, что наивысшая твердость этих сталей, достигаемая закалкой, ниже 60% значений твердости абразивных частиц рассматриваемая зависимость даже при испытаниях на песчаной шкурке имеет линейный характер. Различие в степени легирования этих сталей в опытах не ощущалось.
Область включает экспериментальные точки для среднеуг-леродистых сталей (50Г, 65Г, 45Г2, 40Х, 40ХН и др.). Зависимость износостойкости этих сталей от их твердости имеет линейный характер при испытании на карборундовой шкурке и отклоняется от линейной при твердости свыше 600 кГ/мм2 при испытании на песчаной шкурке.
Высокоуглеродистые стали (У12, ШХ15, ШХ15СГ и др.) занимают область; выше расположены области: для цементированных сталей, нитроцементированных сталей, цементированных высокоуглеродистых сталей 6 и азотированных сталей.
Сталь Гадфильда (ЛГ13) при испытаниях на обеих шкурках показала износостойкость, соответствующую примерно износостойкости закаленных среднеуглеродистых сталей с твердостью порядка 400—550 кГ/мм2.
Таким образом, сравнительные испытания на песчаной и карборундовой шкурках, Подтвердив закономерности, полученные М. М. Хрущовым и М. А. Бабичевым, дали также новые ре-эулыаты, приблизившие сравнительную оценку износостойкости материалов к реальным ее значениям с учетом твердости абразива, встречающегося в шахтах (до 1000 кГ/мм2).
О влиянии твердости абразива на износостойкость материалов можно судить по выполненным исследованиям. По данным Р. Д. Хауорта, приведенным в табл. 15, значения величин износа двух испытанных сталей различаются менее чем в 2 раза при изнашивании их корундом. В то же время при испытании на коксе износостойкость этих сталей различается более чем в 40 раз. Такого же рода различив в износостойкости материалов наблюдается при испытании на шкурке, причем разница в величинах износа при трении о карборундовую и стеклянную шкурки доходит до 13-кратной величины.
Рис. 1. Диаграмма износостойкость — твердость конструкционных термически и термохимически обработанных сталей при испытании на карборундовой и песчаной шкурках:
Рис. 2. Износостойкость стали У8 как функция соотношения значений твердости испытуемого материала и абразива
Износостойкость с учетом твердости абразива можно рассчитать для деталей, условия изнашивания которых находятся в границах применимости расчетных формул (т. е. при I схеме фрикционного контакта и при чисто механическом процессе изнашивания без заметного действия температурных и коррозионных факторов). Такой расчет целесообразно проводить, например, в тех случаях, когда необходимо установить экономическую эффективность термической обработки изнашивающихся деталей, имея в виду, что в отдельных случаях закалка может не дать ощутимого повышения износостойкости деталей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оценка износостойкости материалов с учетом твердости абразива"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы